ИНЦЕСТ
Инцест
лат. in «не» и castus — благопристойный) - кровосмешение, которое представляет собой брак или половую связь ближайших кровных родственников. В биологическом смысле инцест приводит к вырождению — наследованию биологических аномалий. В социальном смысле - входит в противоречие с некоторыми (цивилизованными) формами брака. Преодоление инцеста насчитывает несколько тысяч лет (миф об Эдипе). Он развит до сих пор в династических, «царских» семьях.
Источник: Человек и общество. Культурология
ИНЦЕСТ
мифологический мотив брачной связи между ближайшими родственниками (братьями и сестрами, родителями и детьми), запретной, согласно универсальным законам экзогамии. Отмечает особую роль мифического времени как эпохи первотворения, когда в брак вступает первая пара — небо и земля и т. п. в космогонических мифах (ср. Урана и Гею как сына и мать, мать-землю и Йуругу у догонов, космогонические представления, связанные с Купалой и т. п.), первопредки — в антропогонических мифах (кит. Фуси и Нюйва, Брахма и его дочь, Лот и его дочери после потопа), или сверхъестественные отношения божеств (у скандинавских eaHot принято было жениться на сестрах", ср. Инцест Осириса и Исиды, Балу и Анат), культурных героев (Сатана и Урызмаг). И. осознаваемый как нарушение нормы, приводит к превращениям (метаморфозам — у папуасов после Инцеста брат и сестра Пи и Хана превращаются в небесные тела), гибель божества (см. Кецалькоатль; в наказание за И. Брахмы с собственным творением — Савитри Шива отрубает богу одну из голов), к угрозе существованию народа (эпи демия в Фивах в правление Эдипа).
В легендах о св. Григории и т. п. Инцест с матерью совершает ребенок от брака брата и сестры искупление вины — в покаянии и обретение святости.
В легендах о св. Григории и т. п. Инцест с матерью совершает ребенок от брака брата и сестры искупление вины — в покаянии и обретение святости.
Источник: Мифологический словарь. Москва. Советская Энциклопедия. 1991
ИНЦЕСТ
отношения сексуального характера между кровными родственниками. Инцестуозные фантазии являются сложной метафорой на пути психологического развития индивида. Когда ребенок испытывает инцестуозные чувства или фантазии, это можно считать его бессознательной попыткой обогатить свою личность новыми наслоениями опыта путем максимально близкого эмоционального и физического контакта с родителями. Сексуальный подтекст инцестуозных импульсов подчеркивает глубину и значимость такого контакта, поскольку их интенсивное появление трудно игнорировать. К тому же табу на И. предотвращает возможность физического проявления и преследует свои собственные психологические цели, опосредованные символами и культурно-исторической средой.
Взрослый, социально зрелый человек, также может регрессировать в инцестуозные мотивы; это можно рассматривать как попытку заново восстановить себя духовно и психологически. В таком случае регрессия представляется как нечто большее, нежели защита "эго".
Если течение психической энергии инцестуозных импульсов блокируется табу или цензурой, они принимают духовное направление, находя воплощение в культурных ценностях универсального порядка.
Иногда инцестуозная регрессия становится поиском иного типа единения - власти и контроля над другими, воплощая стремление господствовать и управлять чужой волей, подчинять себе внешнюю среду и обстоятельства любой ценой, нарушая социальные нормы и правила.
Инцестуозная регрессия не обязательно направлена на определенную фигуру или личность, хотя часто происходит именно так, например в страстной фанатической любви (к определенному лицу, к определенной сфере деятельности, к Богу и т. д.). Такое чувство сопровождается особым настроением умиротворения, безмятежности, спокойствия, изменчивостью и мечтательностью одновременно. При кратковременном отказе от контроля поведения инстанцией "эго" происходит новое стимулирующее столкновение с внутренним миром и фундаментальными основаниями бытия.
В трансперсональной психологии делается особый акцент на перинатальной стадии индивидуации, когда субъект через стадию слияния и символического единства с телом матери, через травму рождения приходит к отделению и самостоятельному существованию во внешнем мире. Переживание заново инцестуозных мотивов, прохождения родового канала, отделения от тела матери приводит к более острому переживанию самоопределения субъектом себя в мире, принятию ответственности за свое существование.
К. Ю. Багаев
Взрослый, социально зрелый человек, также может регрессировать в инцестуозные мотивы; это можно рассматривать как попытку заново восстановить себя духовно и психологически. В таком случае регрессия представляется как нечто большее, нежели защита "эго".
Если течение психической энергии инцестуозных импульсов блокируется табу или цензурой, они принимают духовное направление, находя воплощение в культурных ценностях универсального порядка.
Иногда инцестуозная регрессия становится поиском иного типа единения - власти и контроля над другими, воплощая стремление господствовать и управлять чужой волей, подчинять себе внешнюю среду и обстоятельства любой ценой, нарушая социальные нормы и правила.
Инцестуозная регрессия не обязательно направлена на определенную фигуру или личность, хотя часто происходит именно так, например в страстной фанатической любви (к определенному лицу, к определенной сфере деятельности, к Богу и т. д.). Такое чувство сопровождается особым настроением умиротворения, безмятежности, спокойствия, изменчивостью и мечтательностью одновременно. При кратковременном отказе от контроля поведения инстанцией "эго" происходит новое стимулирующее столкновение с внутренним миром и фундаментальными основаниями бытия.
В трансперсональной психологии делается особый акцент на перинатальной стадии индивидуации, когда субъект через стадию слияния и символического единства с телом матери, через травму рождения приходит к отделению и самостоятельному существованию во внешнем мире. Переживание заново инцестуозных мотивов, прохождения родового канала, отделения от тела матери приводит к более острому переживанию самоопределения субъектом себя в мире, принятию ответственности за свое существование.
К. Ю. Багаев
Источник: Современный философский словарь