(Names in Bible Times, Significance of).
Уже одно то обстоятельство, что слово "имя" встречается в Библии более тысячи раз, показывает его теологическое значение. В Древнем мире имя не было простым ярлыком по существу, оно соответствовало тому предмету или живому существу, к-ром у принадлежало. Один из ключевых отрывков, указывающих на это, 1 Цар 25:25: "…каково имя его, таков и он. Навал имя его, и безумие его с ним…" Вполне уместен и перевод греч. слова "имена" словом "люди" вОткрЗ:4. Имя часто означает славу (репутацию) (Мк 6:14; Откр 3:1), власть (силу) (Мф 7:22; Деян 4:7) или личность (Мф 6:9). В ВЗ имя часто упоминается в параллелизмах, во втором члене крых ему соответствует памятование или память (напр., Исх 3:15; Иов 18:17; Пс 134:13).
Назвать когонибудь или чтонибудь было равнозначно тому, чтобы получить над этим власть (Быт 1:5,8,10; 2:1920; 2 Цар 12:28), а изменение имени знаменовало возвышение (Быт 17:5; 32:28; даже в наши дни ортодоксальные иудеи иногда официально меняют имя умирающего в надежде, что новое имя даст ему здоровье и новую жизнь) или понижение статуса (4Цар 23:3435; 24:17). Искоренить или истребить имя человека или предмета означало его уничтожить(4 Цар 14:27; Ис 14:22; Соф 1:4; см. также Пс 82:5).
В параллелизмах имени Бога часто соответствует Бог как сущность (Пс 17:50; 67:5; 73:18; 85:12;91:2; Ис 25:1; Мал 3:16). Это подчеркивает, что по существу то и другое тождественно. Как показывает Ин 3:18, веровать во имя Сына Божьего то же, что верить в Него самого. Поэтому молиться во имя Иисуса не значит полагаться на традиционную мистическую формулу. Эти слова подразумевают молитву в Духе, Который соответствует Его личности, учению и цели Его служения. Он подобен своему имени, к-рое означает "Спаситель" (Мф 1:21) и "превыше всякого имени" (Флп 2:9).
R.YOUNGBLOOD (пер. Д.Э.) Библиография: J.Barr, "The Symbolism of Names in the ОТ", BJRL, 52:1129; H. Bietenhard and F. F. Bruce,NIDNTT, II,64856; J. Pedersen,Isr 12:24559.
См. также: ИменаБожьи.