Иконы

Найдено 1 определение
Иконы
Живописные изображения Иисуса Христа, Богоматери и святых, имеющие священный характер, служащие предметами религиозного чествования в смысле образов, которые возводят мысль и чувство молящихся к изображаемому. В православной и римской церквах они составляют необходимую принадлежность храма и домашнего культа христианина, как и крест с изображением распятого на нем Иисуса Христа или без оного. Происхождение икон восходит к началу христианства. Со времени VII вселенского собора И. становятся обязательной принадлежностью христианского культа, и получает обширное развитие иконопись. Озабочиваясь соответствием иконописного изображения священному достоинству иконописных предметов, русская церковь делала особые постановления по этому предмету на соборах: стоглавом (1667–1674), а также при самом начале синодального управления (1722), которыми вменялось в обязанность допускать до иконописания лишь людей искусных в художестве и отличающихся добрым поведением, предписывалось даже наблюдать за нравственностью иконописцев и самые иконы писать с древних образцов, «от своего же смышления и по своим догадкам Божества не писать». Запрещаются иконы резные и отливные из металлов (кроме распятий и лепных изображений, поставляемых на высоких местах, а также нагрудных крестов). Иконописное ремесло безусловно запрещается лицам нехристианских исповеданий. Искусство иконописцев вообще должно быть свидетельствуемо духовными лицами. Иконы, особенно чествуемые, позволяется из храма переносить в дома обывателей, но не иначе как на руках или в карете и без пения. Иконы, оглашаемые в народе чудотворными, отбираются в ризницы кафедральных соборов впредь до удостоверения в указанном порядке их чудотворности, после чего поставляются для общего чествования в храмах или часовнях. В деревнях священники обязаны наблюдать, чтобы И. в домах сохранялись в чистоте.

Источник: Православный церковный словарь.

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
0.00 байт

Павел Евдокимов и его философия иконы

Галинская И. Л.
Читать PDF
0.00 байт

Феноменологическое восприятие иконы: со-присутствие видимого и невидимого

Симонов А.И.
Статья посвящена характеристике феноменологического восприятия иконы в его сопряженности с теологической проблематикой иконного образа.

Похожие термины:

  • АРГУМЕНТ ОТ ИКОНЫ

    - у о. П.Флоренского: "Есть Троица Рублева, следовательно, есть Бог". Флоренский видел в этой иконе новое откровение высшего мира, "факт Божественной действительности".