лат. informatio — разъяснение, изложение, представление) — термин, перенесенный в эстетику из теории И, (Эстетика и теория информации), раскрывающий специфику худож. сообщения, к-рая состоит в том, что оно оказывает эмоциональное воздействие, не передается стандартными нормализованными языками, а представляет собой систему индивидуализированных худож. образов. Эта специфика И. х. осмысляется через такие понятия общей теории И., как оригинальность, избыточность, выбор, упорядоченность, текст, код, знак. и др. Осн. свойства И. х.: раскрытие индивидуальной сущности описываемых объектов знаковыми средствами, соответствующими отображаемому объекту, передача знаковыми средствами мировоззрения и личности автора сообщения — художника. С одной стороны, многозначность худож. знака является его необходимым свойством; с др.— невозможно существование в иск-ве двух различных знаковых систем с одинаковыми значениями. В текстах (Текст художественный) зависимость знака от контекста столь велика, что его значение может быть уникальным и невоспроизводимым. Отсюда невозможность адекватного перевода худож. сообщения в др. систему знаков и ограниченность его значения контекстом системы, в к-рой знак используется. Представление об И. х. связано, с одной стороны, с применением конкретных методов анализа, разработанных в рамках теории И., к иск-ву (напр., количественные и статистические методы оценки эстетических качеств худож. объектов); с др.—с попыткой переосмысления с помощью новых понятий самих худож. процессов. Так, представление об И. х. соотносится с понятием упорядоченности по отношению к стихотворному языку (ритм, метр, звучание, система образов). Определение И. х. в качестве выбора, к-рый всегда связан с ограничением разнообразия, позволяет выявить, как в худож. сообщении проявляется мастерство художника и его эстетическое чувство. Определение И. х. как ограничения и увеличения разнообразия соотносится с характеристикой худож. сообщения на формальном и содержательном уровнях. Сочетание этих двух сторон худож. сообщения подчинено реализации идейного замысла художника.