ИНДИВИД
Индивид
(от лат. individuum – неделимый) – 1) человек, взятый как отдельный представитель, личность из рода Homo sapiens; 2) отдельный представитель человеческой общности, без каких-либо отличий и особенностей; 3) отдельный живой организм, особь.
Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.
Индивид
(лат. individum – неделимый) – отдельный человек, член человеческого общества. Всякий человек является индивидом. Индивид – единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек, без учета его биологических, психологических и социальных особенностей. Индивид всегда «один из…».
ИНДИВИД
единичный представитель общества, лишенный конкретных содержательных характеристик и относящийся к роду «человек». Когда люди говорят об индивиде, то обращают внимание на то общее, что свойственно массе людей и отвлекаются (абстрагируются) от характеристик, присущих какому-либо конкретному лицу.
Источник: Тематический философский словарь
ИНДИВИД
Человек как высший уровень организации материи рассматривается в двух аспектах: как индивид и как личность. Когда говорят об отдельном человеке, безотносительно к его отношениям с другими людьми – применяется термин индивид. В этом смысле говорят об индивидуальных особенностях, например, мышления, темперамента, об индивидуальном стиле профессиональной деятельности и т.д. Когда же человек рассматривается в его отношениях с другими людьми, с обществом – используется понятие личность.
Литература: [71].
Литература: [71].
Источник: Методология: словарь системы основных понятий. 2013
ИНДИВИД
от лат. Individuum - неделимое), первоначально - лат. перевод греч. понятия атом (впервые у Цицерона), в дальнейшем - обозначение единичного в отличие от совокупности, массы; отд. живое существо, особь, отд. человек - в отличие от коллектива, социальной группы, общества в целом (в этом смысле противопоставление И. и общества образует исходный пункт различных концепций индивидуализма). И., рассматриваемый в его специфич. особенностях, не сводимых к к.-л. родовым и всеобщим характеристикам - синоним индивидуальности.
Источник: Советский философский словарь
Индивид
инднвидиуум) (от лат. individiuum — неделимое, особь) — 1) особь, каждый самостоятельно существующий организм, более точно — особь («единственное»), которая не может быть расчленена без потери ее самобытности, ее индивидуальности и ее собственного бытия, основанных только на ее целостности; 2) отдельный человек (индивидуум); 3) элементарная единица жизни, экземпляр живого; 4) в эволюционном смысле — существо, происходящее от одной зиготы, гаметы, споры, почки или другого зачатка и индивидуально подверженное действию эволюционных факторов.
ИНДИВИД
лат.-неделимый; латинский перевод гр. слова – атом): абстрактный, анонимный, единичный представитель общества, лишенный конкретных содержательных характеристик и относящийся к роду «человек»; объект изучения социологии. В новое время наряду с понятием «индивид» было введено понятие «человек вообще», человек ««как таковой», т. е. Человек как родовое существо в отличие от животных. Когда философ говорит об индивиде, он обращает внимание на то общее, что свойственно массе людей, и отвлекается (абстрагируется) от характеристик, присущих какому-либо конкретному человеку.
Источник: Евразийская мудрость от а до Я
ИНДИВИД
от лат. individuum - неделимое)
- единичное как противоположность совокупности, массе; отдельное живое существо, особь, отдельный человек, в отличие от стада, группы, коллектива. В логике И. называют любой объект, обозначаемый единичным, или собственным, именем. Логические формальные исчисления, содержащие общие и экзистенциальные предложения, обычно предполагают существование непустой области к.-л. индивидуальных предметов - индивидов, к которым относятся утверждения формальной системы. Природа И. для логики безразлична, требуется только, чтобы они отличались один от другого и чтобы каждый И. обозначался одним именем.
- единичное как противоположность совокупности, массе; отдельное живое существо, особь, отдельный человек, в отличие от стада, группы, коллектива. В логике И. называют любой объект, обозначаемый единичным, или собственным, именем. Логические формальные исчисления, содержащие общие и экзистенциальные предложения, обычно предполагают существование непустой области к.-л. индивидуальных предметов - индивидов, к которым относятся утверждения формальной системы. Природа И. для логики безразлична, требуется только, чтобы они отличались один от другого и чтобы каждый И. обозначался одним именем.
Источник: Словарь по логике
ИНДИВИД
и н д и в и д у у м [лат. individuum – неделимое (от in – отрицание и divido – делю), калька с греч. ??????, см. Атом], – единичный, отдельный, фиксированный, тем или иным способом выделенный, отграниченный предмет; отдельная, обособленная сущность или существо; особь, каждый самостоятельно существующий живой организм; отдельная человеч. личность, в отличие от человеч. коллективов (см. Личность). В наст. время, кроме обществ. наук, употребляется гл. обр. в биологии, в химии (в к-рой содержание понятия "химич. И." является неустановившимся и дискуссионным). В логике И. – единичный объект, противопоставляемый виду (см. Видовое понятие), роду (термины традиц. логики), классу (в логике), множеству. См. также Предмет, Имя.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
ИНДИВИД
лат. individuum — неделимый) — 1. Единичный, отдельный объект, выделенный из определенного вида, рода или класса объектов. В совр. логике — объект вне или внутри сознания, обладающий теми или иными качествами и находящийся в отношениях с др. объектами, но не рассматриваемый со стороны этих качеств и отношений. 2. Единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям. Родившийся ребенок — И., но он еще не есть-человеческая индивидуальность. И. становится индивидуальностью по мере того, как перестает быть только “единицей” человеческого рода и приобретает относительную самостоятельность своего бытия в об-ве, становится личностью. И. и об-во находятся в диалектических взаимоотношениях. Их нельзя противопоставлять, ибо И. есть общественное существо и всякое проявление его жизни (даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллективного ее проявления) является проявлением общественной жизни. Равным образом неправомерно отождествлять И. и об-во, ибо каждый И., обладая общеродовыми признаками, может выступать и как самобытная индивидуальность.
Источник: Философский энциклопедический словарь
Индивид
(от лат. individuum – неделимое) – в социальной философии и философской антропологии – природный уровень бытия отдельного человека, на котором он предстает как биологическая особь вида Homo sapiens. Уровень И. является необходимым, но недостаточным элементом основания человеческой жизнедеятельности в его полноте. Таким основанием является взаимодействие природного, социального и психологического (душевно-духовного) уровней. Человек в процессе его возникновения как особого существа (в филогенезе) и в индивидуальном развитии (онтогенезе) зависит от своих природных предпосылок, но не определяется ими сполна.
Предок человека был слабым животным, плохо приспособленным к окружающей среде. Спасти от гибели в процессе естественного отбора его могли либо мутация, либо приобретение надприродных качеств. Природная слабость в сочетании с природными же возможностями её компенсации и определили переход человека к социальному способу жизни. Такими предпосылками явились развитие мозга, прямохождение, гибкая кисть и гортань, приспособленная для членораздельной речи. Но помимо наличия общей природной слабости, ставшей мотивацией для приобретения социальной силы, человек унаследовал от своих обезьяноподобных предков и ряд других отрицательных свойств, к числу которых относится, прежде всего, сравнительно высокий уровень агрессивности и повышенный уровень плохо контролируемой возбудимости (вспомним образ Бандар-лога у Р.Киплинга). Возможности социального развития не только компенсировали природную слабость, но и дали новый толчок к развитию отрицательных природных предпосылок, что резюмировалось, пожалуй, в основном пороке – отсутствии чувства меры.
Ист.: Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения) в 3-х частях. Ч. 3: Антропология. СПб. 1999. С. 63-81.
Предок человека был слабым животным, плохо приспособленным к окружающей среде. Спасти от гибели в процессе естественного отбора его могли либо мутация, либо приобретение надприродных качеств. Природная слабость в сочетании с природными же возможностями её компенсации и определили переход человека к социальному способу жизни. Такими предпосылками явились развитие мозга, прямохождение, гибкая кисть и гортань, приспособленная для членораздельной речи. Но помимо наличия общей природной слабости, ставшей мотивацией для приобретения социальной силы, человек унаследовал от своих обезьяноподобных предков и ряд других отрицательных свойств, к числу которых относится, прежде всего, сравнительно высокий уровень агрессивности и повышенный уровень плохо контролируемой возбудимости (вспомним образ Бандар-лога у Р.Киплинга). Возможности социального развития не только компенсировали природную слабость, но и дали новый толчок к развитию отрицательных природных предпосылок, что резюмировалось, пожалуй, в основном пороке – отсутствии чувства меры.
Ист.: Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения) в 3-х частях. Ч. 3: Антропология. СПб. 1999. С. 63-81.
индивид
ИНДИВИД (от лат. individuum — неделимое; особь) — единичный биологический организм, носитель общих генотипических и фенотипических свойств биологического вида Homo sapiens. Второе значение термина « И. » — отдельный представитель человеческой общности. Общими характеристиками И. являются: неделимость его психофизиологической организации; активность; устойчивость во взаимодействиях со средой. Соотносится с понятиями человек, личность, индивидуальность, субъект. Человек — более общее понятие, включающее в себя совокупность всех человеческих качеств и свойств, независимо от того, присутствуют они у данного человека или нет. Личность — социально-психологическая сущность человека, проявляющаяся в его общественных связях и отношениях, определяющая нравственные поступки человека. Индивидуальность — эффект развития личности, ее уникальность, специфика ее мотивации, темперамента, способностей, характера. Индивидуальность гармонизирует отношения между индивидными и личностными свойствами человека. Субъект — человек как носитель активности, деятель. Жизнедеятельность И. имеет объективную (совокупность социальных предпосылок) и субъективную (психологическую) стороны. Диалектика этих сторон выявляет роль И. в осуществлении себя как личности. Субъективную сторону И. составляют общая конституция тела и задатки человека: потребности; свойства нервной системы, общие для человека и животных; специфические человеческие свойства нервной системы; прижизненно сформировавшиеся системы временных связей. Потребности зарождаются в физиологии и связаны с дефицитом некоторых компонентов во внутренней и внешней среде. Они делятся на два вида: на природные и социальные (духовные). Потребности обнаруживаются в мотивах (влечениях, стремлениях, желаниях), которые формируются в момент встречи потребности с объектом, который может ее удовлетворить. Потребности, а также предметы и ситуации реальности, оцениваются в эмоциях И. (с точки зрения их практического повседневного значения и с точки зрения их жизненного значения). Выделяют три функции эмоций: оценки как осмысления субъективного значения того или иного объекта, вырабатывание ценностной ориентации индивида; побуждения к действию на основе импульсов-сигналов, сообщающих И. в виде переживания информацию о полезности или вредности воздействия объекта на организм; синтезирования как своеобразной организации на базе одной эмоции ряда ощущений, восприятий, представлений и пр. Напр., познавательные эмоциональные синтезы, объединяющие в себе некоторую совокупность явлений по сходному субъективному эмоциональному отношению: «приятные новости», «интересные книги», «мелодично», «ужасно» и пр. Функции эмоций взаимосвязаны и тесно переплетены. Способности (умственные и физические) как свойства И., являющиеся условием успешного выполнения им того или иного вида деятельности, делятся на потенциальные и актуальные. Потенциальные способности — это возможности И., определяемые его природными данными и нервно-физиологическими предпосылками способностей — задатками. Задатки избирательны и неодинаковы по отношению к разным видам деятельности. Вопрос о влиянии задатков на развитие психических свойств остается открытым. Их реализация зависит от конкретных условий, в которых находится И., и места, которое он занимает в этих условиях. Актуальные способности — это реализация возможностей индивида в конкретных обстоятельствах. Способности обусловливают вероятность развития И. в различных направлениях — множественность направлений его развития. Степень реализации способностей зависит от психологических черт, характера и уровня зрелости И. Он может быть способным, но на уровне личности представлять собой односторонне развитого человека. МЛ. Кукарцева