Индейцев Скверной Америки мифология
Индейцев Скверной Америки мифология
выражала родоплеменные отношения племен, которые сложились на территории Северной Америки и их разложение в форме военной демократии. Среди индейских племен выделяют ирокезскую группу (кайюга, онодага, онеида, мохаук, тускарора, гуроны); алгон-кинскую (делавары, оджибве-чиппева, мено-мин, потаватоми, арапахо, чейене); муског-скую (чероки, чокто, чикасо, семинолы); сиу (дакота, вороны, мандан, оседж, нонка, виннебаго); атапскской (апачи, навахо) и много других. Развитым моментом индейской мифологии этого региона являлось представление о мире, который создан из стихий. Обычно выделялись четыре стихии: земля, огонь, ветер и вода. В тесной связи с этим представлением находилось учение о четырех сторонах света. Четырехчленное представление о целом формировало мифологический цикл, который определял универсальность окружающего мира. Эти элементы мифологического сознания были тесно увязаны с символикой цветового и предметно-фетишистского содержания. Индейцы наделяли мир магической силой. Она выступала одновременно как сила, как дух или божество, как мир в целом и как сверхъестественная способность человека. Такой магический универсализм сохранился в индейском сознании до сих пор и описан в работах таких современных антропологов, как К. Кастанеда, Ф. Доннер и других. Подобная магическая основа мира называлась «вакан»; «несару», «оренда», «маниту» и т. д. Практически все мифологические формы имели представление о сотворении мира. Творцом - де-мургом выступали: антропоморфные или зооморфные боги, а также достаточно редкие безликие божества («Старик», «Махео», «Таронхайавагон», «Эсогету Эмисси»). Встречаются сюжеты, близкие библейским. Например, над водой, из которой выглядывает стебель травы, летают два голубя. Потом показывается земля, увенчанная холмом, на вершине которого стоит дом - жилище бога-творца. У некоторых индейских племен существовало космогоническое объяснение происхождения жизни. Например, у индейцев «зуни» бог Авонавилон силой мысли создает жизнетворные туманы, из своего тела создает небо и землю. В нижнем слое земли возникают незавершенные люди и звери. Культурный герой Пошейанкия с братьями-близнецами выводят людей на поверхность земли, а также учат их как нужно жить, совершают культурную организацию. Среди этих народов распространены мифы о переселении, миграции племен. В этих мифах можно выделить три момента: мифологизированное описание происхождения общности и «выход» ее в реальное географическое пространство; путешествие племен, которое длилось иногда столетиями; и, наконец, обретение в путешествии магического предмета - фетиша, который становится главным символом организации культуры в настоящем времени. Например, у индейцев пуэбло путешествие на поверхность земли развивается по мере их встречи с покровителем Масау. Он потребовал от племени, чтобы оно четырежды пересекло континент вдоль и поперек, а после этого основало свои поселения. Покровитель снабдил старейшин каменными табличками, на которых был обозначен маршрут каждого рода. Во время скитаний были приобретены духи - покровители плодородного культа. Истории эти были записаны на стенах каньонов, настенных фресках, символы хранились в ритуальных святилищах. Для сознания индейцев характерны сюжеты пе- ревоплощений, похищений у богов секретов и технологий; смертоносных существ, которых можно победить смелостью и моральной чистотой; великанов-людоедов и т. д. Европейская колонизация вызвала появление идей мессианства. В настоящее время индейская культура практически исчезла, переместившись в музеи и памятники культуры и искусства.
Источник: Человек и общество. Культурология