санскр.) — «воспринимающая способность», «орган чувства», инструмент непосредств. чувственного восприятия внешнего мира. В «Абхидхармакоше» их 6: орган зрения, орган слуха, орган обоняния, орган вкуса, орган осязания, сознание, или познавательная способность. И. образуют: 6 внутр. баз (адхьятма-аятана) во второй классификации элементов — дхарм. Сознание считается самой главной воспринимающей способностью, т. к. оно присутствует в каждом акте восприятия, связывая возникающее ощущение с субъектом восприятия; оно является опорным элементом для сознания «Я». Буддисты понимают это сознание как чистую чувственность и чистую субъективность.
ИНДРИЯ
ИНДРИЯ
Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь
ИНДРИЯ
(от корня "инд" — властвовать) — органы или инструменты сознания и воления; общефилософское понятие, разно интерпретируемое в даршанах. В ньяя-вайшешике признается 6 органов: обоняние, орган вкуса, зрение, кожа (орган осязания), слух и манас. Каждый из первых 5 составлен из атомов одной из материальных первостихий: слух — просто из эфира, т. к. эфир — акаша — неатомарен; обоняние — из атомов земли, вкус — воды, зрение — жара, огня, осязание — ветра. В санкхъе И. возникают из самосознания (ахамкара), когда из 3 гун преобладает саттва. При доминировании тамаса образуются соответствующие каждой И. объекты. Наряду с теми же 5 И., именуемыми познавательными, вводятся 5 "действующих" — орган манипуляции (руки), локомоции (ноги), говорения (рот), выделения (задний проход) и размножения. Близко понимание И. в веданте. В буддийской философии перечисляются и И. удовольствия, страдания и пр. Помимо теоретич. значения понятие об И. важно в практике йоги, т. к. она невозможна без отвлечения И. от их объектов, без "втягивания их в себя".
А. Парибок
Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь