ИКОНОПИСЬ
ИКОНОПИСЬ
писание икон; вид живописи, религиозной по темам и сюжетам, культовой по назначению. Эстетика иконы требует воплощения «божественного», сверхчувственного в зримых, чувственно воспринимаемых образах. Поэтому складывается канон символических изображений, где отсутствует передача реальных объемов и трехмерного пространства.
ИКОНОПИСЬ
иконография - живописное изображение сверхъестеств. существ (богов, святых и т. п.), почитаемых в данной религии. И. приобрела чрезвычайно важное значение в системе правосл. культа. Первоначально в православии боролись два течения. Одно (опиравшееся на традиции иудаизма) отвергало правомерность использования икон (см. Иконоборчество). Другое признавало иконы важным и необходимым элементом правосл. культа. Победа второго течения была закономерной, ибо иконы были важным средством идейно-психологич. воздействия на молящихся. В Византии к 11 - 12 вв. сформировался т. и. иконописный канон - совокупность правил и норм, регламентировавших творчество иконописца. Этот канон был использован и рус. церковью. Сущность церк. иконописного канона состояла в том, чтобы отделить образы сверхъестеств. сил и существ от изображений реальных земных объектов, подчеркнуть их особый характер. Этой цели служил принцип обязательной неподвижности «священных» фигур, особая (т. н. обратная) перспектива, золотой фон изображаемого и нек-рые другие правила. Хотя канон и сковывал самостоятельность иконописцев, все же и в его рамках многие из них достигали высокого художеств. мастерства. Используя своеобразные краски и их сочетания, отступая от канона в ряде деталей, такие рус. иконописцы, как Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий, достигли высокой степени художеств, совершенства, воплотив в своих произведениях не только правосл. сюжеты, но и общечеловеч. гуманистич. идеалы и стремления.
Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7
ИКОНОПИСЬ
от греч. eikon -изображение, образ) - создание живоь-писных изображений существ (богов, святых и т. п.), к-рые являются объектами религ. почитания. Икона включена в систему религ. культа, в то же время представляет собой произведение изобразительного искусства. Иконопочи-тание распространено в православии, католицизме, буддизме. Христ. церковь создала систему жестких правил написания икон («иконографич. канон»), Церк. иконография, канон фиксировал и закреплял те особенности иконописных изображений, к-рые отделяли воображаемый «священный» божеств, мир от мира реального, земного. Этой цели служили: спи-ритуализация изображаемых лиц (святых, богоматери и т. п.), подчеркивание в них «духовного», неземного облика; неподвижность изображаемых фигур; особая система изображения пространственных («обратная перспектива») и временных соотношений; наконец, условный золотой фон иконы. Пра-восл. богословы называют иконы «богословием в красках» и видят в них средство направить помыслы, чувства и устремления верующих в сторону т. н. «горнего» мира, т. е. мира иллюзорного, сверхъестественного. Однако иконописец мог почерпнуть материал для своих изображений лишь в окружающем его земном, реальном мире. Поэтому в иконах он в своеобразных формах отражал окружавшую его действительность, выражал стремления и идеалы своей эпохи. Наиболее талантливые рус. иконописцы (напр., Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий и др.) умели и в рамках канонич. правил выразить свою творческую индивидуальность, создать замечательные худож. произведения, к-рые и ныне сохраняют эстетич. ценность. Только в Сов. гос-ве была организована планомерная работа по реставрации древних икон. Современный зритель впервые в музеях смог увидеть необыкновенные краски древних иконописцев, скрытые прежде окладами, погребенные под слоями последующих «обновлений».
Источник: Атеистический словарь