праздник правосл. церкви, отмечаемый 20 июля (2 августа) в честь Ильи-пророка, одного из христ. святых. Илья - мифич. персонаж в.-з. лит-ры, трансформированный из многочисл. племен. богов Др. Иудеи. Он пользовался широким почитанием, т. к., по христ. представлениям, от него зависело ниспослание дождей, а следовательно, урожай. На Руси на него были перенесены мн. черты др.-славянск. божества Перуна. Как и Перун, он изображался разъезжающим в огненной колеснице по небу и разгоняющим стрелами нечистую силу. И. д. служил крестьянам ориентиром для проведения различных сельскохоз. работ. С ним связаны окончание сенокоса и начало жатвы. Именно эти хоз.-бытовые моменты делали И. д. значительным торжеством, особенно для крестьян.
ИЛЬИН ДЕНЬ
ИЛЬИН ДЕНЬ
Источник: Атеистический словарь
ИЛЬИН ДЕНЬ
праздник правосл. церкви в честь пророка Илии, мифич. персонажа ветхозавет. лит-ры. Отмечается 20 июля (2 августа). Популярности И. д. у верующих, в основном крестьян, способствовало то, что Илии (Илье Пророку) в качестве христ. святого была отведена роль «подателя дождя», имеющего огромное значение в сельском хозяйстве. Вытеснив на Руси древнеславян. бога Перуна, заимствовав мн. его черты, этот святой почитался как небожитель, от к-рого зависит урожай, а след., и благополучие крестьян. Илии служили молебны, держали в домах иконы с его изображением. С И. д. связывалось окончание сенокоса и начало жатвы. Будучи важной вехой в крестьян, быту, праздник, хотя и не входил в число гл. в рус. православии, отмечался широко и торжественно, В наст. вр. потерял для верующих былое значение.
Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7
Ильин день
одна из ключевых дат традиционного календарного цикла, приходящаяся на 20 июля (2 авг.), края связана с двоеверным почитанием (см. Двоеверие) Ильи-Перуна и к к-рой приурочены многочисленные поверья и магические действия. В народных представлениях Илья-пророк, как и его языческий двойник Перун, являлся грозным властителем грозовых туч и ветров. Ему приписывалось управление дождем, стихиями бурь, гроз, засухи, благотворное влияние на плодородие и урожай. По поверьям, он разъезжает по небу в огненной колеснице, преследуя и карая грешников, а также многочисленную армаду бесов. С И. д., к-рый считался «опасным», связывался запрет на все виды работ, за нарушение чего «сердитый» владыка гроз может покарать «небесными стрелами». В этот день устраивались коллективные трапезы, братчины и молебны, во время к-рых Илье приносились умилостивительные жертвы быком, бараном, медом и горохом, овощами, созревавшими к И. д. Оберегом от разящего грозового оружия «небесного колесничего» считались четверговые свечи и четверговая соль. Службу Илье часто служили в поле. Ильинский гром считался добрым предзнаменованием, а дождю в И. д. приписывали очищающую силу от сглаза и чар. И. д. считается поворотным к осени рубежом.
Он знаменует перемену погоды и наступление срока жатвы, поэтому к нему относятся много примет и поверий: «Илья живо зачинает», «На Илью до обеда лето, а после обеда осень», «С Ильина дня вода стынет» и т. д. Отдельные приметы, поверья и элементы ильинского обрядового цикла сохранились поныне в сельской местности.
Он знаменует перемену погоды и наступление срока жатвы, поэтому к нему относятся много примет и поверий: «Илья живо зачинает», «На Илью до обеда лето, а после обеда осень», «С Ильина дня вода стынет» и т. д. Отдельные приметы, поверья и элементы ильинского обрядового цикла сохранились поныне в сельской местности.
Источник: Религии народов современной России