ИКОНА

Найдено 16 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

    Икона
от гр. eikфn – изображение, образ) – в православии и католицизме – изображение Бога, святого (святых), являющееся предметом религиозного поклонения.  

Источник: Словарь по культурологии

ИКОНА
(от греч. eikôn — изображение, образ) — в православии и католицизме изображение Иисуса Христа, богоматери и святых, которому приписывается священное значение. Иконами называют также священные живописные изображения в ламаизме.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

Икона
Значимый образ или образный знак. В этом смысле слово «икона» по значению близко к слову «символ», но содержит более выраженный элемент изобразительности. Символ чаще выступает в роли знака абстрактной идеи; икона – предметов или индивидуумов.

Источник: Философский словарь.

ИКОНА
греч. - изображение, образ) - живописное, реже рельефное изображение богов, святых и др. сверхъестественных существ, являющихся объектом религиозного почитания. Иконы распространены в православии, католичестве, буддизме, ламаизме. В русской православной церкви наиболее почитаемыми являются иконы Богоматери, Иисуса Христа, Георгия Победоносца, святого Николая Угодника и др.
В Древней Руси иконы писались темперными красками на деревянной доске, которая предварительно грунтовалась. Готовое изображение покрывалось олифой.

Источник: История и теория культуры

ИКОНА

- "умозрение в красках" (Е.Трубецкой), образно выраженная религиозная мысль, дающая свидетельство высшей жизненной правды, даваемое вопреки озверению человека; это также пророчество грядущего преображенного мира и соборного человечества. Лики икон - "видимые свидетели мира невидимого, живые символы соединения того и другого" (о. П.Флоренский). В антропологическом плане икона "стремится отобразить сокровенное лицо человека, то лицо, которое мы можем лишь предчувствовать, предугадывать, ощущать в доверительных отношениях, в дружбе, в терпении" (О.Клеман).

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

ИКОНА
греч.-изображение, образ): живописное или рельефное изображение богов, святых и других сверхъестественных существ, являющихся объектом религиозного поклонения. Иконы распространены в православии, католицизме и буддизме (ламаизме). Верующие воспринимают иконы как окно в мир сверхъестественного, как «образ Первообраза». Они убеждены, что при обращении к иконе возможны чудеса – эти иконы называют чудотворными. Многие иконы, созданные выдающимися живописцами (Феофаном Греком, Дионисием, Андреем Рублевым и др.), являются не только религиозными святынями, но и художественными шедеврами.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

ИКОНА
греч. eikon - изображение, образ) - живописное, реже рельефное изображение богов, святых и др. сверхъестеств. существ, являющееся предметом ре-лиг. поклонения. И. распространены в католицизме, православии, буддизме, ламаизме. Культ И. христианство восприняло от более др. религий, впитав бытовавшие в массах дохрист. верования. Против культа И. выступали мн. отцы церкви, борьба с ним вылилась в иконоборчество. Основу культа И. составляют первобытн. религ. представления (фетишизм, магия). По своему существу И. есть фетиш, она почитается не только как образ, через к-рый воздействуют на богов, святых, но и как личное божество, имеющее особую магич. силу. Культ И. является важным средством идеологич. влияния на массы.

Источник: Атеистический словарь

Икона
(от греч. eikon — образ, вид) — живописное или рельефное изображение божеств, святых, религ. сюжетов и т. п., являющееся предметом религ. поклонения. Иконопочитание существует в православии, католицизме, ламаизме, буддизме. Культ И. был заимствован из более древн. религий и является пережитком фетишизма. Против него в христианстве выступали апологет Климент Александрийский и церк. историк Евсевий Кесарийский, считая И. языческим идолопоклонством и ссылаясь на библейское запрещение изображать божество. Однако уже в 4 в. культ И. получил в христианстве широкое распространение. И. на Руси стала объектом церковного, домашнего и личного культа. Правящие классы и духовенство широко использовали культ И. для внедрения в сознание угнетенных масс религ. идеологии. На И. в виде святых часто изображались князья, цари, члены их семей. Усиленно насаждая веру в И., церковь утверждала, что И. якобы присуща чудодейственная сила. Служители культа инсценировали всевозможные «чудеса»: И. «обретались», «плакали», «обновлялись» и т. п. Многие И. объявлялись чудотворными, что способствовало повышению престижа церкви.

Источник: Карманный словарь атеиста. Политиздат. 1986 г.

ИКОНА
(от греч. eikon – образ). Изображение Иисуса Христа, Богоматери или святых, имеющее священную силу. Происхождение ведется от первого священного изображения, сделанного Моисеем в скинии по повелению самого Бога. «И сделай полированную дощечку из чистого золота, и вырежь на ней, как вырезывают на печати: “Святыня Господня”» (Исх. 28: 36). Из новозаветного времени особенно интересна история возникновения образа Иисуса Христа. Царь Иудеи Авгарь послал живописца написать портрет Иисуса. Однако сияние Спасителя так слепило художника, что тот даже не смог приступить к работе. Тогда Христос приложил убрус (от старорус. – покрывало, платок, полотенце) к своему лицу, и Его лицо запечатлелось на полотне. С тех пор этот образ Христа называется Спас нерукотворный.
Чтобы покончить с иконоборческими сектами, основывавшимися на том, что в Новом Завете нет ни слова о иконах и что иконы являются богопротивными идолами, на VII Вселенском соборе было принято постановление: “Следуя благословенному учению святых отцов наших и преданию кафолической церкви, подобно изображению честного и животворящего креста, повелеваем полагать во святых Божиих церквах иконы Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и непорочныя Владычицы нашея святыя Богородицы, и всех святых мужей, и чествовать их не богопоклонением, что подобает единому Божественному естеству, но почитанием по подобию, якоже воздается честь изображению креста Христова, Евангелию и иным святыням. Ибо честь, воздаваемая образу, восходит к первообразному”.
Православная икона является также высочайшим художественным достижением.

Источник: Православие. Основные понятия.

Икона
предмет релит, культа приверженцев православия, а также нек-рых др. христ. и нехрист. религ. направлений. Иконография разных народов существенно отличается, что связано с конкретными этническими, историческими, соц. — психологическими и соц. — культурными особенностями их жизни. В Русской Православной церкви иконопись (см. Иконопись русская) поднялась до высочайших вершин живописного и художественного мастерства. Религ. сознанию христианизировавшихся масс на Руси была близка символика атрибутов правосл. культа в кач-ве вещественных носителей святости. Как отмечает С.С. Аверинцев, в И. православие видит не условное изображение, но предметное раскрытие сверхчувственного, гарантирующее подлинность связи с божеством. Идея присутствия божества там, где «образ его», глубоко укоренилась в обыденном религ. сознании, что нашло свое отражение в культе И. Культ И., восходя к греческо-византийской традиции, получил на Руси широкое распространение. И. имеются почти в каждом русском доме. Их хранят в кач-ве предмета религ. почитания; как дань традиции (память о родителях, «чтобы не был красный угол пустой», «на всякий случай»); по эстетическим соображениям. И. продолжают играть важную роль з обрядах жизненного цикла: крещении, бракосочетании, погребальном культе. Как семейные реликвии из поколения в поколение передаются «благословенные образа», т. е. И., к-рыми благословляли родители, напр., жениха и невесту перед венчанием, сыновей перед дорогой (особенно перед отправкой на войну, в армию). На протяжении тысячелетия были и остались самыми почитаемыми среди правосл. верующих И. Иисуса Христа, Богоматери, св. Николая, архиепископа Мирликийского, любимых подвижников благочестия (в 20 в. прежде всего Серафима Саровского и Иоанна Кронштадтского), местнопрославленных угодников Божиих.

Источник: Религии народов современной России

ИКОНА
от греч. eikon — изображение, образ) — живописное — реже рельефное — изображение богов и святых, являющееся предметом религиозного поклонения. Иконы распространены в католицизме, православии и буддизме. Культ икон христианство восприняло от более древних религий, хотя основу культа икон составляют первобытные религиозные представления — фетишизм, магия. По своему существу икона и есть фетиш, так как почитается не только как образ, через который воздействуют на богов и святых, но и как личное божество, имеющее особую магическую силу. В православных церквах иконы составляют необходимую принадлежность храма, а также служат для домашнего культа верующих. Как образно-смысловая система, возводящая мысль и чувство молящихся к божественному архетипу, икона исторически формировалась как сложный синтез изобразительно-пространственных форм, связанных с символикой внутреннего храмового пространства. Иконопись впитала наследие некоторых дохристианских культур (позднеэллинистический погребальный портрет; трактовка нимбов и сакрального пространства в восточных культах; принцип иератизма, т. е. торжественная застылость изображений и симметричность композиции, иерархичная разномасштабность фигур, фронтальность поз и т. д.). Возникновение икон относится ко II–IV вв.; древнейшие из сохранившихся образцов датируются V–VI вв. Крупнейшими центрами иконописи стали Византия, Египет, Эфиопия, Балканские страны, Грузия. В католических странах икона связана в основном со средневековым периодом: начиная с эпохи Возрождения, она вытесняется алтарной картиной, сохраняясь лишь в народном творчестве. На Руси в XII–XVI вв. искусство иконописи достигло высочайшего художественного мастерства, стилевого и композиционного многообразия (Алимпий, Феофан Грек, Андрей Рублей, Дионисий). Русская икона обычно писалась темперой на липовой доске, покрытой левкасом — многослойным грунтом из мелового или гипсового порошка в смеси с клеем животного происхождения. Созерцание икон на значительном расстоянии — в русской православной церкви они помещались на специальной стене, иконостасе, — требовало от художника тщательно продуманной композиции, выразительности силуэта, лаконизма и определенной цветовой гаммы. Точное соотношение между силуэтом и фоном создавало на иконе ощущение простора, свободного воздушного пространства. Типическое в изображении преобладало над индивидуальным. В отличие от византийских, в русских иконах преобладают более светлые, яркие и чистые краски. Освещение икон лампадами и свечами создавало выразительный эффект. Источ.: Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. М., 1997; Атеистический словарь. М., 1986; Чернявская Т. Н. Художественная культура СССР: Лингвострановедческий словарь. М., 1984.

Источник: Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия

ИКОНА
(греч. - изображение, образ) - живописное, реже рельефное изображение богов, святых и др. сверхъестеств. существ, являющееся объектом религ. почитания. И. распространены в православии, католицизме, буддизме, ламаизме. Культ И. уходит корнями в древние, фетишист. и магич. верования, согласно к-рым сверхъестеств. силы могут обитать в разл. предметах-фетишах: камнях, деревьях, костях и т. п. Такими же фетишами наряду с мощами, крестом и пр. являются и И. Совр. правосл. богословы, стремясь не допустить такого понимания существа И., утверждают, что почитанием пользуются не сами И., а стоящие за ними «первообразы». На самом деле И. почитаются не только как изображения, с помощью к-рых можно воздействовать на богов, святых, но и как личностные божества, имеющие каждое особую сверхъестеств, силу. Согласно церк. правосл. лит-ре и представлениям верующих, И. могут действовать как живые существа: видеть, слышать, плакать, летать, плавать, убегать из храма, обидевшись на верующих, т. е. уподобляться фетишам и идолам. Свидетельством связи христ-ва с древними религ. представлениями являются пережитки культа животных (анимизма). Иисус Христос долгое время изображался на И. в виде агнца или рыбы, лишь на Трульском соборе (692) было решено изображать его в человеч. облике. Святой дух на И. представал в виде голубя, евангелист Марк - в образе льва, Иоанн -орла, Лука - быка. В России вплоть до 18 в. св. Христофор изображался на И. с собачьей головой. Воспринятый из древних религий культ И. утвердился в христ-ве не сразу. Против него выступали мн. отцы церкви, считая И. идолами, а их почитание - идолопоклонством. Ожесточенная борьба вокруг культа И. вылилась в движение иконоборчества. Культ И. упрочился в христ-ве как важное средство идеология, воздействия на верующих, источник обогащения церкви, особенно в антагонистич. формациях. Под видом богов, святых на И. нередко изображались представители эксплуатат. классов (цари, феодалы, капиталисты). В 17 в. в России на И. «Положение ризы» был написан царь Михаил Романов. Императрица Екатерина II изображалась на И. в виде св. Екатерины. В церкви г. Павлова-Посада на И. был изображен текстильным фабрикант Василий Грязнов. В царской России особым почетом пользовались и прославлялись И. Федоровской и Казанской богоматери, к-рые считались покровительницами династии Романовых. С культом И. связаны разл. рода «чудеса» их «явлений» и «самообновлений», к-рые особенно часто инспирировались в периоды обострения клас. борьбы. И. в наше время по-прежнему являются мощным орудием церкви в идеологич. и психологич. воздействии на верующих. В правосл. храме одно из центральных мест занимает иконостас. Молитва перед И. часто выступает для верующего средством живого общения, психология разрядки. Ряд талантливых рус. иконописцев создали И., к-рые являются выдающимися произведениями изобразит, искусства.

Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7

ИКОНА
один из главных феноменов православной культуры в целом и русской в частности; важная категория православного религиозно-эстетического сознания. В качестве культового изобразительного образа икона начала формироваться в раннехристианский и ранневизантийский периоды (4—6 вв.) и приобрела свои классические формы в Византии 9— 11 вв. после окончательной победы иконопочитания, а затем — в Древней Руси в 14—15 вв. Главный вклад в разработку теории иконы (= образа, символа) внесли крупнейшие византийские отцы Церкви, древнерусские мыслители, русские религиозные философы нач. 20 в. (особенно — Флоренский и Булгаков). В свете православного сознания икона выполняет следующие главные функции: 1) рассказывает о событиях Священной истории; она — «книга для неграмотных»; 2) выражает и является носителем главного нравственного принципа христианства — человечности, всеобъемлющей любви к людям как следствия любви Бога к ним и людей к Богу; 3) выражает вневременной эйдос (визуализированную идею, лик) изображаемых феноменов и персонажей; 4) иконы Христа — это копии механического чудесного отпечатка Его лика; как бы фотографии, свидетельствующие 6 реальности и истинности Его вочеловечивания; 5) является символом, в котором открывается духовному зрению тайна неслитно соединенных естеств в Иисусе Христе; 6) это особый символ, обладающий реальной энергией архетипа; являет архетип верующим; отсюда сакральная и чудотворные функции иконы; 7) возводит верующего к архетипу; 8) символизирует и воплощает соборность, единение земного и небесного, собор всех тварей перед лицом Творца; 9) благодатная сила иконы обусловлена подобием образа архетипу (отсюда тенденция иконописи к иллюзионизму) и именованием, именем (отсюда, напротив, — тенденция к условности, знаковости изображения); 10) икона антиномична по своей сути — она есть изображение неизобразимого, выражение невыразимого; 11) в иконе в художественной форме живет церковное Предание, основным носителем которого является иконописный канон. Отсюда предельная концентрация в иконе художественно-эстетических средств выражения; 12) является произведением живописного искусства, в котором глубочайшее духовное содержание передается исключительно художественными средствами — цветом, композицией, линией, формой; прекрасный живописный образ, доставляющий духовную радость созерцающим. В иконе с предельно возможной степенью явленности воплощена, по выражению Булгакова, «духовная святая телесность», или духотелесность. Телесная энтелехия, к которой интуитивно стремится всякое истинное искусство, реализована в иконе в высшей степени полно, а для православного сознания — и оптимально. В иконе снимается извечная антиномия культуры «духовное-телесное», ибо в ней духовность обретает абсолютное воплощение в материи, являет миру свою визуально воспринимаемую красоту.
Лит.: Философия русского религиозного искусства 16—20 вв. Антология, под ред. Н. К. Гаврюшина. М., 1993; Князь Евгений Трубецкой. Три очерка о русской иконе. М., 1991; Флоренский П. А. Иконостас. М., 1994: Булгакове. Н. Икона и иконопочитание. Париж, 1931; Успенский Л. А. Богословие иконы православной Церкви. Париж, 1989; Бычков В. В. Духовно-эстетические основы русской иконы. М., 1995; Belting H. Bild und Kult.— Eine Geschichte des Bildes vor dem Zeitalter der Kunst. Munch., 1991.
В. В. Бычков

Источник: Новая философская энциклопедия

ИКОНА
(от греч. eikon - изображение, вид, образ), образ - живописное (редко рельефное) изображение «богов», «святых» и др. «сверхъестеств.» существ, служащее предметом религ. почитания. Иконопочитание распространено в православии, католицизме, буддизме, ламаизме. В основе культа И. лежат фетишистские и магич. представления (см. Фетишизм и Магия), возникшие у людей первобытного общества. По этим представлениям, «духи» («боги») могут обитать в разл. материальных предметах - камнях, дереве, раковинах и т. п. Такие предметы-фетиши первобытный человек считал божественными и, действуя над ними, рассчитывал влиять на сверхъестеств. силы. И. - по существу такой же фетиш. Пытаясь опровергнуть это, церковники иногда утверждают, что их почитанием пользуются не сами И., а «находящиеся за ними первообразы». Но подобные утверждения не соответствуют фактам. В действительности И. почитаются не только как изображения, через к-рыо можно воздействовать на якобы существующих «богов» и «святых», но и как личные божества, обладающие специфич. сверхъестеств. силой. Так, различным И. богородицы приписываются особые функции: И. «скорбящей богоматери» пропагандировалась как спасающая от болезней, И. «снорительницы хлебов» - от неурожая, И. «неопалимой купины» - от пожаров и т. д. И. казанской и почаевской богородицы считались более «чудотворными», чем к.-л. др. иконы той же богородицы. В церк. литературе и в представлениях верующих И. нередко выступают как живые существа, способные слышать и видеть, чувствовать боль и проливать слезы, летать по воздуху и плавать по воде, убегать из храмов - действовать подобно прочим фетишам и «языч. идолам».
Мн. И. несут к тому же отпечатки и др. древних религ. представлений, напр. культа животных. Так, «св. дух» изображался на них в виде голубя, евангелисты Лука - в образе быка, Иоанн - орла, Марк - льва. Вплоть до XVIII в. св. Христофор изображался в России с песьей головой. Иисус Христос рисовался в виде барана или рыбы, и только на Трульском соборе (692) было постановлено изображать его в человеч, облике. Иконам, как прочим фетишам и идолам, приносятся дары: золотые и серебр. ризы, украшенные драгоц. камнями, горящие свечи, лампады и т. д.
Культ И. был воспринят христианством из более древних религий, причем не сразу. Против него выступали мн. «отцы церкви». Он утвердился примерно с IV в., когда христианство стало офиц. религией Римской империи и по мере своего распространения начало приспосабливать к своим нуждам привычные для масс дохрист. религ. представления и обычаи. Борьба вокруг культа И. вспыхивала вновь в Византии в VIII—IX вв. (см. Иконоборчество). Христ. иконография формировалась под большим влиянием изображений др.-греч., инд. и иранских богов. Образ Христа во многом повторял на И. образ Митры. Иконописными прообразами девы Марии служили изображения богородиц Исиды, Кибелы, Астарты. Новым» элементом, внесенным в изображения богов христианством, было стремление подчеркнуть презрение ко всему земному (изможд. человеч. фигуры, тонкие бескровные губы и т. д.). Производство икон было строго регламентировано и находилось под контролем церкви. Культ И. столетиями насаждался для религ. одурманивания народа, а также для освящения классового строя общества, прославления представителей эксплуатат. классов. Нередко под видом «богов» и «святых» на И. изображались короли и цари, феодалы и капиталисты, церковники. Особым почетом в царской России окружались И., к-рым приписывалась роль охранителей царской фамилии. Так, всячески прославлялась И. казанской богоматери, считавшаяся покровительницей династии Романовых. Для отвлечения трудящихся от ров. борьбы церковники организовывали разл. «чудеса» с И. Эпидемии «явлений» и «самообновлений» икон происходили особенно часто в периоды обострения классовой борьбы. Культ И. всегда служил для церковников также постоянным, притом весьма значит. источником доходов.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

ИКОНА
(греч. – изображение, образ) – в христианстве, буддизме, ламаизме изображение божества, святых на камне, дереве, полотне. В отличие от дохристианских идолов, И. в христианстве не тождественна божеству, это видимый образ божества, но без его сущностного бытия, она есть факт и акт мистического реализма христианства, существующего в символических изобразительно-выразительных формах. И. является вспомогательным средством проникновения в высший духовный мир через созерцание предмета материального мира. Отождествление иконного образа с Первообразом превращает И. в фетиш, в место присутствия самого Бога, что ведет к спиритуализации образа, к языческой теургии, поэтому И. не кланяются, но почитают; ей предстоят в акте молитвы и мысленного восхождения к Первообразу.
Культ И. зародился во II в. и расцвел в IV в.; древнейшие сохранившиеся И. относятся к VI в. Время расцвета иконописи на Руси (А. Рублев, Ф. Грек, Дионисий, Симон Ушаков) – XIV–XVII вв.
Содержательно-смысловой основой И. являются ее догматичность и каноничность, источник которых – Священное Писание, Священное предание и литургический опыт церкви. Цель И. – передать в постижимом непостижимое, в изобразимом – неизобразимое, передать иное, иноприродное твари. И. призвана свидетельствовать и делать ощутимым присутствие Бога. Религиозно-эстетические, нравственно-философские аспекты иконописи и иконопочитания разработаны в трудах Иоанна Дамаскина , на Руси – Иосифа Волоцкого . В их творениях раскрывается значение изображения как средства наглядного раскрытия христианских идей, богословских понятий как пути вразумления для тех, кто не может достичь этого с помощью книги. По словам Дамаскина, образ И. призван отражать в видимых формах невидимые свойства Первообраза, без чего мы «не в состоянии подниматься до созерцания духовных предметов, ибо мы имеем нужду в том, что нам родственно», то есть познавать Бога посредством образов и форм, содержащих в себе Его отличительные свойства.
Воплощение большого круга идей догматического, литургического, эсхатологического, дидактического содержания представляло труднейшую задачу. Религиозно-эстетическая уникальность православной И. заключается в найденном равновесии реализма как «подобного подобному» и мистического символизма как «неподобного подобия». Идеализация человеческого тела, характерная для античности, в И. снимается красотой, призванной выявить богоподобие души человеческой: нежность, смирение, кротость находят выражение в И. В своих неизменных символических формах она передает не изменяющуюся вещественность, но преображенную природу и духовную жизнь человека в формах, говорящих об ином небе и иной земле.
Вся образная структура И. подчинена свидетельствованию и трансляции уникальности человеческого бытия в вечности: И. показывает то, к чему призван человек, чем он должен быть. Она ставит его в иную перспективу: перспективе видимого мира противопоставляется перспектива евангельская. Выражению этого подчинены конструктивные принципы иконописи: нарушение перспективы (так называемая «обратная» перспектива); символика цветов и положений: отсутствие определенного светового фокуса; противоречивость освещения в разных точках пространства И.; своеобразное распределение теней, подчеркивающее несоответствие И. изображенному.
И. свидетельствует высшую реальность. Отказ от изображения развития меняет структуру ощущения времени, образно-структурной единицей восприятия становится мгновение, не мгновение-остановка времени, за которым неизбежно следует смерть, но мгновение-вневременность.
И. позволяет пережить вечность. Формальная сторона И. представлена как ряд фрагментов, которые не имеют временного измерения, выключены из потока, несущего человека от рождения к взрослению, старению, смерти. И. не просто изображает два мира, но является конструкцией, их связующей, она вводит в структуру бытия то, что не подчинено эмпирическому; производя совершенные образы мира, она представляет собой универсальную живопись, избавленную от капризов и случайностей субъективизма. Соединяя видимое и невидимое, единичное и всеобщее, мгновение и вечность, человека и Бога, И. при всей своей внешней статичности внутренне динамична, выражает напряженную духовную работу «внутреннего человека», его движение к Абсолютному Бытию.

Источник: Краткий философский словарь.

ИКОНА
от греч. eikun - образ, изображение) - один из главных феноменов православной культуры в целом и рус. в частности; важная категория православного религиозно-эстетического сознания. В качестве культового изобразительного образа И. начала формироваться в раннехристианский и ранневизантийский периоды (IV-VI вв.) и приобрела свои классические формы в Византии IX-XI вв. (после окончательной победы иконопочитания над иконоборчеством), а затем - в Древней Руси в XIV-XV вв. О высокой значимости И. для православного сознания свидетельствует установление специального церковного праздника в честь победы иконопочитания - "Торжества Православия", к-рый отмечается с 843 г. в первое воскресенье великого поста. Главный вклад в разработку теории И. (= образа, символа) внесли в Византии Псевдо-Дионисий Ареопагит, Иоанн Дамаскин, отцы VII Вселенского собора (787), патриарх Никифор, Феодор Студит. В Древней Руси их идеи активно усваивались и толковались (нередко в противоположных смыслах) Иосифом Волоцким, Максимом Греком, Зиновием Отенским, игуменом Артемием, участниками церковных соборов 1551 г. (Стоглав) и 1554 г., дьяком Иваном Висковатым, Евфимием Чудовским, протопопом Аввакумом, Симоном Ушаковым, Иосифом Владимировым, Симеоном Полоцким и др. мыслителями и иконописцами. Итог многовековой разработке богословия, метафизики, эстетики И. в рамках православия был подведен рус. религиозными философами 1-й трети XX в. Е. Н. Трубецким, Флоренским, Булгаковым. И. для православного сознания - это, прежде всего, рассказ о событиях Священной истории или житие святого в картинах, т. е. практически реалистическое изображение, иллюстрация. Здесь на первый план выдвигается ее экспрессивно-психологическая функция - не просто рассказать о событиях давних времен, но и возбудить в зрителе чувства сопереживания, жалости, сострадания, умиления, восхищения и т. п., а соответственно и стремление к подражанию изображенным персонажам. С этим связывается и нравственная функция И. формирование в созерцающем ее любви и сострадания; смягчение душ человеческих, погрязших в бытовой суете и очерствевших. Отсюда в православном сознании И. является выразителем и носителем главного нравственного принципа христианства - всеобъемлющей любви к людям как следствия любви Бога к ним и людей к Богу. И. - это и живописный образ, своей яркой красочностью служащий украшением храму и призванный доставлять духовную радость созерцающим ее. Поскольку в И. рассказывается не о повседневных событиях, а об уникальных, чудесных, представляющихся общезначимыми, в ней нет места ничему случайному, мелочному, преходящему; это обобщенный, лаконичный образ. С православной т. зр. И. выступает вневременным эйдосом (образом, видом) свершившегося события или конкретного лица, тем визуальным обликом, в к-ром он был замышлен Творцом, утрачен в результате грехопадения и должен быть опять обретен по воскресении из мертвых. Это как бы отпечаток Божественной печати на судьбах человечества. И этой печатью в пределе явился вочеловечившийся Бог-Слово. Отсюда особый иллюзионизм и даже фотографичность И., ибо в ней, по убеждению отцов церкви, - залог и свидетельство реальности и истинности божественного воплощения. В определении VII Вселенского собора записано, что живописное изображение Иисуса Христа "служит подтверждением того, что Бог-Слово истинно, а не призрачно вочеловечился". И., однако, считается изображением не просто земного, подвергавшегося сиюминутным изменениям лица исторического Христа, но отпечатком его идеального, предвечного лика. В ней, как полагал Феодор Студит, этот лик, или изначальный "видимый образ", является нам даже более отчетливо, чем в лице самого исторического Христа. Отсюда И. - символ. Она не только изображает, но и выражает то, что практически не поддается изображению. В иконном образе Христа духовному зрению верующего открывается личность Богочеловека, обладающего двумя "неслитно соединенными" и "нераздельно разделяемыми" природами - божественной и человеческой, что принципиально недоступно человеческому разуму, но символически передается И. Указывая на духовные и неизобразимые феномены горнего мира, И. призвана возвести ум и дух созерцающего ее человека в этот мир, объединить его с ним. Отсюда контемплативно-анагогическая (созерцательно-возводительная) функция И. Она - предмет длительного и углубленного созерцания, путь к медитации и духовному восхождению. В И. изображается прошлое, настоящее и будущее православного мира. Она принципиально вневременна и внепространственна. Верующий обретает в ней вечный духовный космос, приобщение к к-рому составляет цель жизни православного человека. Через И. осуществляется единение земного и небесного, собор всех тварей перед лицом Творца. Отсюда И. - символ и воплощение соборности. Причем это сакральный, или литургический, символ, наделенный для православного сознания силой, энергией, святостью изображенного на И. персонажа или события Священной истории. Такое воздействие И. обусловлено самим подобием, сходством образа с архетипом (отсюда тенденция иконописи к иллюзионизму) и именованием, именем И. (отсюда, напротив, условность и символизм образа). И. в сущности своей антиномична: это - выражение невыразимого и изображение неизобразимого. Древн. архетипы зеркала, как реально являющего прообраз (эллинская традиция), и имени, как носителя сущности именуемого (ближневосточная традиция), обрели в И. антиномическое единство. Поскольку И. реально являет свой первообраз, отсюда поклонная и чудотворная ее функции. Верующий относится к И. как к самому архетипу, поклоняется ей как самому изображенному лицу ("честь, воздаваемая образу, переходит на первообраз" - были убеждены отцы церкви) и получает от нее духовную помощь как от самого архетипа. И. поэтому - моленный образ. Верующий молится перед ним, как перед самим архетипом, раскрывает свою душу в доверительной исповеди, в прошении или в благодарении. В И. в художественной форме живет церковное предание, главным носителем к-рого выступает иконописный канон. В нем как специфической внутренней норме творческого процесса хранятся обретенные в результате многовековой духовно-художественной практики православия осн. принципы, приемы и особенности художественного языка иконописи. Отсюда предельная концентрация в И. художественно-эстетических средств, что делает ее произв. живописного искусства, в к-ром глубокое духовное содержание передается исключительно художественными средствами - цветом, композицией, линией, формой. В И. с предельно возможной степенью явленности воплощена, по выражению Булгакова, "духовная святая телесность", или духотелесность. Телесная энтелехия (завершенность), к к-рой интуитивно стремится всякое истинное искусство, реализована в И. в высшей степени полно, а для православного сознания - и оптимально. В И. как бы снимается извечная антиномия культуры "духовное - телесное", ибо в ней (имеется в виду классическая И. периода ее расцвета - кон. XIV - нач. XV в. для Руси) духовность обретает абсолютное воплощение в материи, в тварном мире, являет свою визуально воспринимаемую красоту. Это свидетельствует, наконец, о софийности И. (см. Софиология). Она софийна и потому, что все перечисленное, как и мн. другое в ней, не поддающееся словесному описанию, заключено в некой умонепостигаемой целостности, что для религиозного сознания означает причастность к ее созданию самой Софии Премудрости Божией.

Источник: Русская философия: словарь

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
126.19 кб

Имя Божие и православная икона в контексте святоотеческого богословия

Малков Петр Юрьевич
Статья касается одного из а пектов современной имяславческой полемики.
Читать PDF
377.61 кб

Абстракция и икона: метафизический реализм в русском искусстве

Левина Т. В.
Цель статьи проследить четкую линию преемственности от иконы к абстракции русского Авангарда.
Читать PDF
213.50 кб

Икона как выражение трансцендентной реальности личности: антропологический аспект

Бабич Владимир Владимирович
В статье рассмотрена теория иконы (образа), возникшая в процессе становления христианской культуры.
Читать PDF
132.10 кб

После Запада и Востока. Икона и русское теополитическое воображение

Мровчинский-Ван Аллен Артур Андреевич
Исходя из нового метода для политической науки, предложенного Эриком Фёгелином, в статье демонстрируется актуальность мысли Евгения Трубецкого. В своих эссе под общим названием «Умозрение в красках.
Читать PDF
13.33 мб

Икона и идол: феноменология взгляда Жана-Люка Марьона. Заметки о книге «Перекрестья видимого»

Венкова Алина Владимировна
Статья посвящена анализу некоторых положений книги Ж.Л. Марьона «Перекрестья видимого»; показаны различия, проводимые Ж.Л.

Похожие термины:

  • Икона и авангард

    И. (от греч. eikon — образ, изображение) — один из главных феноменов православной культуры в целом и русской в частности; важная категория православного религиозно-эстетического сознания. В качестве
  • Казанская икона Божией Матери

    Одна из наиболее почитаемых в России икон. По сказанию о ней, в Казани в 1579 г. одной девятилетней девочке трижды явилась во сне Пресв. Дева, повелела разрыть землю на месте сгоревшего дома и взять из
  • ЗНАК-ИКОНА

    знак, сходный с оригиналом. Примером такого знака является фотография.