ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
направление в психологии, социологии и психоанализе, выражающее идеи А.Адлера и его последователей. Гл. идея — бессознательное стремление человека к совершенству. И.п. исходит из того, что индивидуальность ребенка закладывается в раннем детстве в виде особого «стиля жизни», к-рый предполагает все последующее психич. развитие. В попытках преодолеть чувство неполноценности, к-рое ребенок испытывает из-за неразвитости телесных органов, и самоутвердиться определяются его цели. Достижения И.п.: 1) развитие концепции комплексов; 2) разработка понятия и теории комплекса неполноценности; 3) создание концепций компенсации и сверхкомпенсации, исследование действия этих механизмов; 4) разработка проблем личности, поведения, жизненного стиля, творчества, сновидений, неврозов и т.п. Н.Д.Наумов
Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
одно из направлений глубинной психологии, основанное на учении австр. психолога А. Адлера. Исходит из концепции Адлера о наличии у индивида комплекса неполноценности и стремления к его преодолению как гл. источника мотивации. В отличие от психоанализа, И. п. считает, что в основе социального характера лежит врожденное социальное чувство (Gemeinschaftsgefuhl), нуждающееся, однако, в воспитании для своего полного развития. У невротиков и асоциальных элементов (наркоманов и т. п.) это чувство отсутствует, заменяясь стремлением к неосознанным фиктивным целям. Цель терапии И. п. видит в выявлении связанных с этим искажений в жизненном стиле пациента. Сам Адлер, принадлежавший к австр. социал-демократии, видел в И. п. реформистскую программу достижения гармонии в человеке и обществе. И. п. обращалась к изучению творчества, исходя из своего учения о компенсаторной деятельности как преодолении биологич. и социальной неполноценности. И. п. занималась также психологией групп с выраженным чувством социальной неполноценности (преступники, люмпен-пролетарии и т. п.). Наибольшее распространение получила в 1920-х гг., особенно в области педагогики и психотерапии. Позднее И. п. как направление по существу сошла на нет, дав, однако, сильный стимул к развитию социально-психологич. и групповых методов терапии и социологич. направлений в психологии и медицине гл. обр. в США (К. Хорни, X. Салливан, Э. Фромм, Ф. Александер и др.).
Источник: Советский философский словарь
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
(Individualpsychologie) — так называет Альфред Адлер свою психологическо-терапевтическую систему; он исходит из гипотезы, что все человеческое поведение может быть понято главным образом из стремления к власти и влиянию. Уже в первые годы жизни ребенок сознает размеры своих способностей, и, если только он не может отстоять свою индивидуальность, особенно перед превосходством взрослых, которые насмешкой или строгостью подавляют ее, им овладевает чувство неполноценности. Позже это же чувство неполноценности («комплексы») может быть порождено несовершенствами в смысле социального положения человека или положения его внутри общностей (школа, родство, рабочий коллектив и т. д.). Отсюда возникает либо стремление к возвеличению, которое направлено к достижению чувства превосходства над природой и людьми (компенсация путем тирании домашних, заносчивости, мании величия), либо уход от проблемы путем «бегства в болезнь», злоупотребления беспомощностью и т. д., что приводит или может привести, так же как и тенденция к самовозвеличению, к нервному заболеванию и социальной неполноценности. Задача индивидуальной психологии заключается в том, чтобы найти направляющую жизненную линию «нервозного характера» и исцелить его методом ободрения (см. Глубинная психология).
А. Adler. Menschenkenntnis, 1927; F. Künkel, Einf. in die Charakterkunde auf individualpsycholog. Grundlage, 1928; Künkel. Die Arbeit am Charakter, 1929; О. Brachfeld. Minderwertigkeitsgefühle beim Einzelnen und in der Gemeinschaft, 1953; J. Rattner. I. — Eine Einf. in die tiefenpsycholog. Lehre von A. Adler, 1963; R. Dreikurs. Grundbegriffe der I., 1969; H. L. Ansbacher, R. R. Ansbacher (Hgg.). Alfred Adlers I., 1972.
А. Adler. Menschenkenntnis, 1927; F. Künkel, Einf. in die Charakterkunde auf individualpsycholog. Grundlage, 1928; Künkel. Die Arbeit am Charakter, 1929; О. Brachfeld. Minderwertigkeitsgefühle beim Einzelnen und in der Gemeinschaft, 1953; J. Rattner. I. — Eine Einf. in die tiefenpsycholog. Lehre von A. Adler, 1963; R. Dreikurs. Grundbegriffe der I., 1969; H. L. Ansbacher, R. R. Ansbacher (Hgg.). Alfred Adlers I., 1972.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ"
учение австр. психолога А. Адлера, к-рый первоначально был одним из ближайших последователей Фрейда, а затем противопоставил свою концепцию ортодоксальному фрейдизму. Тем не менее "И. п." фактически представляет собой вариант фрейдизма. В основе "И. п." Адлера лежит понятие компенсации, выдвинутое им в качестве психологич. аналога свойств, характеризующих биологич. приспособление живых существ. По Адлеру, человек - биологически самое неприспособленное существо: ребенок начинает свою духовную жизнь с осознания (благодаря столкновению с внешним миром) слабости своего организма, что ведет к развитию "чувства (комплекса) неполноценности", к-рое закрепляется затем под воздействием ближайшего окружения в семье, потом в школе и, наконец, в обществе. В течение всей жизни человек стремится преодолеть свою неполноценность. Это стремление и есть компенсация. Постоянное стремление к нарушению психич. равновесия, обусловленное компенсацией, влечет человека к нек-рой цели, ему неведомой; эта цель детерминируется в раннем детстве и составляет скрытый смысл жизни – т.н. бессознательное; в отличие от ортодокс. фрейдизма, для к-рого бессознательное – это подавленные или подавляемые влечения, в "И. п." это – телеологич. выражение тенденций, латентно существующих в человеке. Адлер придает комплексу неполноценности не только биологическое, но и социальное и даже "космическое" значение: чувство неполноценности может частично преодолеваться благодаря компенсаторной деятельности сознания, выражающейся в форме религии, философии и иск-ва. "И. п." получила в Зап. Европе большое распространение в 20-е гг. 20 в. на фоне духовной депрессии, вызванной 1-й мировой войной. "И. п." оказала сильное влияние на бурж. педагогику, психиатрию и социологию; были также отд. попытки представить "И. п." как психология, теорию, якобы "дополняющую" социологич. учение Маркса (О. R?hle, 1925). В действительности, "И. п.", отрицающая историч. закономерности развития психики человека, строящаяся на вульгарной биологизации природы человека и общества и провозглашающая классовый мир, не только не имеет ничего общего с марксизмом, но и глубоко враждебна ему. Успех "И. п." в Зап. Европе и Америке объясняется не научным, а идеологич. содержанием ее как "естественнонауч." основы идеологии бурж. индивидуализма. М. Роговин. Москва. Лит.: Адлер ?., Роль бессознательного в неврозе, М., [1913]; его же, Сны и их толкование, М., 1914; его же, Studie ?ber Minderwertigkeit von Organen, M?nch., 1927; R?hle О., Die Seele des proletarischen Kindes, Dresden, [1925]; Handbuch der Individualpsychologie, Bd 1–2, M?nch., 1926; Dreikurs R., Fundamentals of adlerian psychology, ?. ?., 1950; Hart D. L., Der tiefenpsychologische Begriff der Kompensation, Z., [1956]; The individual psychology of Alfred Adler. A systematic presentation from his writings, ed. by H. L.. Ansbacher and R. Ansbacher, ?. ?., [1956].
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.