(р. 29.12.1958) — спец. в обл. филос. антропологии, филос. проблем естествознания, истории филос; д-р. филос. наук, доц. Р. в Калуге. Окончила биол. ф-т МГУ (1982). Училась в асп. кафедры филос. МГПИ (1990-93). С 1982 работала в НИИ морфологии человека АМН СССР; 1987-97 — преп. биологии в гимназии; с 1996 — доц., а с 2005 — проф. кафедры филос. Рос. гос. соц. ун-та (РГСУ); по совм. работала с 1999-2004 — доц. Международного юрид. ин-та (МЮИ) и в 2004-06 — проф. Всесоюзного заочного финансово-экон. ин-та. Канд. дисс. — «Время бытия человека: генезис и структура» (1996); докт. дисс. — «Бытие человека как целостная система: социальнофилософский аспект» (2004). В трудах И. анализируются концепции нефизических форм времени (биол., психол., соц.). Предлагается новое рассмотрение времени бытия человека. Вводятся понятия «биосоциальное время» и «социобиологическое время» и дается их обоснование. В отличие от класс, экзист. экзистенциал — биопсихосоциотрансцендентная личная жизнь человека, дифференцированная как определенный модус, т. е. экзистенциал рассматривается через все способы бытия человека. Через экзистенциал человек не просто соотносится с бытием, а делает его. И. обосновывает идею противоречивого характера экзист. бытия человека как биосоциального существа и личности как социобиологического существа; раскрывает осн. модусы этого способа бытия, дает их классификацию. Критерием качественного измерения полноты бытия человека рассматривается счастье, а количественные параметры выражены формулой «оптимума бытия человека» как материального и дух. благополучия его бытия. Целостность бытия человека показана и обоснована: 1. Через взаимодействие жизненного мира человека и способов его бытия. 2. Через взаимодетерминацию способов бытия человека, осн. механизмами к-рой являются модусы и формы способов бытия. 3. Через экзист. детерминацию всего бытия человека. 4. Через органическое взаимодействие имманентного измерения бытия человека (счастья) и количественной характеристики благополучия бытия (оптимум бытия человека). 5. Через «горизонтальную» и «вертикальную» взаимодетерминацию способов бытия человека.
Соч.: Экзитенциалы личности и парадигмы экологического образования. (В соавт.). М., 1996; Проблемы биосоциального и социобиологического времени в социальной образовании. М., 1996; Концепции современного естествознания: Курс лекций. М, 2000; Развитие мировой философской мысли XIX-XX столетий: (В соавт.). Уч. пособие. М., 2000; Время бытия человека: генезис и структура. М., 2000; Экстремизм и толерантность в системе бытия человека // Россия. Духовная ситуация времени. № 3-4. 2002. М.; Групповая идентификация и социокультурный способ бытия человека // Социальная политика и социология. 2003. № 3 (19). М.; К проблеме взаимодетерминации способов бытия человека. // ФН. 2003. № 8; Бытие человека: трансцендентные и экзистенциальные измерения М., 2003; Общество и личность: взаимодействие социальной активности и социальной ответственности личности // Россия. Духовная ситуация времени. 2003. № 1-2 (15-16). М.; Электронная культура и новые гуманитарные технологии XXI века. М., 2004; История зарубежной философии. (Уч. пособие.). (В соавт.). М., 2004; Развитие мировой философской мысли XIX-XX — начала XXI веков. (В соавт.). М., 2006. Бытие человека: природа, структура, детерминация. М., 2006.
ИКОННИКОВА Наталья Игоревна
ИКОННИКОВА Наталья Игоревна
Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009