ИНФОРМАЦИОННЫЙ ВЗРЫВ

Найдено 1 определение
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ВЗРЫВ
резкий количественный и качественный скачок в сфере информации и коммуникации, вызванный бурным научно-техническим прогрессом в этой области, активизацией процесса обмена информацией внутри каждой страны и на международной арене (см. Международный обмен информацией), возрастанием роли информации в жизни людей. По данным ЮНЕСКО, к сер. 80-х гг. в мире действовало более 120 информационных и телеграфных агентств (см. Агентства информационные). Среди средств массовой информации традиционно первое место занимает печать.
Издается более 8,2 тыс. общенациональных ежедневных газет общим тиражом примерно 515 млн экз. (1983). Ежегодный тираж книжной продукции (приблизительно 772 тыс. наименований) — более 8 млрд экз. (1983). «И. в.» нашел отражение в значительном развитии в последние годы радио- и телевизионного вещания. С 1965 к сер. 80-х гг. число радиостанций увеличилось с 6,4 тыс. до 34 тыс., а телевизионных станций — с 6,5 тыс. до 45,5 тыс. У населения имеется ок. 2 млрд радиоприемников и почти 1 млрд телевизоров. На киностудиях мира ежегодно производится 3,5—4 тыс. полнометражных фильмов.
Стремительное развитие получили новые виды средств информации, коммуникации и связи — кабельное и кассетное телевидение, непосредственное телевизионное вещание, радиотелефонная связь через искусственные спутники Земли, выпуск печатной продукции с использованием электронных систем и т.д. В результате применения микроэлектронной технологии появились новейшие коммуникационные системы, объединяющие ЭВМ и телевидение, телефон и компьютер, телекоммуникацию и печать. Информация и коммуникация являются Динамичной отраслью экономики, к-рая имеет значительные перспективы в своем развитии. По расчетам ЮНЕСКО, стоимость средств связи на мировом рынке составляла в 1982 21,3 млрд дол., а в 1990 она будет исчисляться 103,1 млрд.
«И. в.» способствовал возрастанию влияния средств информации на общественную жизнь, развитие экономики, науки, культуры. Информация и коммуникация стали мощными орудиями формирования национального и международного общественного мнения, важным компонентом мировой политики, международного обмена духовными ценностями, средством взаимопонимания и укрепления связей между государствами. Вместе с тем «И. в.» вызвал усиление идеологической борьбы на международной арене. Пропагандистские службы империалистических стран пытаются использовать средства массовой информации и новейшую технологию в этой области для усиления «психологической войны», с одной стороны, и для манипулирования сознанием народов своих и зарубежных стран — с другой. Углубляющаяся диспропорция в распределении средств информации и коммуникации, сосредоточение их в руках немногих монополистических органов информации стран капитала (см. Монополии прессы буржуазные) вызывают растущее недовольство в развивающихся странах, к-рые выступают против духовного колониализма, за установление нового международного информационного порядка.
СССР и др. социалистические страны, рассматривая проблему использования средств массовой информации в широком контексте международного гуманитарного сотрудничества (см. Всеобъемлющая система международной безопасности), выступают за то, чтобы растущий потенциал современной массовой коммуникации достойно служил всему человечеству.

Источник: Современная идеологическая борьба. Словарь.