ИКОНОСТАС

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ИКОНОСТАС
(греч. eikonostas) - стена, отделяющая алтарь от остальной части правосл. храма и являющаяся гл. местом сосредоточения икон в храме. Оформляется с пышностью и блеском, чтобы оказывать на верующих сильное эмоц.религ. воздействие. Двустворчатые двери в середине И. наз. царскими вратами.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

ИКОНОСТАС
в православной церкви преграда, отделяющая алтарь от остального пространства храма. Представляет собой ряды икон, расположенные в строго установленном порядке. Тип полного иконостаса сложился на Руси на рубеже XIV - XV веков. Наиболее древний иконостас сохранился в Благовещенском соборе Московского кремля.

Источник: История и теория культуры

ИКОНОСТАС
греч. eikon - икона и stasis — место стояния) — стенка с иконами, отделяющая алтарь от остальной части правосл. храма. На И. иконы располагаются строго в соответствии с религ. иерархией. Двухстворчатые двери по середине И. именуются царскими вратами. И., украшенный с пышностью и блеском иконами, выполняет в храме функции религ.-эмоц. воздействия на сознание и чувства верующих.

Источник: Атеистический словарь

ИКОНОСТАС
(от греч. eikon - образ, икона и stasis - стояние) - в правосл. храме стена, отделяющая алтарь от церкви и уставленная иконами. В И. три двери: центральная, двустворчатая (царские врата) и 2 боковые (диаконские). Иконы на И. размещены в соответствии с канонич. иерархией и содержат изображения Христа, богородицы, архангелов, апостолов, пророков, святых. В крупных храмах И. для вящего воздействия н а чувства прихожан отличались богатством и пышностью (так, один из И. Успенского собора Моск. Кремля насчитывал 69 икон, нек-рые из них 5-метровой высоты), иногда переходившими в аляповатость. Нек-рые из И., созданные талантливыми иконописцами, выдающ. памятники церк. искусства.

Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7

ИКОНОСТАС
Три полукружия православного храма (алтарь, диаконник и предложение) отделяются от остальной части сплошной перегородкой. В древности эта перегородка была решетчатой. Евсевий (кн. 10, гл. 4) говорит: “Константин Великий оградил алтарь деревянными решетками, дабы в него немногие входили”. Затем, после победы над иконоборцами, было узаконено размещение на этой перегородке множества икон, и перегородки стали сплошными.
Иконостас состоит из Царских врат в центре и дьяконских дверей по бокам, и символизирует единство с Богом. За Царскими вратами, по обеим сторонам которых висят икона Божьей Матери и икона Христа, помещается престол, указывая на то, что все происходящее в церкви исторически находится между этими двумя событиями: пришествием бога как Спасителя, рожденного от девы Марии и пришествием Его в конце веков как царя и Судии. Иконы на Царских вратах также свидетельствуют о Благой вести – Спасении, поэтому на них обычно изображаются четыре евангелиста: Матфей, Марк, Лука и Иоанн. Над Вратами помещается икона Тайной вечери – главного таинства христианской веры и единства Церкви в мире. И все приходящие в церковь таким образом тоже являются участниками этой “брачной вечери Агнца” и могут “слышать” слова Христа: “да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем”. На боковых дьяконских дверях обычно помещают иконы святых ангелов, служителей Господних.
В первом (или местном) ярусе иконостаса обязательно находится икона святого или праздника, которому посвящен данный храм. В высоких иконостасах наверху помещают еще иконы апостолов, двенадцати праздников, пророков, праотцов и иных святых. Все это увенчивается крестом Христовым.
Иконы также размещаются по стенам храма в киотах, которые лежат на аналоях или налоях (от греч. analogeion – подставка для книг) – высокой подставке, на которую во время богослужения кладут церковные книги для чтения, а также Евангелие и крест.

Источник: Православие. Основные понятия.

Иконостас
Более или менее сплошная, от северной стены храма до южной, стена, которой отделяется алтарь от средней части в православном храме и на которой в определенном порядке устанавливаются иконы. В этой стене три двери ведут в алтарь: посредине иконостаса, прямо перед престолом – «врата царские» (см.); влево от них – северные врата или двери, вправо – южные врата, прежде называвшиеся также дьяконскими (см). Средние двери называются святыми, и не имеющим священного сана вход через них недозволен. Иконостас бывает уставлен иконами, обыкновенно в несколько рядов. В нижнем ряду: на царских вратах находятся обычно иконы Благовещения Пресвятой Деве архангелом Гавриилом, а также четырех евангелистов; направо от царских врат – икона Спасителя, по левую их сторону – икона Божьей Матери с младенцем на руках; на северных дверях – чаще архангелы Гавриил и Михаил, иногда – пророки, св. диаконы или святители. Затем вправо от южных дверей и влево от дверей сев. ставятся иконы наиболее чтимых святых, например, святого, которому посвящен храм, или других, по усмотрению храмоздателей. Над первым нижним рядом икон в иконостасе помещаются: непосредственно над Царскими вратами – икона тайной вечери Иисуса Христа, и по ту или другую сторону ее иконы главных праздников – событий из жизни Иисуса Христа и Пресвятой Девы. В третьем ряду иконостаса ставятся: над иконою тайной вечери – икона Иисуса Христа в царском или архиерейском облачении, с предстоящими в молитве пред ним Богоматерью и Иоанном Предтечей (она называется деисусом, см.); по ту и другую сторону этой иконы – иконы св. апостолов. B четвертом ряду иконостаса ставятся иконы ветхозаветных праведников – пророков, с усвоенными каждому из них эмблемами. Верх иконостаса увенчивается изображением распятия Иисуса Христа. Впрочем, такое устройство Иконостаса не всегда имеется в церквах. В древней Руси в церквах этот тип иконостаса был господствующим, но по нужде число ярусов или рядов иконостаса может быть уменьшено до одного ряда с необходимым изображением Тайной Вечери над Царскими вратами. Устройство иконостаса в виде сплошной стены – относительно позднего происхождения; в первые века церкви алтарь был весь видим присутствующим в храме, и от средины церкви алтарь отделялся лишь решеткой. Да и ныне, чтобы возгласы священника в алтаре были слышны по возможности во всем храме, Царские врата часто устраиваются решетчатыми, а весь иконостас редко доходит до потолка; обыкновенно сверху иконостаса в приходских церквах большого размера оставляется более или менее открытое пространство.

Источник: Православный церковный словарь.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
1.50 мб

Интерфейс иконостаса: Павел Флоренский и архитектура коммуникации

Карпов Виктор Васильевич
The symbolic and metaphysical meaning of the Russian orthodox icon and iconostasis in Pavel Fronrensky's treatment of the religious, artistic and architectural phenomena bears upon their spiritual and instrumental role as unique i