ИЛЛАРИОН
ИЛЛАРИОН
гг. рожд. и смерти неизв.) – рус. мыслитель 11 в., оратор, гос. деятель, священник, с 1051 митрополит. Выступал как соратник Ярослава Мудрого в борьбе за объединение Руси, был поборником просвещения. Религиозно-филос. воззрения И. изложены в соч. "Слово о законе и благодати", в к-ром он выступил с доказательством превосходства "благодати", под к-рой подразумевал "новозаветное" учение, над "законом" – т.е. Ветхим заветом. В русле богословских споров развивал вопрос о природе истины, утверждая, что истина выше догмы. Догматизм – удел человека, находящегося в рабском состоянии, в то время как истина может быть познана только человеком физически и духовно свободным. И. высказывал мысль о "возрастании", изменении истины, поскольку, с его т. зр., человек от "закона", т.е. догмы, переходит к благодати, т.е. к истине. "Прежде тень (т.е. догма, закон), потом истина". И. подчеркивал прогрессивное значение принятия Русью христианства. Он писал о героич. традициях родной земли. Призыв к единству Руси выражен им в "Похвале кагану Владимиру". И. утверждал, что укрепление гос-ва является единств. средством для сохранения и умножения богатства, просвещения и независимости всей Руси. Лит.: Горский А. В., Памятники духовной литературы времен великого князя Ярослава I, M., 1844; Жданов И. Н., Слово о законе и благодати и похвала кагану Владимиру, Соч., т. 1, СПБ, 1904; Никольский Н. К., Материалы для повременного списка русских писателей и их сочинений (X–XI вв.), СПБ, 1906, с. 75–122; Орлов А. С, Древняя русская литература XI–XVII вв., М.–Л., 1945, с. 55–59; Лихачев Д. С, Русские летописи и их культурно-историческое значение, М.–Л., 1947; Гудзий Н. К., История древней русской литературы, 6 изд., М., 1956, с. 81–89; Клибанов А. И., Реформационные движения в России, М., 1960, с. 339, 365; Будовниц И. У., Общественно-политическая мысль Древней Руси (XI–XIV вв.), М., 1960. К. Шохин. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.