(Infralapsarianism).
Лат. "после падения" иногда заменяется термином "сублапсарианство". Составная часть учения о предопределении, рассматривающая в основном проблему божественного избранничества и вечного осуждения. Эта проблема касается предопределенности божественного выбора, с одной стороны, и свободы человеческой воли с другой. Каким образом можно совместить эти два положения? Если судьбы человечества предопределены Богом, можно прийти к отрицанию свободной воли человека и возложить на Бога ответственность за грех. Напротив, провозгласив свободу человека, мы делаем его ответственным за грех, что может привести к отрицанию всемогущества и власти Бога Его решения зависели бы тогда от наших. Эта дилемма и попытки разрешить ее имеют долгую историю. Она стала предметом спора Пелагия и Августина, обсуждалась на Оранском синоде 529 г., и синод принял сторону Августина. В Средние века Дуне Скот и Уильям Оккам подвергли сомнению позицию Августина. Спор на ту же тему между Лютером и Эразмом запечатлен в трактатах "О свободе воли" и "О рабстве воли". Вовлеченный в спор Меланхтон был обвинен Флацием в синергизме. В кон. XVI в. взгляды Арминия на предопределение и свободу воли вызвали полемику среди реформатов, крые попытались выработать единую позицию на Дортском синоде.
Согласно точке зрения инфралапсариан, вечные установления Божьи имели следующую очередность:
(1) Бог сотворил человечество доброе и благое, чистое и непорочное;
(2) Бог дозволил человечеству совершить грехопадение пойти по пути, избранному самим человечеством;
(3) Бог спас часть падших;
(4) оставшемуся человечеству Бог уготовил справедливое возмездие;
(5) Бог послал Искупителя к спасенным;
(6) Бог послал Св. Духа реализовать искуплениеспасенных.
Ключевым в этой последовательности установлений оказывается то, что
Бог осуществил избрание ко спасению после грехопадения, а не до него, отсюда и появилось название "инфралапсарианство". Супралапсариане придерживаются взгляда, согласно к-ром у установления об избранничестве и вечном осуждении имели место до сотворения человечества. Сторонники обеих точек зрения предъявляют веские аргументы в защиту своей позиции, ссылаются на Св. Писание, обращаются за поддержкой к трудам Августина, Кальвина и др. Большинство реформатских ассамблей отказались принять инфраили супралапсарианские воззрения в качестве нормативных, хотя предпочтение скорее отдается первым. Впрочем, сторонники вторых не подвергаются осуждению.
R.V.SCHNUCKER(nep.IO.T.)
См. также: Арминий, Якоб; Кальвинизм; Дортский синод; Предопределение; Супралапсарианство.