Инквизиция в России

Найдено 1 определение
"Инквизиция" в России
как система преследовании «еретиков» правосл. церковью (не как спец. учреждение) - действовала уже в XII в.: в 1169 был предан мучит, казни он. Федор за «хулу на богородицу». Творя суд и расправу над «еретиками», правосл. церковь действовала так же жестоко, хотя и не с таким размахом, как католическая. Новгор. еп. Федора (XIV в.) летопись называла «звероядивым»: он приказывал выжигать людям глаза, отрезать языки, нек-рых распинать. Митрон. Фотий (также XIV в.) предлагал применять к «еретикам» все средства устрашения, но без пролития крови (дань религ. ханжеству). Новгор. архиеп. Геннадий (конец XV в.), прозванный «кровожадным устрашителем», проявлял интерес к испанской И. и требовал физ. уничтожения «отступников». В обоснование «лютых казней» «еретиков» написал особое «слово» Иосиф Волоцкий. Инквизиторские гонения были направлены гл. о. против участников нар. антифеод. движений, принимавших, по условиям времени, форму «ересей». Та», в 1375 в Новгороде были казнены участники стригольничества, направленного против церк. и светского феодализма. По решениям поместных соборов 1490 и 1504, были преданы казни мн. приверженцы новгор.-моск. ереси. Под видом охраны чистоты веры с XVIТ в. был организован террор но отношению к приверженцам раскола. Митроп. Питирим разработал тогда программу борьбы с ними как с гос. преступниками. Протопоп Аввакум и группа его последователей-старообрядцев сначала были заточены в монастыри, а затем заживо сожжены в срубе. Среди нерусских народов окраин страны применялись инквизиторские методы насаждения православия, что служило одной из постоянных причин нар. волнений и восстаний. Массовые протесты против мрачной миссионерской деятельности Новокрощенской конторы синода (1731 - 1764) вынудили церковников за крыть ее. Жестоко карали людей церковники за переход из православия л др., нехрист., вероисповедания. Так, в 1738 были сожжены некий Тайгильда за принятие ислама, а капитан Возницын и др. - за переход в иудейство. Подобно католич. И., правосл. церковники рассматривали также дела о «ведьстве, чародеянии и волхвовании», за что, как правило, назначалась смертная казнь. В 1227 в Новгороде были сожжены 4 «волшебника», а в 1411 в Пскове 12 «колдуний». Инквизиторская практика правосл. церкви XV-—XVII вв. была закреплена в царском Уложении 1649, определявшем смертную казнь за «преступления» против религии.
В позднейшем царском законодательстве была выработана целая система ограничений и гонений под видом защиты православия, к-рая проводилась в жизнь при энергичном участии церковников. Для выступавших против правосл. религии и церкви были заведены тюрьмы при Соловецком, Суздальском и др. монастырях. В монастырских застенках содержались старообрядцы и сектанты, участники освободит. нар. движений, представители передовой обществ.-полит. мысли. К заточенным в монастыри применялись пытки, истязания, а также изощр. методы духовного издевательства в течение мн. лет, что нередко приводило людей к сумасшествию. Для запугивания нар. масс и увода их с пути ров. борьбы правосл. церковники, как и И. на Западе, широко применяли отлучение, анафему, запрещение произведений науки и литературы, цензуру духовную и светскую.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.