ИНФОРМАЦИЯ КОГНИТИВНАЯ

Найдено 1 определение
ИНФОРМАЦИЯ КОГНИТИВНАЯ
от лат. cognitio — познавание, узнавание, познание) — информация, которая распознается, извлекается, интерпретируется и перерабатывается когнитивной системой живых существ. Эффективность поведения живых существ зависит от их способности различать (распознавать) объекты окружающей среды и происходящие в ней события. Для того чтобы выжить, они должны использовать извлекаемую из внешнего мира И.к. и соответствующим образом ее перерабатывать. Они получают ее при помощи органов чувств, которые могут реагировать на температуру, свет, давление, электрический ток, силу тяжести и различные химические вещества.
Живые существа способны распознавать множество входных сенсорных сигналов, причем только некоторые из изменений в чувствительных клетках подвергаются специальной обработке в их когнитивной системе (мозге), становятся воспринимаемыми, интерпретируются как информация о внешнем мире и, если речь идет о человеке, осознаются. При этом передаваемая информация многократно перекодируется: напр., фиксированный в пространстве и времени оптический сигнал (световая вспышка) кодируется в разницу потенциалов, а затем перекодируется в ионный сдвиг, химические реакции, поляризацию мембран, электрический нервный импульс и т.д. В ходе этих многократных процессов перекодирования сенсорная информация сильно изменяется — искажается, отбирается, усиливается и даже уничтожается.
Применительно к человеку это означает, что далеко не все сенсорные сигналы осознаются, большая часть их отфильтровывается, некоторые изменяются, усиливаются, «дополняются» и т.д. На основе этих данных наша когнитивная система осуществляет своего рода гипотетическую реконструкцию внешнего мира, прибегая к помощи внутренних структур, использующих для этой цели два типа информационных процессов — «восходящую» и «нисходящую» переработку И.к. «Восходящая» переработка запускается сенсорными сигналами и управляется неосознаваемыми, автоматическими механизмами, ведущими от сенсорной фильтрации к восприятию, которые направляются генетически и лишь в незначительной степени подвержены обучению или активному сознательному контролю. «Нисходящая», концептуально направляемая переработка, имея дело с И.к., уже поступившей в поле восприятия, в гораздо большей степени использует средства сознательного контроля, она более управляема и подчинена нашим целям и желаниям. Для полного анализа и понимания необходимо сочетание множества информационных процессов, как автоматических, так и неавтоматических. Многообразные процессы переработки И.к., в т.ч. имеющие отношение к нашему восприятию, эмоциям, мышлению, памяти и т.д., могут быть лишь частично осознанными. Осознание, сознательный контроль реально проявляется где-то только в первичной (кратковременной) памяти, позволяя в зависимости от желания учитывать или игнорировать поступающую И.к.
В когнитивной науке широко используется модель переработки И.к., которая предполагает, что процесс познания можно разложить на ряд этапов, каждый из которых представляет собой некую гипотетическую единицу, включающую набор операций, выполняемых над входной информацией. Эта модель также допускает, что реакция на события является результатом серии таких этапов и операций (напр., кодирование информации, восприятие, извлечение информации из памяти, формирование понятий, суждение и построение высказывания и т.п.).

Источник: Философия: энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
464.01 кб

Когнитивно-информационная теория в социологии, истории и антропологии

Медушевский А. Н.
Читать PDF
8.47 мб

Когнитивно-информационный подход при анализе образовательных ресурсов

Болбаков Роман Геннадьевич
Статья анализирует состояние и развитие когнитивных методов как инструмента оценки образовательных процессов и образовательных ресурсов. Анализируется понятие когнитивности.
Читать PDF
340.40 кб

Когнитивно-стилевые особенности операторов в оценке приборной информации

Петрович Дарья Леонцаовна
В работе исследованы связи когнитивных стилей и эффективности сравнительной оценки показаний приборов; а также влияние когнитивных стилей и расстояния между приборами на эффективность такой оценки.
Читать PDF
85.18 кб

Психологические методы и когнитивные схемы в современных информационных войнах

Барабаш В.В., Котеленец Е.А.
В статье анализируется типология информационных войн и на этой основеметоды воздействия на сознание и действия людей. Особое внимание уделяется трансформации информационного пространства и манипуляции общественным мнением.
Читать PDF
343.15 кб

Дихотомия когнитивного пространства: о корреляции понятий "знание" и "информация"

Серебрякова Светлана Васильевна, Плохая Екатерина Евгеньевна
В данной статье на основе методов когнитивной лингвистики и технологической теории информации исследуется фундаментальная проблема взаимоотношения знания и информации.
Читать PDF
177.09 кб

Когнитивно-стилевые особенности операторов и сравнительная оценка приборной информации

Петрович Д. Л.
Настоящая работа посвящена исследованию когнитивных стилей операторов и эффективности сравнительной оценки приборной информации в условиях ее разной пространственной организации.
Читать PDF
476.67 кб

B. . Проблема «Когнитивного провала» в информационном обществе: понятие и пути изучения

Журавлева Валентина Александровна
Статья посвящена рассмотрению важного аспекта информационного общества «когнитивного провала».
Читать PDF
278.29 кб

Взаимодействие осознаваемой и неосознаваемой информации в процессе решения когнитивных задач

Бурмистров Сергей Николаевич, Макаров Антон Валериевич
В статье описаны процедуры и результаты экспериментальных исследований, направленных на выявление эффектов когнитивной деятельности при разных условиях взаимодействия сознательно контролируемых и бессознательных процессов.
Читать PDF
13.61 мб

КОГНИТИВНЫЕ СПОСОБЫ ПЕРЕРАБОТКИ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ ИЗ ИНТЕРНЕТ-СЕТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Молчанов Сергей Владимирович, Алмазова Ольга Викторовна, Поскребышева Наталья Николаевна
Актуальность тематики статьи В условиях информационной социализации, трансформирующей коммуникацию и предъявляющей высокие требования к способности личности осуществлять поиск, отбор, критическое осмысление социальной информации д
Читать PDF
739.24 кб

Растущий потенциал использования когнитивно-информационных технологий в современной российской вузов

Сысоев Никита Александрович
Работа посвящена использованию в практической деятельности в сфере образования и науки инновационных информационных технологий, основанных на мультимедиа и компьютерной графике.
Читать PDF
228.03 кб

Диагностика скрываемой информации на основе анализа когнитивных вызванных потенциалов мозга человека

Исайчев Евгений Сергеевич, Исайчев Сергей Александрович, Насонов Андрей Владимирович, Черноризов Александр Михайлович
Излагаются результаты экспериментальной верификации нового алгоритма разделения «правдивых» и «ложных» ответов, основанного на анализе пространственного распределения амплитуд компонентов когнитивных вызванных потенциалов человека
Читать PDF
545.99 кб

Дизайн электронных образовательных ресурсов в контексте когнитивного восприятия информации читателям

Бородовская А. Ю.
В статье рассмотрена история возникновения, развития и применения компьютерных технологий в процессах переработки знаний, в когнитивных подходах к восприятию информации.
Читать PDF
358.49 кб

Исследование взаимосвязи когнитивных стилей обработки информации с предрасположенностью личности к п

Сергеев Анатолий Анатольевич
Эффективность психологического воздействия определяется не только личностными особенностями коммуникатора, применяемыми им тактиками и стратегиями воздействия, но и предрасположенностью личности к этому воздействию.
Читать PDF
802.77 кб

ИССЛЕДОВАНИЕ КОГНИТИВНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ИХ СООТНЕСЕНИЯ С ТЕХНОЛОГИЯМИ «МЯГ

Миндзаева Этери Викторовна
Описаны результаты исследования когнитивных, информационных и коммуникационных технологий в рамках решения возникающих в области образования задач; выявлены возможности когнитивных информационных технологий как социальных информац
Читать PDF
369.93 кб

Восприятие социальных систем как информационно-когнитивная проблема социального анализа в социальном

Сивиринов Борис Сергеевич
Обосновывается тезис, что для теории и практики социального управления представляют интерес две проблемы системного подхода.