ИНЕРЦИЯ
Инерция
(inertia) буквально — неподвижность, леность, означает собственно такое свойство материи, что она без внешнего толчка не может выйти из данного ей состояния.
Инерция (инертность)
от лат. inertia — неподвижность, бездеятельность) — 1) (в физике) свойство тел, устанавливаемое 1-м законом Ньютона; мерой инерции тела при поступательном движении является инертная масса, а при круговом — момент инерции относительно оси вращения; 2) (в широком смысле) бездеятельность, отсутствие инициативы, активности.
Инерция
Первый закон движения Ньютона гласит, что всякое тело (или масса) сохраняет состояние покоя или равномерного прямолинейного движения, если оно не будет вынуждено внешней силой изменить это состояние. Этот закон называют такмсе законом инерции. Другой способ объяснить свойство инерции — представить его как сопротивление любому движению, действию или изменению. Чтобы привести в движение покоящееся тело, надо преодолеть его инерцию с помощью достаточно большой силы: чем массивнее тело, тем большая требуется сила. См. Ускорение.
Источник: Словарь научной грамотности. 1997 г.
Инерция
в механике свойство тел при взаимной компенсации внешних воздействий сохранять состояние покоя или равномерного прямолинейного движения. В широком смысле инерцию рассматривают как свойство всех материальных объектов сохранять присущее им движение и изменять это движение в конечный промежуток времени [1]. Еще в более широком смысле этого слова инерцией является способность (свойство) вещи при отсутствии других действующих факторов сохраняться во времени. Если в первых случаях мы имеем дело с инерцией тела, движущегося в пространстве, то во втором - с инерцией вещи, движущейся во времени. Кроме того, не исключено, что в последнем случае мы имеем дело еще и с изменением вещи под воздействием времени.
Ассоциативный блок.
Кстати, этим могут быть (но могут и не быть...) обусловлены явления так называемого спонтанного, то есть "самопроизвольного", распада ядер атомов.
Ассоциативный блок.
Кстати, этим могут быть (но могут и не быть...) обусловлены явления так называемого спонтанного, то есть "самопроизвольного", распада ядер атомов.
Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений
Инерция
Как ни парадоксально звучит, но инерция это прежде всего сила – сила тела сохранять свое положение в движении или покое. Действительно, согласно принципу инерции материальный объект сам по себе сохраняет состояние покоя или равномерного прямолинейного движения. Он не может сдвинуться с места (если находится в покое) и не может отклониться в сторону или остановиться (если он движется), если на него не воздействует внешняя сила. Таким образом, инерция это не неподвижность (тело, находящееся в равномерном прямолинейном движении, демонстрирует ничуть не меньшую инерцию, чем неподвижное тело) и даже не бездействие (инертное тело может производить некоторое действие, например, если оно свалится мне на ногу). Инерция это неспособность своими силами изменить свое движение или изменить себя. Вот почему применительно к человеку слово «инерция» всегда имеет уничижительный оттенок: отказ от попытки изменить себя всегда ведет к внутреннему упадку.
Источник: Философский словарь.
ИНЕРЦИЯ
от лат. inertia – бездействие) – в механике свойство тел при взаимной компенсации внешних воздействий сохранять состояние покоя или равномерного прямолинейного движения. Свойство И. предугадывалось уже в атомистич. учении древних. Аристотель допускал мысль о движении по И. при наличии пустого пространства. Но будучи противником мнения атомистов о существовании абсолютно пустого пространства, Аристотель считал, что среда, заполняющая пустое пространство, должна оказывать сопротивление движению, в силу к-рого тела неизбежно останавливаются. Эту мысль Аристотеля догматизировали ср.-век. схоласты, полагавшие, что движение вообще может осуществляться только под действием внешней силы и прекращается, как только сила перестает действовать. Именно против этого утверждения схоластов-догматиков, а не против самого Аристотеля выступил Галилей, к-рый в "Диалогах" сформулировал принцип И. как первый принцип механики. Галилей формулировал принцип И. в непосредств. связи с принципом относительности механич. движения. Действие принципа относительности, согласно к-рому законы механики выполняются как в системе покоящейся, так и в системе, движущейся равномерно и прямолинейно, возможно только при условии действия принципа И. Принцип относительности и принцип И. являются как бы сторонами единого принципа – сохранения движения. Классич. принцип относительности выражает собой инвариантность законов механич. движения, принцип И. – сохранение покоя и равномерного прямолинейного движения. В механике Ньютона принцип И. является особым принципом в системе законов механич. движения, ибо он независим от др. законов механич. движения. И. – фундаментальное свойство всех материальных объектов. Значение этого свойства выходит далеко за пределы чисто механич. законов. Механика имеет дело лишь с частным проявлением инерционных свойств природы. В силу этого понятие И. в системе понятий механики требует своего обоснования вне этой системы. Вот почему в рамках позитивистских теоретико-познават. установок (Мах, Пуанкаре и др.) возникали попытки устранить принцип И. из механики, сведя его к простому следствию из др. законов механики. Тем самым снималась проблема обоснования понятия И., неизбежно ведущая в мир объективно-реальных связей природы. Неудача этих попыток подчеркивает фундаментальность свойства И. Вместе с тем в истории механики известна идея Маха, согласно к-рой И. следует рассматривать как результат влияния отдаленных небесных масс. Рациональное зерно этой идеи состоит в том, что И. как свойство материальных объектов определяется характером взаимодействия между этими объектами. С т. зр. совр. представлений именно полевые взаимодействия определяют инерционные свойства материи. В механике Ньютона инерция рассматривается как постоянное, не меняющееся свойство, изначально присущее атомам. И. трактуется как косность материи и противопоставляется движению. Ньютон вводит понятие массы как количество материи, пропорциональное плотности и объему тела. В силу связи ньютоновского понятия массы с атомизмом масса (количество материи), естественно, выступала как мера И. Причем И. оказалась пропорциональной гравитации, и этот факт, известный еще Ньютону, привел в дальнейшем к принципу эквивалентности поля тяготения и ускоренного движения, положенному Эйнштейном в основу общей теории относительности. В совр. физике сохранилось определение массы как меры И. тел, хотя понятия массы и И. существенно изменились. И. оказалась глубоко связанной с движением. Величина И. движущегося объекта зависит от скорости его движения. Чем больше скорость, тем больше И. тела. Этот факт находит свое выражение в известной зависимости инертной массы движущегося тела (m) от скорости его движения (v) Зависимость И. тела от его движения предугадывалась еще в физике Декарта. Поскольку, согласно воззрению Декарта, пространство заполнено средой, И. тела должна зависеть от его связи со средой, и эта связь будет различной в зависимости от скорости движения тела. Совр. физика отвлекается от механизма инерционных свойств, вскрывая общую связь инертной массы с энергией (Е=mc2). И., будучи "...отрицательным выражением неуничтожимости движения" (Энгельс Ф., Диалектика природы, 1955, с. 1), естественно обнаружила глубокую связь с энергией. Без И. немыслимо движение. Наличие И. обеспечивает саму возможность движения, ибо без его противоположной стороны – И. – движение не могло бы существовать. В широком смысле И. следует рассматривать как свойство всех материальных объектов сохранять присущее им движение и изменять это движение в конечный промежуток времени. В этом широком значении И. выступает как сохранение движения. В понятии И. отражается не только стремление материальных объектов сохранять свое состояние, но и свойство изменять это состояние не сразу, не мгновенно, а в течение опред. времени, величина к-рого конечна и определяется условиями изменения состояния данного объекта. И. глубоко связана с временным характером процессов природы. Принципиальная невозможность бесконечно больших скоростей, иначе говоря, невозможность мгновенных процессов природы, непосредственно вытекает из наличия в природе свойства И. и всеобщности этого свойства. Принцип предельной скорости переноса материальных взаимодействий (принцип постоянства скорости света с) в относительности теории представляет одну из форм проявления инерционных свойств природы. Более широкое понимание И. как принципа сохранения движения приводит к мысли о различных формах проявления инерционных свойств. Уже в области физики масса, выступая в качестве меры И., может принимать качественно своеобразные формы - масса покоя (m0), динамич. масса масса фотонов В области химии и физич. химии инертные свойства отражаются, напр., в известном принципе Ле Шателье - Брауна: система, испытывающая внешнее воздействие, перестраивается таким образом, что при этом возникает противодействие производимому изменению; в силу этого перестройка системы под влиянием внешних воздействий протекает не мгновенно, а в конечный промежуток времени. Инерционные свойства действуют здесь как внутренние свойства системы. Специфич. параметры, характеризующие систему, определяют и специфич. характер действия ее инерционных свойств. Любая форма движения материи в природе имеет свою специфич. форму инертности и без нее немыслима. Наследственность в биологии, торможение в физиологии высшей нервной деятельности могут служить примерами специфич. форм проявления инерционных свойств природы в самом широком значении этого понятия. Лит.: Мах Э., Механика, пер. с нем., СПБ, 1909; Галилей Г. Л., Беседы..., пер. С. Н. Долгова, М.–Л., 1934; его же, Диалог о двух главнейших системах мира..., [пер. с англ.], М.–Л., 1948; Ньютон И., Математические начала натуральной философии, пер. с лат., в кн.: Крылов А. Н., Собрание трудов, [т.] 7, М.–Л., 1936; его же, Мысли и материалы о преподавании механики в высших технических учебных заведениях, М.–Л., 1943; Хайкин С. Э., Что такое силы инерции?, М.–Л., 1939; Декарт Р., Избр. произв., [М.], 1950; "Усп. физических наук", 1952, т. 48, вып. 2; Эйнштейн ?., Сущность теории относительности, пер. с англ., М., 1955; Овчинников ?. ?., Понятия массы и энергии в их историческом развитии и философском значении, М., 1957. Н. Овчинников. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.