ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО

Найдено 12 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Индустриальное общество
общество, в котором произошла индустриализация, создавшая новые технологические основы его развития. Термин принадлежит Сен-Симону, использовался Контом для противопоставления нового, формирующегося экономического и общественного уклада прежнему, доиндустриальному. Современные теории индустриального общества представляют собой разновидность технологического детерминизма.

Источник: Методология научных исследований. Терминологический словарь. Харьков. Изд-во НУА 2016

ОБЩЕСТВО ИНДУСТРИАЛЬНОЕ
социальная форма развития человеческой жизнедеятельности, основанная на системе “вещной зависимости” (К. Маркс). Совместная деятельность людей определена здесь крупным производством, “рациональным типом экономики” (М. Вебер). Рост массового производства происходит совместно с процессами индустриализации, урбанизации, модернизации, совершенствованием науки, техники, развитием торговли и рынка. Самоорганизация социальной жизни приводит к необходимости построения гражданского общества, правового государства, идеологии индивидуализма и прогресса. М. В. Заковоротная

Источник: Культурология: краткий тематический словарь

ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО
определяющими характеристиками индустриального общества являются: 1. Возникновение целостной нации-государства, организованной на основе общего языка и культуры, рост индивидуализма и свободы граждан; 2. Коммерциализация производства, замена феодализма капитализмом индустриальным обществом) и уход в прошлое существования натурального хозяйства; 3. Преобладание машинного производства и организация производства фабричного; 4. Сокращение доли населения, занятого в сельском хозяйства; 5. Урбанизация населения; 6. Развитие образования, науки, рост грамотности, сциентистских предпочтений, 7. Бурный рост применения достижений науки во всех сферах жизни, особенно в индустриальном производстве; 8. Возникновение технократического мышления, отождествление мудрости со знаниями, укоренение парадигмы «Знание – сила».

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО
общество, основанное на развитии крупного промышленного производства, формирующее соответствующие модели рынка, потребления, социальной организации, науки и культуры. Для И. о. характерна ориентация людей на постоянно возрастающие объемы производства потребления, знания и т. д. Идеи роста и прогресса являются "ядром" индустриального мифа, или идеологии. Существенную роль в социальной организации И. о. ифает понятие (и метафора) машины. Следствием реализации представлений о машине оказывается экстенсивное развитие производства, а также и "механизация" общественных связей, отношений человека с природой. И. о. стимулирует развитие гражданского общества и правового государства. Гражданское общество фиксирует как общественную необходимость свободу личности распоряжаться своими силами и способностями. Границы развития И. о. выявляются по мере обнаружения пределов экстенсивно ориентированного производства.
В. Е. Кемеров

Источник: Современный философский словарь

Индустриальное общество
этап исторического развития человеческого общества в период господства искусственно-социальных оснований развития. Этот этап характеризуется следующими чертами: а) доминирование промышленной переработки вещества и энергии; б) господство в отношениях между людьми того, что Маркс называл вещной зависимостью, осуществление принуждения через посредство капитала; в) резкое отставание качества субъектно-субъектных отношений от роста результатов субъектно-объектной деятельности и ухудшение духовной атмосферы, что выражается в абсолютизации ориентации на максимум прибыли, власти и престижного потребления; г) возникновение глобальных проблем современности. Временные рамки данного этапа в наиболее развитых (в отношении названных черт) странах – середина ХY111 – вторая половина ХХ столетия.
Ист.: Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения) в 3-х частях. Ч.3: Антропология. СПб. 1999. С. 259-260.

Источник: Философия антропокосмизма авторский словарь.

ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО
одно из основных понятий философии, социологии, экономики, характеризующее природу развитых обществ (государств), отличающую их от традиционных (аграрных). Термин введен К.А. СенСимоном, использовался О. Контом, Г. Спенсером, Э. Дюркгеймом и получил широкое распространение после работ Р. Арона (1959) и У. Ростоу (1960). Теория И. о. сводит социальный прогресс к переходу от общества, где господствуют натуральное хозяйство и сословная иерархия, к промышленно развитому индустриальному обществу с рыночным производством, основанным на машинной технике, и буржуазнодемократическим строем. В основе перехода лежит процесс технических нововведений в производстве (укладывающийся в рамки первой научной картины мира) в сочетании с различными мотивами деятельности (протестантская этика, предпринимательство, конкуренция, личные амбиции). Критерий прогрессивности — достигнутый уровень производства (по У. Pocтoy, товаров массового потребления длительного пользования). И. о. обосновывает теорию «массового общества» и «массовой культуры»; интерпретирует научнотехническую революцию как «вторую промышленную революцию», которая обеспечила подъем капитализма. По мере развития И. о. повышается роль специалистов в управлении экономикой и другими сферами общественной жизни. Собственник отделяется от менеджмента, реальная власть, по Дж. Гэлбрейту, переходит к техноструктуре — специфической социальной организации, состоящей из совокупности учёных, инженеров и техников, специалистов по реализации, рекламе, связям с общественностью и др. В 70—90е гг. XX в. наметились кризисные тенденции в функционировании И. о., преодоление которых связано с переходом к постиндустриальному обществу и глобальной экономике.

Источник: Философский словарь инженера. 2016

ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО
об-во, основанное на развитии крупного промышленного производства, формирующее соответствующие модели рынка, потребления, соц. организации, науки и культуры. Понятие введено А. де Сен-Симоном в кн. «Катехизис промышленника» (1823). Для И.о. характерна ориентация людей на постоянно возрастающие объемы производства, потребления, знания и т.д. Идеи роста и прогресса явл. «ядром» индустриального мифа, или идеологии. Существенную роль в соц. организации И.о. играет понятие (и метафора) машины. Следствием реализации представлений о машине оказывается экстенсивное развитие производства, а также и «механизация» обществ. связей, отношений человека с природой. В основе И.о. лежат теории обществ. развития, утверждающие, что техн. прогресс и рост крупного машинного производства явл. основой создания И.о. как общей модели развития для всех стран (Р.Арон, Д.Белл, Дж.Гэлбрейт). И.о. имеет неск. значений: 1) тип об-ва, в к-ром преобладающей отраслью явл. промышленность. Характеризуется концентрацией производства и населения, урбанизацией, изменением соц., профессиональной, квалификационной и др. структур, развитием гос. и промышленной бюрократии, системой ценностей, ориентированной на эффективность и рациональность; 2) опред. состояние об-ва, к-рому присущи развитая и сложная система разделения труда при сильной его специализации, массовое производство товаров, машинизация и автоматизация производства и управления, науч.-техн. революция; 3) стадия истор. развития об-ва, к-рой присущи достаточно высокий уровень промышленного производства и его механизация, автоматизация производства и управления, развитое разделение труда и высокая его специализация, использование достижений НТР, динамичность, открытость в организации соц. жизни. В мировоззрении И.о. доминирующей явл. идея соц. прогресса, связывающая улучшение жизни обва и человека с ростом производства, укрупнением форм соц. кооперации, освоением новых видов сырья и энергии. Теория И.о. трактует прогресс как переход от аграрного традиционного общества, где господствуют натуральное хоз-во и сословная иерархия, к промышленно развитому И.о. с массовым рыночным производством и системой представительной демократии. И.о. стимулирует развитие гражд. об-ва и правового гос-ва. Гражд. об-во фиксирует как обществ. необходимость свободу личности, возможность распоряжаться своими силами и способностями. Границы развития И.о. выявляются по мере обнаружения пределов экстенсивно ориентированного производства. Лит.: Общество индустриальное // Социологический энциклопедический словарь. На рус., англ., нем., фр. и чешск. языках / Ред.-координатор Г.В.Осипов. М., 1998; Мяло К.Г., Араб-Оглы Э.А. Общество индустриальное // Российская социологическая энциклопедия / Под общ. ред. Г.В.Осипова. М., 1998; Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. М.,1999. Л.Г.Скульмовская

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО
одно из основных понятий политологии и социологии, характеризующее природу развитых, модернизированных государств. Термин был введен К. А. Сен-Симоном в начале 19 в. Различные варианты истолкования индустриального общества встречались в работах классиков западной социологии — О. Конта, Э. Дюркгейма и др. Однако широкое распространение понятие получило лишь в 50-е гг. 20 в. в связи с активной экспансией в социальных науках теории модернизации. Модернизация тех или иных сообществ в 50—60-х гг. однозначно связывалась с процессами урбанизации, индустриализации, бюрократизации и рационализации управления, с распространением массового образования, обеспечением надежных транспортных коммуникаций и т. д. Индустриальное общество описывалось, как правило, следующими параметрами социальной системы. В экономике — завершенная индустриализация, преобладание индустриального сектора над аграрным, массового производства товаров и услуг над всеми остальными формами организации производства. В социальной сфере — развитая система социальной стратификации, основанная на сложном и всеохватывающем разделении труда, высокая степень дифференциации ролей и институтов, развитая система образования, способная заполнить возникающие ниши в системе профессиональной специализации и социальной стратификации. Индустриальное общество отличается от традиционного уменьшением функциональной нерасчлененности социальных единиц и возрастанием структурной дифференцированности, возникновением новых социальных организаций, специализирующихся на выполнении особых функций. При этом имплицитно подразумевалось, а иногда и прямо постулировалось, что каждая структурная единица социальной системы при дифференциации ее функций порождает новые социальные элементы с большей адаптационной способностью и, следовательно, более совершенные. В антропологическом и социокультурном плане индустриальное общество означает переход от мышления, ориентированного на поддержание освященного традицией, сакрализованного порядка, к рациональному мышлению, акцентирующему внимание на возможностях активной преобразующей деятельности, что предполагает ослабление всякого рода запретов и предписаний. Конкретные критерии «индустриализированности» того или иного общества неодинаковы у различных авторов, однако в обобщенном виде все различия оказываются вариациями на одну и ту же тему: индустриальное общество описывается с помошью понятий функциональной специализации, дифференциации, рационализма, централизации, тогда как «традиционное доиндустриальное» общество характеризуется понятиями функциональной нерасчлененности, иррационализма, локальности.
Концепции модернизации и индустриального общества легли в основу многочисленных теорий современной политологии и социологии — конвергенции, постиндустриального, информационного общества и др.
Лит.: ГэлбручтДж. Новое индустриальное общество. М., 1969; Comparative perspective of industrial society. Boston, 1969; Dahrendorfr. Class and class conflict in industrial society. Stanford, 1959; ElyoniA. Studies in social change. N.Y., 1966.
Э. Г. Соловьев

Источник: Новая философская энциклопедия

ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО
одна из основных категорий, в которых современные философы, социологи, политологи и экономисты анализируют тенденции и особенности современных, т.наз. "развитых" обществ в отличие от "традиционных", "аграрных" (родо-племенных, феодальных и др.) Термин "И.О.", впервые введенный в научный оборот в 19 в. Сен-Симоном, употреблялся видными представителями социологии Контом, Спенсером, Дюркгеймом и др. Он наполнился новым, более широким и конкретным содержанием в 50-60-х 20 в., когда теория И.О. сформировалась и стала одной из главенствующих на Западе. Эта теория, базирующаяся на принципах технологического детерминизма, первоначально была сформулирована в двух вариантах: Ароном в его лекциях в Сорбонне в 1956-1959 и Ростоу в книге "Стадии экономического роста. Некоммунистический манифест". Теория И.О. исходит из того, что коренные социально-экономические, политические и социокультурные изменения в процессе общественного развития происходят в результате трансформации "традиционных" аграрных обществ к "индустриальным", сама же эта трансформация осуществляется в результате промышленной революции и связанного с ней быстрого и крупномасштабного вторжения техники во все сферы социума. Именно быстрое развитие техники и становится главной детерминантой социально-экономического развития. Основные компоненты становления И.О. состоят в том, что в процессе его возникновения создается крупное машинное производство (Ростоу), национальная система экономики со свободной торговлей и общим рынком (Арон), с фабричной организацией труда, символом которой является фабричная труба (Тоффлер). Белл считал, что в И.О. центральными переменными, определяющими его социальную динамику, становятся труд и капитал. Опираясь на этот тезис, Дарендорф утверждал, что в этом обществе основным социальным конфликтом является противостояние вдоль оси собственности между пролетариатом и капиталистами. Свойственные "традиционным" обществам жесткие социальные перегородки в процессе характерной для И.О. активной социальной мобильности разрушаются, традиционные наследственные привилегии уступают место равенству возможностей, что приводит к расширению и обогащению гражданских прав, к демократизации общественно-политической жизни. По мере нарастания могущества индустриализма и повышения роли специалистов в управлении экономикой и другими сферами общественной жизни в И.О. происходит отделение собственности от процесса управления, а реальная власть переходит к "техноструктуре" - специфической социальной организации, состоящей из совокупности ученых, инженеров и техников, специалистов по реализации, торговле, рекламе, экспертов в области отношений с общественностью (Гэлбрейт). Тем самым И.О. предстает в качестве более широкой социальной категории, включающей в себя "капиталистическое общество" в качестве частного случая, преодоленного в процессе дальнейшего развития. На протяжении 70-90-х 20 в. акценты в оценке И.О. основательно сместились в критическую сторону. В частности, утверждается, что современное социально-экономическое развитие привело к отвержению ценностей И.О., что это общество находится в кризисе, а человечество движется к общественному устройству, "отличающемуся большей способностью к самоизменению, чем И.О." и которое условно может быть названо "постиндустриальным обществом".
Е.М. Бабосов

Источник: Новейший философский словарь

ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО
понятие, введенное в философию А. Сен-Симоном для определения социальной системы, в которой основным видом хозяйственной деятельности является промышленное производство. Основателями теории индустриального общества считают также О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма. Современная теория индустриального общества оформляется в середине XX в. (Р.Дарендорф, Р. Арон, У. Ростоу, Д. Белл). Она говорит о том, что индустриальное общество приходит на смену традиционному обществу и что такая смена представляет собой всеобщую форму социального прогресса. Теория культурно-исторических типов настаивает на уникальности развития национальных и региональных культур (Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби). Теоретики индустриального общества полагают, что можно построить универсальную модель истории общества. Прообразом этой модели служит для них западное общество, поэтому их упрекают в европоцентризме, американизме, в том, что они недооценивают возможность различных типов исторического развития. По их мнению, индустриальным общество становится в XIX в. в Западной Европе и Америке. Его основные признаки: машинное производство, рациональная (технологически целесообразная, экономически выгодная) организация общественного труда, свободный рынок, государственная система, обеспечивающая единство гражданских прав, равенство возможностей, в том числе для образования и социального продвижения. Классовые конфликты характеризуют раннюю стадию индустриального общества (капитализм периода свободной конкуренции), но по мере достижения зрелости в нем начинают преобладать отношения сотрудничества (по Э. Дюркгейму, органическая, а не механическая солидарность), регулируемые с помощью соглашений и договоров. Зрелое индустриальное общество западные, социологи стали рассматривать в середине нашего столетия как «новое индустриальное общество». Его теорию качал разрабатывать американский экономист Д. Гэлбрейт. Он считал, что это общество, пережившее революцию (значительное общее повышение) в доходах, сформировавшее новый наиболее многочисленный средний класс квалифицированных работников, а главное - обеспечивающее высокий уровень массового потребления (отсюда понятия «массового общества», «общества потребления»). Для нового индустриального общества характерно разделение собственности и управления, которое переходит к инженерам и менеджерам. Этому посвящены теории технократической революции и революции менеджеров, например теория «властвующей элиты» американского социолога Ч. Миллса. Их суть в том, что политику государства во все большей мере определяют специалисты, владеющие научным знанием законов технологического развития и методов управления производством. Теории социальной мобильности (термин П. Сорокина) представляют индустриальное общество как систему, открытую для перемещения людей из одной социальной группы в другую С большим или меньшим социальным статусом. Разрабатывая институциональную теорию демократизации (теорию «социальной инженерии»), английский философ К. Поппер определяет индустриальное общество как открытое общество (в нем доминируют рациональное мышление, критицизм, индивидуализм) в противоположность закрытым, к которым он относит доиндустриальные, а также тоталитарные (их отличают догматизм, подчинение авторитету, коллективизм). Различны модернизации теории. Общее а ник то, что они характеризуют индустриальное общество как систему, прогрессирующую в направлении к постиндустриальному обществу. Модернизация, по мнению ряда социологов, ведет к конвергенции, ко все большему единообразию в строении, функционировании и развитии между индустриальными обществами.

Источник: Краткий философский словарь 2004

«ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО»
бурж. социология, и экономия, теория обществ. развития, направленная против марксистско-ленинского учения о социальном прогрессе в ходе сменяющих друг друга обществ.-экономич. формаций. Сформулирована в двух вариантах франц. философом Р. Ароном в лекциях в Сорбонне в 1956-59 и амер. экономистом и политологом У. Ростоу в кн. «Стадии экономия, роста» («The stages of economic growth», 1960). Теория «И. о.» сводит социальный прогресс к переходу от отсталого, аграрного «традиционного» (докапиталистич.) общества, в к-ром господствуют натуральное х-во и сословная иерархия, к передовому, промышленно развитому «индустриальному» (капиталистич.) обществу с массовым рыночным произ-вом и бурж.-демократич. строем. В основе этого перехода якобы лежит процесс последоват. технич. нововведений в произ-ве, во многом объясняемый стечением случайных обстоятельств в сочетании с различными психология, мотивами деятельности (национализмом, протестантской этикой, духом предпринимательства и конкуренции, личными амбициями политич. деятелей и т. п.). Согласно этой теории, гл. критерием прогрессивности обществ. строя считается достигнутый уровень пром. произ-ва, а по Ростоу - произ-ва товаров массового потребления длит. пользования (автомобилей, холодильников, телевизоров и т. п.).
Осн. идеи, а также методология, принципы теории «И. о.» заимствованы ее сторонниками из вульгарной нем. политэкономии кон. 19 - нач. 20 вв., в частности у К. Бюхера, сводившего всемирную историю к противопоставлению натурального и товарного х-ва, а также у М. Вебера и В. Зомбарта.
В объяснении обществ. развития теория «И. о.» эклектически соединяет вульгарный технологич. детерминизм с политич. волюнтаризмом. С самого начала эта теория носила крайне апологетич. характер по отношению к гос.-монополистич. капитализму, обосновывая историч. правомерность слияния бурж. гос-ва с монополистич. корпорациями и была воинствующе антикоммунистической по своему содержанию. Так, Ростоу, давший своей книге подзаголовок «Некоммунистич. манифест», прямо противопоставил марксистско-ленинскому учению о пяти общественно-экономич. формациях свои пять «стадий экономич. роста».
Теоретич. и методологич. несостоятельность концепции «И. о.» заключается в игнорировании социального прогресса на протяжении всей истории докапиталистич. формаций (где она усматривает лишь различия в политич. организации общества), а также в отрицании решающей роли производств. и классовых отношений для характеристики социальных систем и подмене этих объективных отношений социальной иерархией, юридич. привилегиями и произвольными политич. отношениями, а также в психологич. объяснении историч. событий, в преувеличении роли случайности, стечения обстоятельств и выдающихся личностей в истории, в попытке свести коренные, качеств. различия между социальными системами к набору количеств. экономич. показателей.
Теория «И. о.» оказала значит. влияние на бурж. обществ. мысль сер. 20 в.; она лежит в основе теории конвергенции двух систем в некое единое «И. о.»; теории модернизации экономически отставших стран по капиталистич. пути развития; теории деидеологизации, вытекающей якобы из примирения социальных антагонизмов в «зрелом» «И. о.»; она подводит также своего рода социально-экономич. обоснование под теории «массового общества» и «массовой культуры», интерпретирует науч.-технич. революцию как «вторую пром. революцию», сопровождающуюся якобы новым историч. подъемом капитализма. Кроме того, теория «И. о.» широко использовалась бурж. политологами для объяснения и прогнозирования внеш. политики и междунар. отношений посредством поверхностных аналогий между отд. странами, в разное время проходящими якобы одни и те же «стадии экономич. роста» с соответствующими им взлетами национализма и экспансионизма.
Вместе с тем социально-экономич. вульгарность и историч. примитивность теории «И. о.» вызвала уже в 60-х гг. резкую критику даже среди ученыхнемарксистов. С кон. 60-х гг. она постепенно вытесняется апологетич. теориями «постиндустриального общества».

Источник: Советский философский словарь

ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО
современная ступень, или эпоха, в развитии человечества. Предшествующие эпохи: первобытное общество, древнее аграрное общество, средневековое аграрно-промышленное общество. В наиболее развитых западноевропейских странах переход к И.о. начался примерно в 15 в. и завершился в 18 в. Для И.о. характерны следующие черты: резкий рост промышленного и сельскохозяйственного производства, невообразимый в предшествующие эпохи; бурное развитие науки и техники, средств коммуникации, изобретение газет, радио и телевидения; резкое расширение возможностей пропаганды; резкий рост населения, увеличение продолжительности его жизни; значительное повышение уровня жизни в сравнении с предыдущими эпохами; резкое повышение мобильности населения; сложное разделение труда не только в рамках отдельных стран, но и в международном масштабе; централизованное roc-во; сглаживание горизонтальной дифференциации населения (деление его на касты, сословия, классы) и рост вертикальной дифференциации (деление общества на нации, «миры», регионы).
О радикальности перемен, произошедших уже в 20 в., говорят, в частности, такие факты: с начала века население планеты выросло более чем в три раза; в 1900 в городах жило около 10% населения, к концу века — около 50%; 90% всех предметов, используемых сейчас человеком, придуманы в последние сто лет; объем промышленного производства в 20 раз выше в конце века, чем в его начале; люди используют 600 млн автомобилей; запущено более 4000 искусственных спутников Земли; за 15 лет потребляется столько природных ресурсов, сколько было использовано человеком за все время его существования.
И.о. является началом формирования единого человечества и, соответственно, становлением мировой истории в собственном смысле этого слова.
Иногда И.о. последних десятилетий, добившееся особо эффективного экономического роста, именуется постиндустриальным. Д. Белл выдвинул идею, что с т.зр. реализации обществом различных технологий производства в мировой истории можно выделить три главных типа социальной организации: до-индустриальный, индустриальный и постиндустриальный. Такое деление истории является, однако, грубым и поверхностным. В его основе лежит лишь одна черта общественного развития — уровень экономического роста. В результате последние три столетия истории оказываются разделенными на две противопоставляемые друг другу эпохи, в то время как вся предшествующая история, занимающая многие тысячелетия, попадает в невыразительную рубрику «доин-дустриального общества». Само различие между индустриальным и постиндустриальными типами общества существенно лишь с т.зр. уровня экономического развития. Оно оказывается, однако, второстепенным, когда во внимание принимается целостная культура развитых обществ трех последних веков. Постиндустриальное общество — не самостоятельная эпоха, а лишь современный этап индустриальной эпохи, обладающей несомненным внутренним единством.
В рамках каждой из эпох могут существовать одна или несколько цивилизаций, которые могут быть разделены в зависимости от характерных для них стиля мышления, строя чувств и своеобразных коллективных действий на индивидуалистические, коллективистические и промежуточные (см.: Индивидуалистическое общество и коллективистическое общество). Индивидуалистическая цивилизация в И.о. представлена капитализмом, коллективистическая — социализмом, два варианта которого — коммунизм и национал-социализм.
Одна из основных тенденций И.о. — модернизация, переход от традиционного общества к модернизированному. Эта тенденция сделалась заметной в Зап.
Европе уже в 17 в., позднее она распространилась и на др. регионы. Для традиционных обществ характерны опора прежде всего на веру, а не разум, на традицию, а не на знание, пренебрежительное отношение к экономическому росту, к внедрению новых технологий и управлению экономикой. Модернизирующиеся общества опираются в первую очередь на разум, знание и науку, проводят последовательную индустриализацию, резко увеличивающую производительность труда, усиливают роль управления и, в частности, управления экономикой и придают развитию производительных сил определенные динамизм и устойчивость. Модернизация ведет к росту сложности общественной системы, интенсификации коммуникаций, постепенному формированию мирового сообщества. Процесс модернизации характерен не только для капиталистических, но и для социалистических стран. Последние также апеллируют к разуму и науке и стремятся обеспечить устойчивый экономический рост. Более того, они претендуют на гораздо более эффективную модернизацию, чем та, которая доступна капиталистическим странам. Модернизация не является историческим законом, охватывающим все общества и все эпохи. Она характеризует лишь переход от аграр-но-промышленного общества к индустриальному и представляет собой социальную тенденцию, заметно усилившуюся в 20 в., но способную угаснуть в будущем при неблагоприятном стечении обстоятельств (исчерпание природных ресурсов, обострение глобальных проблем и т.п.).
Две фундаментальные оппозиции (индивидуалистическое общество — коллективистическое общество и традиционное общество — модернизированное общество) позволяют выделить четыре типа общественного устройства И.о.: традиционное коллективистическое общество (Китай, Индия и др.), традиционное индивидуалистическое общество, модернизированное коллективистическое общество (коммунистическая Россия, национал-социалистическая Германия и др.) и модернизированное индивидуалистическое общество (США, Япония и др.). Современная Россия переходит от коллективистического общества к модернизированному индивидуалистическому обществу.
Данная схематизация показывает неединственность т.н. зап. пути и вместе с тем неединственность социалистического, в частности коммунистического, выбора. Нет общей дороги, которую должно было бы пройти — пусть в разное время и с разной скоростью — каждое общество. История И.о. не идет в направлении, когда-то описанном К. Марксом, — к социализму, а затем к коммунизму. Но она не является и повторением всеми обществами того пути, который прошли в свое время зап. страны.
Современное человечество не является единым, однородным целым. Оно слагается из очень разных обществ, находящихся на разных уровнях экономического и культурного развития. Общества, относящиеся к разным историческим эпохам, существуют и в настоящее время. В частности, доиндустриальные, аграрно-промышленные общества широко распространены в Африке, Латинской Америке и Южной Азии. Общества индустриального типа существенно различаются по уровню своего развития. Валовой национальный продукт на душу населения в России и Бразилии в несколько раз ниже, чем в Италии и Франции, а в последних почти в два раза ниже, чем в США, и Японии. Наличие в современном мире обществ, относящихся к разным историческим эпохам, и сущест-венные различия между обществами, принадлежащи-ми к одной и той же эпохе, говорят о том, что каждая| эпоха, включая и индустриальную, — это всегда из-вестная неоднородность и определенная динамика. Эпоха — только тенденция развития достаточно об- ширной и влиятельной группы обществ, способная стать тенденцией развития и многих др. обществ, а со временем, возможно, и подавляющего их болъ-шинства.
О Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и ка-питализм. XV—XVIII вв. Игры обмена. М„ 1988. Т 2; Ясперс К. Истоки истории и ее цель. М., 1991; Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1992. Т. 2; Ивин А.А. Философия истории. М., 2000. И.П. Никитина

Источник: Философия: энциклопедический словарь