ИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ПРОПАГАНДА

Найдено 1 определение
ИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ПРОПАГАНДА
разновидность буржуазной пропаганды, осуществляемой органами внешнеполитической пропаганды империалистических государств. Осн. методы И. п.— манипулирование сознанием людей, широкое использование приемов «психологической войны». В зависимости от степени признания принадлежности источника И. п. определенному капиталистическому государству принято различать: «белую» пропаганду, ведущуюся официальными органами, принадлежность к-рых провозглашается открыто и за деятельность к-рых несут ответственность соответствующие правительства, «серую» пропаганду, подлинная принадлежность органов к-рой маскируется под независимые от правительств организации, что позволяет вести подрывную пропаганду, избегая прямой ответственности государства за нарушение международного права, и «черную» пропаганду, осуществляемую от имени несуществующих организаций, открыто враждебную общественно- политическому строю страны — объекту пропаганды и рассчитанную на создание, поощрение и активизацию антиправительственной оппозиции. По своему назначению и содержанию пропаганды органы буржуазной «серой» пропаганды фактически трансформировались в инструменты «черной» пропаганды. Наиболее обширную И. п. ведут США, создавшие специальный центр — Информационное агентство США (ЮСИА) для организации и координации внешнеполитической пропаганды (государственных органов, общественных организаций и частных лиц). США играют главную роль в капиталистическом мире в организации радиопропаганды (см. Империалистическая радиопропаганда) и подрывной пропаганды. Заметное место в И. п. занимают религиозные организации с их радиостанциями («Трансмировое радио», «Голос дружбы», «Международная христианская радиостанция», «Новая жизнь», «Семейное радио», «Юго- Восточная международная радиовещательная компания» и др.), осуществляющими антикоммунистическую, антисоциалистическую пропаганду, а также вооруженные силы США, к-рые располагают радио- и телевизионными передатчиками в ряде др. стран.
Осн. органами И. п. в Великобритании являются Би-би-си, Британский совет и Центральное бюро информации (ЦБИ), снабжающие официальными материалами непосредственно редакции зарубежных средств массовой информации (до 10 тыс. материалов ежегодно), а также распространяющие вырезки из английских газет и журналов, телефильмы и официальные радиопрограммы для рекламы за рубежом экспортной продукции английских фирм. И. п. ФРГ осуществляется «Немецкой волной», «Радио Германии», Институтом Гете. Ведомство печати и информации ФРГ поставляет зарубежным органам массовой информации бюллетени текущей официальной информации, книги и брошюры на семи иностранных языках. Во Франции общее руководство и координацию деятельности в области внешнеполитической пропаганды, научным и культурным обменом осуществляет министерство иностранных дел. Все общественные и частные ассоциации действуют через него, финансируя и обслуживая «дома Франции» в развивающихся странах. Монополия на французское иновещание принадлежит «Франс энтер», на внешнее телевещание (Северная и франкоговорящая Африка, Канада) — фирме «Франсмедиа энтернасьонал». Правительство контролирует информационное Агентство Франс Пресс, Альянс Франсез (выполняет те же функции, что и Британский Совет » Великобритании и Институт Гете в ФРГ), имеет представительства в 96 странах, культурные центры в 70 странах, учебные заведения в 96 странах.
Все большее значение развитию внешнеполитической И. п. уделяется в Японии. Общее руководство ею осуществляют управление координации при канцелярии премьер-министра, а за рубежом — посольства Японии. Главный канал радиопропаганды — «Радио Японии». Усиление внешней экспансии Японии потребовало интенсификации идеологического проникновения в др. страны. С этой целью создается финансируемый правительством Международный центр журналистики для пропаганды за рубежом японской культуры, языка, политики и т. д.
Внешнеполитическую И. п. ведут практически все капиталистические государства. Наибольшую активность в этом плане проявляют Канада, Италия, Швеция, а также приступившие к созданию иновещания Иран и Турция. С нач. 50-х гг. наблюдается тенденция к усилению координации И. п., особенно направленной против социалистических стран. Согласовываются сетки вещания, пропагандистские кампании и акции, происходит обмен пропагандистскими материалами, авторами, создаются совместные службы радиоперехвата, совместно эксплуатируются ретрансляторы и т. д. Единого центра руководства всей И. п. нет, однако США стремятся создать такой центр, подчинив себе все органы пропаганды западных стран. Частично И. п. координируется в рамках службы информации НАТО, а также по каналам дипломатических и политических обменов и консультаций, секретных соглашений и договоренностей и т. д.

Источник: Современная идеологическая борьба. Словарь.