(Elijah).
Из четверых человек с этим именем, упоминаемых в ВЗ, в подробностях известна жизнь только одного Илии Фесвитянина, одного из пророков, жителя Галаада, расположенного к востоку от Иордана. Имя это означает "Яхве Бог". Илияпророчествовал в Северном Израильском царстве приблизительно между 875 и 850 гг. до н.э. во времена династии Омридов гл. обр., при царе Ахаве и его иноземной жене Иезавели.
Главный в. з. источник жизнеописания Илии 3 Цар 1719; 21:1729, а также 4 Цар 12. Однако они сообщают лишь ряд отдельных событий, не позволяя восстановить полную биографию. Об Илии говорится только в исторических книгах Библии; в отличие от жизни многих других пророков, его жизнь не стала предметом особой книги. О жизни Илии известно, что он воскресил сына вдовы сарептской, посрамил пророков Ваала на горе Кармил, встретил Бога на горе Хорив и вознесся на огненной колеснице. Наследником его пророческого служения стал ученик Илии, Елисей.
Илия был непреклонным сторонником веры Моисеевой, возвращения Израиля к прежним традициям и противником проникновения чужой религии, крую насаждала Иезавель. В вере Израиля он выделял три основные темы. (1)Он обращал внимание на опасность синкретизма, напоминая о том, что смешение истинной веры с поклонением ВаалуМелькарту ведет к ее исчезновению. (2) Он подчеркивал тесную взаимосвязь веры и этики. Происшествие с виноградником Навуфея (3 Цар 21) показывает, что Илия ставил справедливое дело отдельного человека выше царского авторитета. (3)Он понимал, что власть Бога не ограничена национальными рамками даже неправедный чужеземный царь может служить орудием для Его целей.
В иудаизме последующих времен еложился взгляд на Илию как на предтечу мессианского века. Отчасти такой взгляд основан на пророчестве Малахии (Мал 4:56). К-ром етого, Талмуд и позднейшие мистические сочинения часто говорят о том, как Илия являлся к раввинам и мистикам и наставлял их в толковании Торы. Считается, что Илия присутствует при совершении современного ритуала обрезания; для него ставят пустое кресло, а его присутствие символизирует верностьзавету.
В н. з. упоминаниях Илии сохраняется преемственность иудейских традиций. Многие не могли принять благо вестие Христа и говорили, что Царствие не наступит, пока не придет Илия. Христос отвечал, что Илия уже явился как Иоанн Креститель (Мк 9:1113). Многие считали Илиею самого Иисуса (Мк 8:27). Во время преображения Христос говорил с Моисеем и Илией, в крых воплощены закон и пророки.
Высоко чтит Илию и ислам. Илия несколько раз упомянут в Коране. В своей проповеди Магомет говорит о его борьбе за то, чтобы отвратить людей от служения Ваалу и вернуть к истинной вере, как о примере подлинного пророчества.
PC. CRAIGIE(пер. Д.Э.) Библиография: J.Gray, I and II Kings; H.H.Rowley, "Elijah on Mount Carmel", BJRL 43:190210; G. E. SaintLaurent, "Light from Ras Shamra on Elijahs Ordeal on Mount Carmel", in Scripture in Context, ed. C.D. Evans, W. W. Hallo, and J.B.White.