ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ
Индивидуализация
оборотная сторона социализации, социально-культурный процесс накопления личностью особенного, уникального опыта, рост ее масштаба, творческого потенциала, универсальности, самостоятельности свободы и ответственности. Мерой индивидуализации является личный вклад в культуру.
Источник: Словарь по культурологии
Индивидуализация
(лат. individuum — неделимое) — специфическая сторона художественного творчества, представляющая собой способность искусства сохранять при выражении существа и типичности изображаемых явлений их конкретно-чувственные признаки, воспроизводить все своеобразие этих явлений, индивидуальный облик человеческих характеров в их жизненной самобытности и цельности. В этом состоит присущий подлинному искусству способ воспроизведения действительности. И. — элемент художественной типизации. Попытки противопоставить И. типизацию отрицательно сказываются на художественном произв. Герои произв. начинают выглядеть не живыми людьми со своеобразными характерами, а «рупорами духа времени», напоминая некие безжизненные схемы и аллегории. С др. стороны, И. сама по себе не в состоянии дать подлинно реалистический художественный образ: не проникая в сущность изображаемого, она так пли иначе превращается в простое протоколирование единичных и случайных фактов. Энгельс метко назвал ее «дурной И.». Только во взаимопроникающем единстве с художественным обобщением И. оказывается могучим средством реалистического воспроизведения мира.
Источник: Философский словарь. 1963
Индивидуализация
процесс выделения человека как относительно самостоятельного субъекта в ходе исторического развития общественных отношений. Индивидуализация – это процесс дифференциации общих для данной социальной группы, класса, социального слоя жизненных условий и замены их всё более специфическими. Это процесс и результат совмещения социальных требований, ожиданий, норм, ценностей, выявления личностных и деловых качеств, необходимых для эффективного исполнения социальной роли, со спецификой потребностей, характеристик и стимулов деятельности индивидов, то есть персонифицированной формой реализации социальных функций. Процесс самореализации личности, выявления её призвания протекает на фоне напряжённой целенаправленной деятельности, которая является подготовкой вдохновения, открытий. Поэтому определяющими характеристиками личностной структуры выступают целенаправленность и проективность. Характеристика индивида как продукта общественных отношений вовсе не означает, что исходные условия индивидуального существования (например, характер воспитания, семейное и социальное окружение) раз и навсегда обуславливают последующее поведение людей. Этническая, вероисповедальная, классовая, профессиональная принадлежность людей не принуждает фатально действовать определённым образом. Понятие индивидуальности акцентирует внимание на том особенном, специфическом, своеобразном, что отличает данного конкретного человека от других людей. Оно может рассматриваться как антитезис относительно понятия среднетипового. С представлением о развитой индивидуальности связано наличие разнообразных социальных качеств, придающих человеку действительную неповторимость. Развитая индивидуальность характеризуется такими чертами: многосторонние умения, профессиональная неограниченность, соединение различных способностей, умение в случае необходимости быстро овладевать другими видами деятельности. Индивидуальности не просто присущи различные способности, а она представляет собой их целостность. Развитая индивидуальность не просто имеет набор, совокупность талантов и способностей, а выступает как их ансамбль, причём оригинальный способ согласования способностей состоит в том, что один из талантов доминирует на фоне других и обуславливает их.
Источник: Методология научных исследований. Терминологический словарь. Харьков. Изд-во НУА 2016
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ
от лат individuum — неделимое) — худож. способ воспроизведения существенных сторон действительности в неповторимых, индивидуально-самобытных «формах самой жизни» (Чернышевский); неотъемлемая часть процесса типизации в иск-ве, важнейшее условие ее полноценности как способа худож. обобщения (абстракции) (Абстракция художественная). В иск-ве общее, типическое просвечивает, выступает «сквозь человеческий глаз, лицо, мускулы, кожу, сквозь весь облик человека» (Гегель); здесь вся суть «в индивидуальной обстановке, в анализе характеров и психики данных типов» (Ленин В. И., т. 49, с. 57). И.— необходимое средство реалистического воспроизведения типических характеров в типических обстоятельствах, обусловливающее правдивость и воздействующую силу произв. иск-ва, худож. образа. Типизация без И. ведет к схематизму, дидактике в искусстве, худосочию характеров, а И. в отрыве от типизации подменяет худож. правду внешним правдоподобием, типический характер — случайным индивидом, «дурной И.» и в конечном счете скатывается к натурализму. Как способ худож. обобщения И. не сводится к фиксации всех без разбора черт, свойств характера, особенностей изображаемых предметов. Она предполагает строгий отбор внешних примет и признаков, вполне избирательна в отсеивании всего лишнего, случайного, что мешает выявить и передать сущность воспроизводимых явлений, возвести единичное, индивидуальное, особенное в ранг типического. Она невозможна без творческого переосмысления, «пересоздания» уже имеющихся, «готовых» жизненных форм единичных предметов, индивидуальных явлений. Художник создает образ, произв. как «живое конкретное целое» (Маркс), в к-ром гармонически сочетаются общее и единичное, необходимое и случайное, социальное и индивидуальное. Как верно заметил Гете, это не одно и то же — «подыскивает ли поэт для выражения всеобщего особенное или же в особенном видит всеобщее». В первом случае образы подменяются аллегориями и особенное, индивидуальное оказывается не более чем иллюстрацией всеобщего, типического. Там же, где характер или образ выступают как нечто особенное, индивидуально неповторимое, там убедительнее предстает и заключенное в них типическое, всеобщее. Отличие типизации как способа худож. обобщения от идеализации выражается, в частности, в том, что последняя не фокусирует внимания на индивидуальных чертах персонажей, к-рые в силу этого выглядят не живыми людьми, а лишь олицетворенными отвлеченными идеями, «рупорами духа времени», нежизненными схемами. И. предполагает не только конкретно-чувственный, но и исторически определенный характер изображаемых событий, лиц, факторов. Сопоставляя способы изображения человеческих характеров в античных трагедиях и у Шекспира, Шиллер отмечал, что персонажи первых — только маски, а не индивидуальности. Индивидуализированные персонажи приобретают именно характерность, степень и впечатляющая сила к-рой зависят от умения автора вывести характер из определяющих его обстоятельств, исторической обстановки, окружения. Реалистическая эстетика решительно отвергает попытки представить И. как нечто вторичное и второстепенное в худож. воспроизведении действительности, утверждает ее в качестве необходимого и действенного средства выявления правды жизни.
Источник: Эстетика: Словарь