ИКОНОБОРЧЕСТВО
ИКОНОБОРЧЕСТВО
социально-политич. и религ. движение в Византин в 8 - перв. пол. 9 в., направленное против культа икон, обогащавшего церковь. Отражало интересы различ. социальных слоев, выступавших против засилья церкви, монастырск. землевладения. И., объявлявшее иконы идолами, а культ икон - идолопоклонством, подрывало мистич. религ. учение о возможности обращения к сверхъестеств. миру через религ. символы, о вочеловечнвании бога, о единстве двойств. природы Христа. Против И. боролись столич. знать, церковь, монашество. Император Лев III в 730 запретил культ икон, к-рый на соборе в 754 был объявлен ересью. Использование лозунгов И. антифеодальными демократия, движениями привело к разрыву с ним господств, класса. На II Никейском соборе в 787 культ икон был восстановлен и окончательно утвержден в 843. Идеи И. использовались Реформацией в 16 в. в борьбе с католич. церковью. Нидерландская бурж. революция началась народным восстанием, во время к-рого были уничтожены иконы и статуи святых во мн. храмах.
Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7
Иконоборчество
движение в христианстве, отвергавшее почитание икон, св. мощей и т. д. И. было одной из попыток отвергнуть представление о возможности достижения блаженства с помощью чувственных символов (храма, иконы, богослужения). Приравнивание иконопочитания к идолопоклонству подрывало учение о «богочеловеческой» природе Христа. На И. оказало влияние учение монофизитов, а также культы, запрещавшие изображения божеств. Выступления против культа икон известны еще в 4 в., однако форму социально-политического движения И. приняло впервые в Византии. Светская аристократия во главе с императорским двором пыталась ограничить непомерное влияние церкви в гос-ве, используя иконоборческие лозунги. Особенно ожесточенную форму приняла борьба церковных и светских феодалов с 726 г., когда императором Львом III Исавром был издан указ, запрещавший почитание икон. Широкая поддержка и у частие в иконоборческом движении народных масс вынудили господствующие классы объединиться для подавления демократических требований низов. На VII вселенском соборе И. было осуждено, а с 843 г. в Византии было окончательно восстановлено иконопочитание. В дальнейшем элементы И. встречаются во многих еретических движениях — тондракийцев (Армения 8 – 10 вв.), богомилов (Болгария 10 – 12 вв.), катаров, альбигойцев (Франция, Италия 11 – 13 вв.), в ереси Маркиана на Руси (14 в.), а также в 16 в.
ИКОНОБОРЧЕСТВО
соц.-религ. движение против иконопочитания. Отд. выступления против обогащающего церковь культа икон были в ряде вост.-христ. стран в 7 в. -нач. 8 в. В Византии в 8 в. - перв. пол. 9 в. они приобрели характер движения, направленного против церкви, монастырок, землевладения и выражавшего интересы различных соц. слоев. Иконоборцы, ссылаясь на Библию (Поел. Иер.), труды церк. авторитетов (Климента Александрийского, Евсевия Кессарийского и др.), объявляли иконы идолами, культ икон - идолопоклонством. И. подрывало ми-стич. христ. учение о возможности обращения к сверхъестеств. миру через религ. символы (иконы, таинства), вочеловечивания бога, о единстве двойств, природы Христа. Против И. выступали знать, церковники, монашество. Их идейн. главой был Иоанн Дамаскин. Император Лев III, стремясь укрепить гос. власть, опираясь на провинц. знать, запретил в 730 культ икон, конфисковал церк.-монастырск. сокровища. Культ икон на соборе в 754 был объявлен ересью. Но использование идей И. антифеод, де-мократич. движениями (павлики-анство) заставило сплотиться различные слои господств, класса и порвать с И. На II Никейском вселенском соборе в 787 культ икон был восстановлен и (после временного успеха И.) окончательно утвержден в 843. Лозунги И. использовались в 16 в. Реформацией в борьбе с католич. церковью. Нидерланд. бурж. революция 16 в. началась народным восстанием в 1556, когда были разбиты иконы и статуи святых в 5,5 тыс. церквей.
Источник: Атеистический словарь
ИКОНОБОРЧЕСТВО
социально-религ. движение в Византии и др. вост.-христ. странах VIII - первой пол. IX в., отражавшее на разных этапах интересы разл. социальных групп. Оно началось (в известной мере под воздействием вероучений иудаизма и ислама, запрещающих изображать божество) отдельными выступлениями против культа икон в VII и нач. VIII в., гл. о. в Армении и Фригии. Размах ему придал визант. ими. Лев III Исавр, к-рый указом 726 запретил почитание икон. Запрет сопровождался конфискацией церк. сокровищ, что дало значит. материальные средства гос-ву и провинц. знати, к-рая вначале и была осн. сторонником И. Позже под лозунгом И. стали активно выступать демократич. группировки (см., напр., Павликианство). И. в связи с этим приобрело характер борьбы против засилья церкви, особенно монашества, а также против столичной знати. Поэтому аристократия пошла в конце VIII в. ужо на соглашение с иконопочитателями. В богосл. отношении И. было новой - после арианства и несторианства - попыткой внести в христ. вероучение элементы рационализма. В обращении верующего к иконе иконоборцы усматривали обращение не к богу, а лишь к земной форме, идолу, т. е. идолопоклонство. Отрицая возможность соединения в иконе «земного» с «божественным», И. вело к подрыву мистич. церк. учения о Христе как богочеловеке, о единстве двух природ Христа - «божественной» и «человеческой». На это и указали такие сторонники иконопочитания, как Иоанн Дамаскин, Феодор Студит и др., выступившие против И. и требовавшие рассматривать икону как символ божества. Иконоборчеству они противопоставили крайнюю мистику - утверждения о единстве чувств, и сверхчув. мира, о возможности проникать в «потустор. мир» при помощи чувств, символов (храм, икона, богослужение). Восстановление союза феод. аристократии с иконопочитателями привело к их победе над И. Иконопочитание было восстановлено церковью в 787 на II Никейском вселенском соборе, а затем окончательно, после кратковрем. нового успеха И., - в 843. В иных условиях И. возродилось в XVI в., когда оно стало одним из лозунгов Реформации. Лит.: Липшиц Е. Э. Очерки истории визант. общества и культуры. VIII - первая пол. IX в. М. - Л., 1961. А. П. Наждан
ИКОНОБОРЧЕСТВО
еретич. движение, отрицающее поклонение иконам. И. тесно связано с антитринитарскими спорами, с отрицанием "человеческой" природы Иисуса Христа. Выступления против культа икон известны в Армении уже в 4 в. Однако форму социального и идеологического движения оно приняло в Византии, где было узаконено указом императора Льва III в 726, запретившим почитание икон. Отмена культа икон на первом этапе сопровождалась конфискацией сокровищ и дала гос-ву и светской знати значит. средства. В дальнейшем под лозунгами И. все чаще выступают демократич. элементы. Иконоборч. требования выдвигало павликианство. Это заставило господств. класс отказаться от И.; в 843 иконопочитание было восстановлено. Сторонники иконопочитания, к к-рым принадлежали, в частности, Иоанн Дамаскин, Феодор Студит и др., развивали восходящие к античности представления о том, что икона – символ божества; наоборот, последователи И. утверждали, что икона – подобие божества и, следовательно, культ икон есть идолопоклонство; поклоняясь иконе Христа, человек обращается не к божеств. природе бога-сына, а к его плотской форме. Отвергая культ икон, И. выступало против тезиса ср.-век. церкви о единстве чувств. и сверхчувств. мира, к-рое осуществляется как в двойственности природы Христа, так и в возможности оторваться от земного мира и достигнуть блаженства при помощи чувственных символов (храм, икона, богослужение). На И. оказали известное воздействие учения иудаизма и ислама, запрещавшие изображения божеств. В 16 в. И. иногда становится лозунгом кальвинизма в борьбе против католичества, напр. в Нидерландах, Швейцарии И. было одной из форм демократич. движения против богатства монастырей и католич. храмов. В России И. известно с 14 в. (напр., ересь Маркиана). Лит.: Андреев И., Герман и Тарасий, патриархи Константинопольские, Сергиев Посад, 1907; Сюзюмов М. Я., Проблемы иконоборчества в Византии, "Уч. зап. Свердловск. гос. пед. ин-та", 1948, вып. 4; Липши ц Е. Э., Очерки истории византийского общества и культуры. VIII – первая половина IX века, М.–Л., 1961, с. 170–212; Вr?hiеr L., La querelle des images, P., 1905; Ostrogorsky G., Studien zur Geschichte des byzantinischen Bilderstreites, Breslau, 1929; Grabar ?., L´iconoclasme byzantin, P., 1957; Alexander P. J., Patriarch Nicephorus of Constantinople..., Oxf., 1958. А. Каждан. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
ИКОНОБОРЧЕСТВО
еретическое религиозно-философское движение против иконопочитания. В VIII – первой половине IX в. приобрело широкие социальные масштабы. Главными для представителей И. были соображения вероисповедного, богословско-философского характера: «неописуемость Христа во плоти». Иконоборческому мышлению представлялось, что иконой может быть только предмет, тождественный изображаемому. Если такого тождества нет, то и образа быть не может. В противном случае изображение Христа будет описанием лишь Его человеческой природы. Но если попытаться изобразить на иконе и человеческую, и божественную «природу» Христа, то слияние этих двух природ опять же дает на рисунке изображение только Его человеческой природы. И то, и другое есть ереси монофизитства и несторианства. В представлении иконоборцев икона не может передать истинного соотношения двух природ Христа, следовательно, Его икону написать невозможно. В доказательство этому иконоборцы приводили цитаты из Священного Писания и трудов Отцов церкви.
Фактически иконоборцы выступали против единства чувственного и сверхчувственного миров, которое осуществляется как в личности Христа, так и в возможности человека достичь совершенства при помощи чувственных символов (церковное искусство, икона, таинство Евхаристии). Вопрос об иконах был связан с центральным догматом о Богочеловечестве и церковным учением об образе: если самый факт существования иконы основан на воплощении второго Лица Святой Троицы, то, в свою очередь, и реальность воплощения подтверждается иконой. Поэтому для церкви отрицание иконы было равносильно отрицанию самого Боговоплощения. Церковь защищала не просто воспитательную роль и эстетическое значение иконы, но догмат воплощения Бога.
В полемике с иконоборцами Иоанн Дамаскин впервые проводит различие между «служением», подобающим Богу, и «почитанием», воздаваемым иконе, которое относится не к ее «веществу», но к первообразу. На Седьмом Вселенском соборе было принято определение о почитании икон. Оно начиналось словами: «Чем чаще при помощи икон они (Иисус Христос, Богоматерь, святые и праведные мужи – авт.) делаются предметом нашего созерцания, тем более взирающие на эти иконы возбуждаются к воспоминанию о самих первообразах, приобретают более любви к ним и получают более побуждений воздавать им почитание, но никак не то истинное, которое по нашей вере приличествует одному только Божественному естеству…». В России иконоборчество известно с конца XIV – начала XV вв.
Фактически иконоборцы выступали против единства чувственного и сверхчувственного миров, которое осуществляется как в личности Христа, так и в возможности человека достичь совершенства при помощи чувственных символов (церковное искусство, икона, таинство Евхаристии). Вопрос об иконах был связан с центральным догматом о Богочеловечестве и церковным учением об образе: если самый факт существования иконы основан на воплощении второго Лица Святой Троицы, то, в свою очередь, и реальность воплощения подтверждается иконой. Поэтому для церкви отрицание иконы было равносильно отрицанию самого Боговоплощения. Церковь защищала не просто воспитательную роль и эстетическое значение иконы, но догмат воплощения Бога.
В полемике с иконоборцами Иоанн Дамаскин впервые проводит различие между «служением», подобающим Богу, и «почитанием», воздаваемым иконе, которое относится не к ее «веществу», но к первообразу. На Седьмом Вселенском соборе было принято определение о почитании икон. Оно начиналось словами: «Чем чаще при помощи икон они (Иисус Христос, Богоматерь, святые и праведные мужи – авт.) делаются предметом нашего созерцания, тем более взирающие на эти иконы возбуждаются к воспоминанию о самих первообразах, приобретают более любви к ним и получают более побуждений воздавать им почитание, но никак не то истинное, которое по нашей вере приличествует одному только Божественному естеству…». В России иконоборчество известно с конца XIV – начала XV вв.
Источник: Краткий философский словарь.
ИКОНОБОРЧЕСТВО
явление истории и духовной культуры Византии. Ознаменовало целую эпоху в жизни Византийской империи 8—9 вв. В 726 император Лев Исавр (717—741) издал указ, запрещавший поклонение иконам (живописным изображениям и статуям Христа, Богоматери и святых) как святыням. В 730 издал более суровый указ, предписывавший уничтожать иконы. Патриарх Герман, отказавшийся подписать указ, был смещен. Часть клира присоединилась, по-видимому, из искреннего убеждения, к императорской иконоборческой партии, другая часть, а также практически все монашество, сопротивлялись и подвергались гонениям. Сын Льва Константин V (741—775) усилил гонения, особенно против монахов: их изгоняли из монастырей, насильно женили, брили, а в случае неповиновения секли кнутом, ссылали или казнили. Константин озаботился и теоретическим обоснованием иконоборчества: в 754 по его распоряжению был созван церковный собор, объявленный 7-м вселенским, рассматривавший свидетельства Писания и отцов Церкви против поклонения материальным изображениям как идолопоклонства. Сами иконоборцы из материальных символов признавали достойным почитания лишь крест. После смерти Константина в 787 в Никее собрался вселенский церковный собор, последовательно опровергший все аргументы и догматы собора 754 как еретические. Однако иконоборческое движение вспыхнуло с новой силой при императоре Льве V (813—820) и продолжалось как государственная политика при Михаиле II (820-829) и Феофиле (829—842). Лишь после смерти Феофила его вдова Феодора восстановила иконопочигание и ввела в 843 праздник «Торжества православия», отмечающийся до настоящего времени Православной церковью в первое воскресенье Великого поста.
Трудно уяснить мотивы иконоборцев, в частности и потому, что большая часть их сочинений не сохранилась. Из многочисленных гипотез, выдвигавшихся исследователями для объяснения иконоборчества, можно выделить в качестве главных следующие: 1) иконоборчество — это род рационалистического просвещения, когда просвещенные императоры боролись против суеверия за чистоту христианства (с этой точки зрения европейскую Реформацию также называют эпохой иконоборчества); 2) государственная власть Византии стремилась сломить политическую и экономическую мощь монашества и церкви вообще, т. е. иконоборчество — это цезаропапизм (с этой точки зрения проводилось сравнение между иконоборчеством и церковной политикой Петра I); 3) влияние ислама — главного соперника Византии в ту эпоху (императоры-иконоборцы принадлежали к Исаврийской династии и происходили с Востока).
Вероятно, все эти факторы в той или иной мере имели место. Однако более убедительным представляется видеть в иконоборчестве проявление тенденции, постоянно присутствующей в самом христианстве. Она не связана ни с политикой, ни с экономикой и проявляется, в частности, в творчестве Оригена, Евсевия Кесарийского, средневековых философов-реалистов, платонизирующих противников Григория Паламы, неоплатоников Возрождения и немецких мистиков; в более резкой форме — в еретических движениях богомилов на востоке Европы и альбигойцев на западе. Это уклон христианства к дуализму, «ересь платонизма». В обоснование своей позиции иконоборцы ссылались прежде всего на Ветхий Завет («Не сотвори себе кумира»), на новозаветный тезис «Отца же никто не видел» и на догмат о божественной природе Иисуса Христа (на иконе может быть представлена только человеческая его природа, так что поклонение иконе — несторианская ересь), а также на святоотеческие учения, прежде всего Евсевия Кесарийского и Епифания Кипрского (наиболее философски убедительную мотивацию будущего иконоборчества предлагает Ориген, на которого прямо не ссылались, но под влиянием которого находились многие отцы Церкви, в т. ч. Евсевий). В качестве теоретиков иконопочитания и главных борцов против иконоборчества выступали Иоанн Дамаскин, Феодор Студит, патриарх Никифор. Ими было разработано учение об образе вообще и его соотношении с первообразом, но главная полемика велась в области христологаческой догматики: в учениях иконоборцев была выявлена присутствовавшая там докетическая тенденция (во Христе усматривается прежде всего его божественная природа как Логоса, вселенского разума, а воплощение принимается не вполне всерьез). В почитании икон видят почитание главного события христианской истории — Боговоплощения. Само поклонение относят не к иконе, а к ее прообразу, однако икона — не просто символ и напоминание; между нею и ее прообразом мыслится реальная связь, своего рода «ипостасное единство», так что икона для верующего — священный предмет, способный творить чудеса силою своего прообраза.
Лит.: Флоровскии Г. Ориген, Евсевий и иконоборческий спор.— В кн.: Догмат и история. М., 1998, с.351—377; Ostrogorsky G. Studien zur Geschichte des byzantinischen Bilderstreites. B., 1929; Martin E. J. A History of the Iconoclastic Controversy. L., 1930.
Т. Ю. Бородой
Трудно уяснить мотивы иконоборцев, в частности и потому, что большая часть их сочинений не сохранилась. Из многочисленных гипотез, выдвигавшихся исследователями для объяснения иконоборчества, можно выделить в качестве главных следующие: 1) иконоборчество — это род рационалистического просвещения, когда просвещенные императоры боролись против суеверия за чистоту христианства (с этой точки зрения европейскую Реформацию также называют эпохой иконоборчества); 2) государственная власть Византии стремилась сломить политическую и экономическую мощь монашества и церкви вообще, т. е. иконоборчество — это цезаропапизм (с этой точки зрения проводилось сравнение между иконоборчеством и церковной политикой Петра I); 3) влияние ислама — главного соперника Византии в ту эпоху (императоры-иконоборцы принадлежали к Исаврийской династии и происходили с Востока).
Вероятно, все эти факторы в той или иной мере имели место. Однако более убедительным представляется видеть в иконоборчестве проявление тенденции, постоянно присутствующей в самом христианстве. Она не связана ни с политикой, ни с экономикой и проявляется, в частности, в творчестве Оригена, Евсевия Кесарийского, средневековых философов-реалистов, платонизирующих противников Григория Паламы, неоплатоников Возрождения и немецких мистиков; в более резкой форме — в еретических движениях богомилов на востоке Европы и альбигойцев на западе. Это уклон христианства к дуализму, «ересь платонизма». В обоснование своей позиции иконоборцы ссылались прежде всего на Ветхий Завет («Не сотвори себе кумира»), на новозаветный тезис «Отца же никто не видел» и на догмат о божественной природе Иисуса Христа (на иконе может быть представлена только человеческая его природа, так что поклонение иконе — несторианская ересь), а также на святоотеческие учения, прежде всего Евсевия Кесарийского и Епифания Кипрского (наиболее философски убедительную мотивацию будущего иконоборчества предлагает Ориген, на которого прямо не ссылались, но под влиянием которого находились многие отцы Церкви, в т. ч. Евсевий). В качестве теоретиков иконопочитания и главных борцов против иконоборчества выступали Иоанн Дамаскин, Феодор Студит, патриарх Никифор. Ими было разработано учение об образе вообще и его соотношении с первообразом, но главная полемика велась в области христологаческой догматики: в учениях иконоборцев была выявлена присутствовавшая там докетическая тенденция (во Христе усматривается прежде всего его божественная природа как Логоса, вселенского разума, а воплощение принимается не вполне всерьез). В почитании икон видят почитание главного события христианской истории — Боговоплощения. Само поклонение относят не к иконе, а к ее прообразу, однако икона — не просто символ и напоминание; между нею и ее прообразом мыслится реальная связь, своего рода «ипостасное единство», так что икона для верующего — священный предмет, способный творить чудеса силою своего прообраза.
Лит.: Флоровскии Г. Ориген, Евсевий и иконоборческий спор.— В кн.: Догмат и история. М., 1998, с.351—377; Ostrogorsky G. Studien zur Geschichte des byzantinischen Bilderstreites. B., 1929; Martin E. J. A History of the Iconoclastic Controversy. L., 1930.
Т. Ю. Бородой
Источник: Новая философская энциклопедия