Мне иногда случалось употреблять это слово для обозначения того, что находится внутри опыта и делает его возможным: эмпирические условия опытного постижения мира, иначе говоря, его могущество или процесс его исторической самоорганизации. В философии материализма это эквивалент трансцендентального в идеализме. Имманентально все, что являет собой условие возможности, но a posteriori, познания. Так, тело (в частности, мозг), речь и опыт имманентальны.
Но подобное рассуждение, возразит кое‑кто, представляет собой замкнутый круг, ведь условия опыта вытекают из самого опыта. Однако именно таким кругом, который на самом деле скорее не круг, а спираль, и является мысль. «Если нечто следует делать, пройдя обучение, то, – говорит Аристотель, – учимся мы, делая это» («Никомахова этика», книга II, 1; чтобы стать кузнецом, надо начать ковать). Таким образом, мыслить надо учиться, но сделать это можно лишь в размышлениях. Имманентальное показывает, что источником процесса, делающего мышление возможным, является не сама мысль, но опыт. Да здравствует эмпиризм!