ИНДИВИД

Найдено 12 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Индивид
(от лат. individuum – неделимый) – 1) человек, взятый как отдельный представитель, личность из рода Homo sapiens; 2) отдельный представитель человеческой общности, без каких-либо отличий и особенностей; 3) отдельный живой организм, особь.

Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.

Индивид
(лат. individum – неделимый) – отдельный человек, член человеческого общества. Всякий человек является индивидом. Индивид – единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек, без учета его биологических, психологических и социальных особенностей. Индивид всегда «один из…».

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

ИНДИВИД
единичный представитель общества, лишенный конкретных содержательных характеристик и относящийся к роду «человек». Когда люди говорят об индивиде, то обращают внимание на то общее, что свойственно массе людей и отвлекаются (абстрагируются) от характеристик, присущих какому-либо конкретному лицу.

Источник: Тематический философский словарь

ИНДИВИД
Человек как высший уровень организации материи рассматривается в двух аспектах: как индивид и как личность. Когда говорят об отдельном человеке, безотносительно к его отношениям с другими людьми – применяется термин индивид. В этом смысле говорят об индивидуальных особенностях, например, мышления, темперамента, об индивидуальном стиле профессиональной деятельности и т.д. Когда же человек рассматривается в его отношениях с другими людьми, с обществом – используется понятие личность.
Литература: [71].

Источник: Методология: словарь системы основных понятий. 2013

ИНДИВИД
от лат. Individuum - неделимое), первоначально - лат. перевод греч. понятия атом (впервые у Цицерона), в дальнейшем - обозначение единичного в отличие от совокупности, массы; отд. живое существо, особь, отд. человек - в отличие от коллектива, социальной группы, общества в целом (в этом смысле противопоставление И. и общества образует исходный пункт различных концепций индивидуализма). И., рассматриваемый в его специфич. особенностях, не сводимых к к.-л. родовым и всеобщим характеристикам - синоним индивидуальности.

Источник: Советский философский словарь

Индивид
инднвидиуум) (от лат. individiuum — неделимое, особь) — 1) особь, каждый самостоятельно существующий организм, более точно — особь («единственное»), которая не может быть расчленена без потери ее самобытности, ее индивидуальности и ее собственного бытия, основанных только на ее целостности; 2) отдельный человек (индивидуум); 3) элементарная единица жизни, экземпляр живого; 4) в эволюционном смысле — существо, происходящее от одной зиготы, гаметы, споры, почки или другого зачатка и индивидуально подверженное действию эволюционных факторов.

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

ИНДИВИД
лат.-неделимый; латинский перевод гр. слова – атом): абстрактный, анонимный, единичный представитель общества, лишенный конкретных содержательных характеристик и относящийся к роду «человек»; объект изучения социологии. В новое время наряду с понятием «индивид» было введено понятие «человек вообще», человек ««как таковой», т. е. Человек как родовое существо в отличие от животных. Когда философ говорит об индивиде, он обращает внимание на то общее, что свойственно массе людей, и отвлекается (абстрагируется) от характеристик, присущих какому-либо конкретному человеку.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

ИНДИВИД
от лат. individuum - неделимое)
- единичное как противоположность совокупности, массе; отдельное живое существо, особь, отдельный человек, в отличие от стада, группы, коллектива. В логике И. называют любой объект, обозначаемый единичным, или собственным, именем. Логические формальные исчисления, содержащие общие и экзистенциальные предложения, обычно предполагают существование непустой области к.-л. индивидуальных предметов - индивидов, к которым относятся утверждения формальной системы. Природа И. для логики безразлична, требуется только, чтобы они отличались один от другого и чтобы каждый И. обозначался одним именем.

Источник: Словарь по логике

ИНДИВИД
и н д и в и д у у м [лат. individuum – неделимое (от in – отрицание и divido – делю), калька с греч. ??????, см. Атом], – единичный, отдельный, фиксированный, тем или иным способом выделенный, отграниченный предмет; отдельная, обособленная сущность или существо; особь, каждый самостоятельно существующий живой организм; отдельная человеч. личность, в отличие от человеч. коллективов (см. Личность). В наст. время, кроме обществ. наук, употребляется гл. обр. в биологии, в химии (в к-рой содержание понятия "химич. И." является неустановившимся и дискуссионным). В логике И. – единичный объект, противопоставляемый виду (см. Видовое понятие), роду (термины традиц. логики), классу (в логике), множеству. См. также Предмет, Имя.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ИНДИВИД
лат. individuum — неделимый) — 1. Единичный, отдельный объект, выделенный из определенного вида, рода или класса объектов. В совр. логике — объект вне или внутри сознания, обладающий теми или иными качествами и находящийся в отношениях с др. объектами, но не рассматриваемый со стороны этих качеств и отношений. 2. Единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям. Родившийся ребенок — И., но он еще не есть-человеческая индивидуальность. И. становится индивидуальностью по мере того, как перестает быть только “единицей” человеческого рода и приобретает относительную самостоятельность своего бытия в об-ве, становится личностью. И. и об-во находятся в диалектических взаимоотношениях. Их нельзя противопоставлять, ибо И. есть общественное существо и всякое проявление его жизни (даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллективного ее проявления) является проявлением общественной жизни. Равным образом неправомерно отождествлять И. и об-во, ибо каждый И., обладая общеродовыми признаками, может выступать и как самобытная индивидуальность.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Индивид
(от лат. individuum – неделимое) – в социальной философии и философской антропологии – природный уровень бытия отдельного человека, на котором он предстает как биологическая особь вида Homo sapiens. Уровень И. является необходимым, но недостаточным элементом основания человеческой жизнедеятельности в его полноте. Таким основанием является взаимодействие природного, социального и психологического (душевно-духовного) уровней. Человек в процессе его возникновения как особого существа (в филогенезе) и в индивидуальном развитии (онтогенезе) зависит от своих природных предпосылок, но не определяется ими сполна.
Предок человека был слабым животным, плохо приспособленным к окружающей среде. Спасти от гибели в процессе естественного отбора его могли либо мутация, либо приобретение надприродных качеств. Природная слабость в сочетании с природными же возможностями её компенсации и определили переход человека к социальному способу жизни. Такими предпосылками явились развитие мозга, прямохождение, гибкая кисть и гортань, приспособленная для членораздельной речи. Но помимо наличия общей природной слабости, ставшей мотивацией для приобретения социальной силы, человек унаследовал от своих обезьяноподобных предков и ряд других отрицательных свойств, к числу которых относится, прежде всего, сравнительно высокий уровень агрессивности и повышенный уровень плохо контролируемой возбудимости (вспомним образ Бандар-лога у Р.Киплинга). Возможности социального развития не только компенсировали природную слабость, но и дали новый толчок к развитию отрицательных природных предпосылок, что резюмировалось, пожалуй, в основном пороке – отсутствии чувства меры.
Ист.: Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения) в 3-х частях. Ч. 3: Антропология. СПб. 1999. С. 63-81.

Источник: Философия антропокосмизма авторский словарь.

индивид
ИНДИВИД (от лат. individuum — неделимое; особь) — единичный биологический организм, носитель общих генотипических и фенотипических свойств биологического вида Homo sapiens. Второе значение термина « И. » — отдельный представитель человеческой общности. Общими характеристиками И. являются: неделимость его психофизиологической организации; активность; устойчивость во взаимодействиях со средой. Соотносится с понятиями человек, личность, индивидуальность, субъект. Человек — более общее понятие, включающее в себя совокупность всех человеческих качеств и свойств, независимо от того, присутствуют они у данного человека или нет. Личность — социально-психологическая сущность человека, проявляющаяся в его общественных связях и отношениях, определяющая нравственные поступки человека. Индивидуальность — эффект развития личности, ее уникальность, специфика ее мотивации, темперамента, способностей, характера. Индивидуальность гармонизирует отношения между индивидными и личностными свойствами человека. Субъект — человек как носитель активности, деятель. Жизнедеятельность И. имеет объективную (совокупность социальных предпосылок) и субъективную (психологическую) стороны. Диалектика этих сторон выявляет роль И. в осуществлении себя как личности. Субъективную сторону И. составляют общая конституция тела и задатки человека: потребности; свойства нервной системы, общие для человека и животных; специфические человеческие свойства нервной системы; прижизненно сформировавшиеся системы временных связей.         Потребности зарождаются в физиологии и связаны с дефицитом некоторых компонентов во внутренней и внешней среде. Они делятся на два вида: на природные и социальные (духовные). Потребности обнаруживаются в мотивах (влечениях, стремлениях, желаниях), которые формируются в момент встречи потребности с объектом, который может ее удовлетворить. Потребности, а также предметы и ситуации реальности, оцениваются в эмоциях И. (с точки зрения их практического повседневного значения и с точки зрения их жизненного значения). Выделяют три функции эмоций: оценки как осмысления субъективного значения того или иного объекта, вырабатывание ценностной ориентации индивида; побуждения к действию на основе импульсов-сигналов, сообщающих И. в виде переживания информацию о полезности или вредности воздействия объекта на организм; синтезирования как своеобразной организации на базе одной эмоции ряда ощущений, восприятий, представлений и пр. Напр., познавательные эмоциональные синтезы, объединяющие в себе некоторую совокупность явлений по сходному субъективному эмоциональному отношению: «приятные новости», «интересные книги», «мелодично», «ужасно» и пр. Функции эмоций взаимосвязаны и тесно переплетены.         Способности (умственные и физические) как свойства И., являющиеся условием успешного выполнения им того или иного вида деятельности, делятся на потенциальные и актуальные. Потенциальные способности — это возможности И., определяемые его природными данными и нервно-физиологическими предпосылками способностей — задатками. Задатки избирательны и неодинаковы по отношению к разным видам деятельности. Вопрос о влиянии задатков на развитие психических свойств остается открытым. Их реализация зависит от конкретных условий, в которых находится И., и места, которое он занимает в этих условиях. Актуальные способности — это реализация возможностей индивида в конкретных обстоятельствах. Способности обусловливают вероятность развития И. в различных направлениях — множественность направлений его развития. Степень реализации способностей зависит от психологических черт, характера и уровня зрелости И. Он может быть способным, но на уровне личности представлять собой односторонне развитого человека.         МЛ. Кукарцева

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Индивид Декарта: классика жанра

Белоусова Юлия Владимировна
Классический подход к исследованию понятия «индивид» представлен в наследии Р. Декарта и его принципах, основной из которых, cogito ergo sum, утверждает прежде всего существование сознания «Я».
Читать PDF
0.00 байт

Реальность и индивид в современной политической философии

Шевченко Александр Анатольевич
В статье рассмотрены два важных методологических концепта современной политической философии: политический реализм и методологический индивидуализм.
Читать PDF
0.00 байт

Группа и индивид в научном познании

Хайруллин Р.Н.
В статье рассматривается проблема соотношения индивидуальной и групповой работы в научном познании.
Читать PDF
0.00 байт

Индивид, особа, личность как субъекты волевой регуляции социальной активности

Ковтун Наталия Михайловна
В статье рассматриваются субъекты индивидуальной волевой регуляции социальной активности в контексте социально-философской парадигмы исследования.
Читать PDF
0.00 байт

Аберрация в интерпретации понятий «Индивид», «Индивидуальность» и «Личность» в социологии

Ашхамахов Казбек Идадович
Статья посвящена критическому анализу состояния представлений социологической науки о своих основных понятиях, определяющих ее статус.
Читать PDF
0.00 байт

Коллапс смысла понятий «Индивид», «Индивидуальность» и «Личность» в философии и психологии

Ашхамахов Казбек Идадович
В настоящей статье проводится критический логико-содержательный анализ состояния интерпретации понятий «индивид», «индивидуальность» и «личность» в официальной философии и психологии.
Читать PDF
0.00 байт

Индивидуальное бытие человека

Хасанов М. Р.
В статье анализируется проблема индивидуального бытия человека.
Читать PDF
0.00 байт

Индивидуализм

Олейник Юрий Николаевич
Читать PDF
0.00 байт

Идея индивидуального бытия человека и проблема рациональности

Пучков Дмитрий Борисович
Статья посвящена рассмотрению темы бытия человека в аспекте его индивидуальной свободы. Главной особенностью индивидуального бытия человека автор считает самостоятельность в принятии ответственных решений.
Читать PDF
0.00 байт

Осмысление коллективистского и индивидуалистического идеалов как методологическая проблема

Антонова Юлия Витальевна
Рассматривается методологическая проблема осмысления коллективистского и индивидуалистического идеалов общества. Данная проблема увязывается с типологией исторического процесса в целом.
Читать PDF
0.00 байт

Выход на континуумальную стратегию жизни в индивидуализирующемся обществе

Маринов М. Б.
Читать PDF
0.00 байт

Идеологическое сознание индивида и общественная действительность

Сергеева Элла Александровна
В статье рассматривается влияние идеологии на общественное сознание людей. Проанализирован феномен идеологии с позиции К.Маркса и К.Мангейма.
Читать PDF
0.00 байт

Влияние информационноfкоммуникативного пространства на формирование новой индивидуальности

Арляпова Елена Викторовна, Конюхова Татьяна Васильевна, Гончарова Наталья Александровна
Рассматривается сущность категорий «личность» и «индивидуальность», раскрываются типы индивидуальных диспозиций, соотносятся стадии становления индивидуальности со стадиями развития общества.
Читать PDF
0.00 байт

Специфика формирования механизмов бессознательной социализации индивида

Маленко Сергей Анатольевич
Рассматриваются два ведущих бессознательных механизма социализации индивида (вытеснение и сублимация), сформировавшиеся на протяжении всей цивилизации как истории становления власти.
Читать PDF
0.00 байт

Историческая эволюция индивидуализма и коллективизма как базовых ценностей человека и социума

Румянцева Нина Леонидовна
В работе исследуются индивидуализм и коллективизм как базовые социальные и культурные ценности. Используется системно-диалектический подход. В работе две части.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • ДИВИД -ИНДИВИД

    Лат. DIVIDUUS — INDIVIDUUS. Концепция теоретической децентрации субъекта самым решительным образом сказалась и на пересмотре таких традиционных для западного мышления понятий, как индивид и индивидуальн
  • ЕСТЕСТВЕННЫЙ ИНДИВИД

    лат. individuum naturalis) — категория, в которой выражено представление о человеке, характерное для многих античных и в значительной мере европейских и американских мыслителей 17—18 вв. о человеке как приро
  • Коммуницирующий индивид

    участник коммуникации, общения.
  • ИНДИВИД, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

    от лат. individuum - неделимый) - понятия, используемые, как правило, для описания органических особей, для характеристики различных аспектов бытия человеческой личности. Применительно ? людям понятие "и
  • ИНДИВИДУУМ (ИНДИВИД)

    [от лат. individuum неделимое; особь] – 1) биол. особь, каждый самостоятельно существующий организм; 2) отдельный человек, личность.
  • Индивидуального языка аргумент

    изобретен Л. Витгенштейном: индивидуальный язык не может существовать, общественный дискурс первичен.
  • Лейбниц: бог и монады. Принцип индивидуации

    В согласии со многими предшественниками Лейбниц применяет понятие субстанции прежде всего к Богу. Бога он называет Единым Существом, владыкой универсума, последней причиной всех вещей и, в этом с
  • Индивиды: очерк дескриптивной метафизики

    «ИНДИВИДЫ: ОЧЕРК ДЕСКРИПТИВНОЙ МЕТАФИЗИКИ» — книга Питера Стросона (Strawson P. Individuals: An Essay in Descriptive Metaphysics. L., 1 9 5 9 ), сыгравшая решающую роль в реабилитации метафизической проблематики как легитимного
  • Дистанция индивидуальная

    в этологии - механизм рассредоточения индивидов, определяющий «радиус» личного, персонального пространства, в центре которого находится охраняющий его индивид.
  • ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ДУХ

    см. Дух; Субъективный дух.
  • ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ЭТИКА

    (Individualethik) — часть этики, касающаяся только индивида, в отличие от общественной этики (см. Социальная этика). Индивидуальная этика требует от каждого отдельного человека нравственной самореализац
  • Проблема индивидуализации в средневековой философии

    Однако концепция Фомы Аквинского сталкивается со следующим затруднением. Субстанциальная форма определяет существенные свойства не одного, а множества индивидов. Она является общей (универсаль
  • ИНДИВИДУАЛИЗМ И ХОЛИЗМ

    методологические, онтологические и ценностные установки, противостояние которых отразилось в стиле исторических, социологических и экономических концепций в XX в. В онтологическом плане индивид
  • Категорический императив: индивидуальное и общечеловеческое

    Категорический императив, по замыслу Канта, — формулирование того, как должно поступать человеку, стремящемуся приобщиться к подлинно нравственному. Он непосредственно обращен к действующему че
  • ТИПЫ РЕЛИГИОЗНЫХ И НЕРЕЛИГИОЗНЫХ ИНДИВИДОВ

    понятия, к-рые отражают определенный характер религиозности или нерелигиозности, общий для нек-рого числа людей, и на этой основе выделяют соответствующие классификационные группы. Т. присущи как
  • ИНДИВИДУАЛИСТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО И КОЛЛЕКТИВИСТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО

    одна из основных оппозиций истории и философии истории. Индивидуалистическое общество (И.о.) не ставит перед собой задачу решительной перестройки общества ради достижения универсальной, обязател
  • КОЛЛЕКТИВИЗМ И ИНДИВИДУАЛИЗМ

    типы мировоззрения, сутью которых является абсолютизация либо интересов общества, группы, либо интересов отдельного человека. Причем принцип индивидуализма в марксизме определяет человека как а
  • ИНДИВИДУАЛЬНОЕ и КОЛЛЕКТИВНОЕ

    взаимосвязанные характеристики социальности, функционирования и развития общества. Они определяют социальность в аспекте индивидного бытия людей и их контактов между собой. Категории И. и К. ука
  • ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ И ТРАДИЦИЯ

    - один из аспектов культурологич. взаимодействия человека со средой, выражающий противоречивую ориентированность в его деятельности. В качестве субъекта культуры человек может быть характеризов
  • МИР И ИНДИВИДУУМ

    The World and the Individual, v. 1—2. N. L., 1900—1901) — главный трудДж. Ройся, в котором систематически изложена его позиция в метафизике. В основу книги легли т. н. гиффордовские лекции, прочитанные Ройсом в университ