ИКСКЮЛЬ Якоб Иоганн

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское]

ИКСКЮЛЬ Якоб Иоганн
род. 8 сент. 1864, Кеблас, Эстония - ум. 25 июля 1944, Капри) - эстон. биолог и зоопсихолог. 1925 - 1934 - профессор в Гамбурге; занимался преимущественно исследованием отношения организма к окружающей его обстановке: "Все, что замечает субъект, превращается в его мир, в мир, меченный им, и все, на что он воздействует, превращается в его мир действия. Оба они образуют связанное единство - среду". Икскюль считает, что животные являются не только объектами, но также и субъектами, "самая важная деятельность которых состоит в том, что они отмечают и действуют, и их среда столь же сложна, как и сами животные". "Все животныесубъекты (как самые простые, так и наиболее сложно организованные) одинаково хорошо приспособлены к своей среде, ибо простым животным соответствует простая среда, а сложно организованным - столь же сильно дифференцированная среда". Осн. произв.: "Umwelt und Innenwelt der Tiere", 1909; "Theoretische Biologie", 1920; "Staatsbiologie", 1933; "Streifzьge durch die Umwelten von Tieren und Menschen", 1934; "Der unsterbliche Geist in der Natur", 1938; "Der Sinn des Lebens. Gedanken ьber die Aufgaben der Biologie", 1948.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ИКСКЮЛЬ (Uexkuel) Якоб Иоганн
1864-1944) - этолог и теоретик биологии, в работах которого тесно переплетались научные и философские проблемы. Род. в Эстонии, в 1884 окончил ун-т в Дерпте (Тарту) и до 1903 работал там же. Затем переехал в Гейдельберг, в различных странах проводил полевые исследования поведения животных. В 1925-34 - проф. Гамбургского ун-та. Умер в Италии, на о. Капри.
В философском плане интересна попытка И. обосновать этологию и зоопсихологию, исходя из концепции опыта и знания Канта. Каждый живой организм, согласно И., живет в уникальном "окружающем мире" (Umwelt), определяемом его телесной организацией, числом и строением органов чувств и устройством нервной системы. Коррелятом окружающего мира является "внутренний мир" (Innenwelt) животного, мир его "субъективного опыта". В работах И. можно найти любопытные реконструкции того, как одни и те же фрагменты природы должны представать "в глазах" птицы, собаки и др. существ. Подобно остальным животным, собственным окружающим миром обладает и человек. В этом, по И., глубинный смысл кантовской трансцендентальной эстетики. Однако Кант, не обладая еще необходимым биологическим материалом, не мог выразить этот смысл адекватно и не представил мир человеческого опыта как только один в большом ряду иных окружающих миров. Вместе со многими немецкими биологами начала века И. критиковал механистические схемы объяснения в биологии и отвергал дарвинизм, считая что вера в него носит квазирелигиозный характер. Идеи И. оказали влияние на некоторых представителей немецкой философской антропологии.
Umwelt und Innenwelt der Tiere. B., 1909; Theoretische Biologie. B., 1920; Streifzuge durch die Umwelt von Tieren und Menschen. B., 1934; Niegeschaute Welten. B., 1936.

Источник: Современная западная философия: словарь