Имматериализм
Имматериализм
- взгляд, отрицающий существование материи. В древн. философии такое отрицание как определенная доктрина встречается только у индийских мыслителей (особенно в буддийской школе Мадьямиков), в новой философии главный систематический представитель такого взгляда - Берклей.
Вл. С.
Источник: Философский словарь Владимира Соловьева
Имматериализм
(лат. immaterialis – нематериальный) – в онтологии и метафизике: взгляд, противоположный утверждению о реальном существовании материи и сводящий действительность к идее (идеализм) или духу (спиритуализм) (см. Идеализм и Спиритуализм). У Дж. Беркли, утверждавшего крайний сенсуализм, существует лишь то, что постижимо с помощью чувств, а то, что не доступно чувственному восприятию, это фикция. Материя не доступна человеческим ощущениям, утверждал Дж. Беркли, а значит, она фикция, она не существует; следовательно, фикцией является и материализм.
Имматериализм
Крайняя и очень редкая форма идеализма, доходящая до отрицания существования материи. Наиболее радикальным примером имматериализма служит, очевидно, философия Беркли: быть значит воспринимать или быть воспринимаемым. Не существует ничего, кроме духов и идей. «Материя» – всего лишь слово, не находящее никаких соответствий в реальном опыте (мы по определению способны испытывать только собственные ощущения, которые находятся в нас). Тот факт, что опровергнуть идею, столь далекую от здравого смысла, невозможно, ярко характеризует как саму идею, так и здравый смысл.
Источник: Философский словарь.
ИММАТЕРИАЛИЗМ
(от лат. im — частица «не-» + materialis — вещественный, материальный) — филос. учение, отрицающее реальность материи или рассматривающее ее как производное от др. субстанций (энергия, воля и т.п.). Наиболее чистые формы И. сложились в традиц. др.-инд. философии, где материальное бытие рассматривается как иллюзия (майя), порождаемая либо неведением как свойством чел. мышления и греховностью как фактором телесной жизни (брахманизм), либо атрибутивными свойствами безличного духовно-божеств. начала (адвайта веданта). Нек-рые шк. буддизма махаяны также развивают идеи И. (мадхьямика, йогочара и др.). В антич. философии И. выражен в учении радикального скептицизма (пирронизм) и в нек-рых направлениях позднеантич. мистицизма (особенно гностицизм). В ср.-век. христ. философии чистый И. почти не представлен (согл. догматическому вероучению бог творит материальное бытие реально), но материя лишена субстанциальности как воплощение божеств. замысла из ничего и по произволу творца. В классич. зап.-европ. философии существенные мотивы И. выражены в учениях солипсизма (Дж.Беркли, Д.Юм). В неклассической философии XIX—XX вв. наиболее яркое имматериалистическое учение — волюнтаризм Шопенгауэра; в рационалистическом направлении идеи И. развивались махизмом, энергетизмом. Е.В.Гутов
Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь