ИКОНОСТАС
ИКОНОСТАС
(греч. eikonostas) - стена, отделяющая алтарь от остальной части правосл. храма и являющаяся гл. местом сосредоточения икон в храме. Оформляется с пышностью и блеском, чтобы оказывать на верующих сильное эмоц.религ. воздействие. Двустворчатые двери в середине И. наз. царскими вратами.
ИКОНОСТАС
в православной церкви преграда, отделяющая алтарь от остального пространства храма. Представляет собой ряды икон, расположенные в строго установленном порядке. Тип полного иконостаса сложился на Руси на рубеже XIV - XV веков. Наиболее древний иконостас сохранился в Благовещенском соборе Московского кремля.
Источник: История и теория культуры
ИКОНОСТАС
греч. eikon - икона и stasis — место стояния) — стенка с иконами, отделяющая алтарь от остальной части правосл. храма. На И. иконы располагаются строго в соответствии с религ. иерархией. Двухстворчатые двери по середине И. именуются царскими вратами. И., украшенный с пышностью и блеском иконами, выполняет в храме функции религ.-эмоц. воздействия на сознание и чувства верующих.
Источник: Атеистический словарь
ИКОНОСТАС
(от греч. eikon - образ, икона и stasis - стояние) - в правосл. храме стена, отделяющая алтарь от церкви и уставленная иконами. В И. три двери: центральная, двустворчатая (царские врата) и 2 боковые (диаконские). Иконы на И. размещены в соответствии с канонич. иерархией и содержат изображения Христа, богородицы, архангелов, апостолов, пророков, святых. В крупных храмах И. для вящего воздействия н а чувства прихожан отличались богатством и пышностью (так, один из И. Успенского собора Моск. Кремля насчитывал 69 икон, нек-рые из них 5-метровой высоты), иногда переходившими в аляповатость. Нек-рые из И., созданные талантливыми иконописцами, выдающ. памятники церк. искусства.
Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7
ИКОНОСТАС
Три полукружия православного храма (алтарь, диаконник и предложение) отделяются от остальной части сплошной перегородкой. В древности эта перегородка была решетчатой. Евсевий (кн. 10, гл. 4) говорит: “Константин Великий оградил алтарь деревянными решетками, дабы в него немногие входили”. Затем, после победы над иконоборцами, было узаконено размещение на этой перегородке множества икон, и перегородки стали сплошными.
Иконостас состоит из Царских врат в центре и дьяконских дверей по бокам, и символизирует единство с Богом. За Царскими вратами, по обеим сторонам которых висят икона Божьей Матери и икона Христа, помещается престол, указывая на то, что все происходящее в церкви исторически находится между этими двумя событиями: пришествием бога как Спасителя, рожденного от девы Марии и пришествием Его в конце веков как царя и Судии. Иконы на Царских вратах также свидетельствуют о Благой вести – Спасении, поэтому на них обычно изображаются четыре евангелиста: Матфей, Марк, Лука и Иоанн. Над Вратами помещается икона Тайной вечери – главного таинства христианской веры и единства Церкви в мире. И все приходящие в церковь таким образом тоже являются участниками этой “брачной вечери Агнца” и могут “слышать” слова Христа: “да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем”. На боковых дьяконских дверях обычно помещают иконы святых ангелов, служителей Господних.
В первом (или местном) ярусе иконостаса обязательно находится икона святого или праздника, которому посвящен данный храм. В высоких иконостасах наверху помещают еще иконы апостолов, двенадцати праздников, пророков, праотцов и иных святых. Все это увенчивается крестом Христовым.
Иконы также размещаются по стенам храма в киотах, которые лежат на аналоях или налоях (от греч. analogeion – подставка для книг) – высокой подставке, на которую во время богослужения кладут церковные книги для чтения, а также Евангелие и крест.
Иконостас состоит из Царских врат в центре и дьяконских дверей по бокам, и символизирует единство с Богом. За Царскими вратами, по обеим сторонам которых висят икона Божьей Матери и икона Христа, помещается престол, указывая на то, что все происходящее в церкви исторически находится между этими двумя событиями: пришествием бога как Спасителя, рожденного от девы Марии и пришествием Его в конце веков как царя и Судии. Иконы на Царских вратах также свидетельствуют о Благой вести – Спасении, поэтому на них обычно изображаются четыре евангелиста: Матфей, Марк, Лука и Иоанн. Над Вратами помещается икона Тайной вечери – главного таинства христианской веры и единства Церкви в мире. И все приходящие в церковь таким образом тоже являются участниками этой “брачной вечери Агнца” и могут “слышать” слова Христа: “да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем”. На боковых дьяконских дверях обычно помещают иконы святых ангелов, служителей Господних.
В первом (или местном) ярусе иконостаса обязательно находится икона святого или праздника, которому посвящен данный храм. В высоких иконостасах наверху помещают еще иконы апостолов, двенадцати праздников, пророков, праотцов и иных святых. Все это увенчивается крестом Христовым.
Иконы также размещаются по стенам храма в киотах, которые лежат на аналоях или налоях (от греч. analogeion – подставка для книг) – высокой подставке, на которую во время богослужения кладут церковные книги для чтения, а также Евангелие и крест.
Источник: Православие. Основные понятия.
Иконостас
Более или менее сплошная, от северной стены храма до южной, стена, которой отделяется алтарь от средней части в православном храме и на которой в определенном порядке устанавливаются иконы. В этой стене три двери ведут в алтарь: посредине иконостаса, прямо перед престолом – «врата царские» (см.); влево от них – северные врата или двери, вправо – южные врата, прежде называвшиеся также дьяконскими (см). Средние двери называются святыми, и не имеющим священного сана вход через них недозволен. Иконостас бывает уставлен иконами, обыкновенно в несколько рядов. В нижнем ряду: на царских вратах находятся обычно иконы Благовещения Пресвятой Деве архангелом Гавриилом, а также четырех евангелистов; направо от царских врат – икона Спасителя, по левую их сторону – икона Божьей Матери с младенцем на руках; на северных дверях – чаще архангелы Гавриил и Михаил, иногда – пророки, св. диаконы или святители. Затем вправо от южных дверей и влево от дверей сев. ставятся иконы наиболее чтимых святых, например, святого, которому посвящен храм, или других, по усмотрению храмоздателей. Над первым нижним рядом икон в иконостасе помещаются: непосредственно над Царскими вратами – икона тайной вечери Иисуса Христа, и по ту или другую сторону ее иконы главных праздников – событий из жизни Иисуса Христа и Пресвятой Девы. В третьем ряду иконостаса ставятся: над иконою тайной вечери – икона Иисуса Христа в царском или архиерейском облачении, с предстоящими в молитве пред ним Богоматерью и Иоанном Предтечей (она называется деисусом, см.); по ту и другую сторону этой иконы – иконы св. апостолов. B четвертом ряду иконостаса ставятся иконы ветхозаветных праведников – пророков, с усвоенными каждому из них эмблемами. Верх иконостаса увенчивается изображением распятия Иисуса Христа. Впрочем, такое устройство Иконостаса не всегда имеется в церквах. В древней Руси в церквах этот тип иконостаса был господствующим, но по нужде число ярусов или рядов иконостаса может быть уменьшено до одного ряда с необходимым изображением Тайной Вечери над Царскими вратами. Устройство иконостаса в виде сплошной стены – относительно позднего происхождения; в первые века церкви алтарь был весь видим присутствующим в храме, и от средины церкви алтарь отделялся лишь решеткой. Да и ныне, чтобы возгласы священника в алтаре были слышны по возможности во всем храме, Царские врата часто устраиваются решетчатыми, а весь иконостас редко доходит до потолка; обыкновенно сверху иконостаса в приходских церквах большого размера оставляется более или менее открытое пространство.
Источник: Православный церковный словарь.