ИКБАЛ МУХАММЕД

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ИКБАЛ Мухаммед
(1873—1938) инд. бурж.-либер. обществ, деятель, реформатор ислама, поэт (на яз. урду и панджаби). Сильно преувеличивая историко-культурную роль ислама и идеализируя ого, И. стремился «очистить», «реконструировать религ. мысль в исламе», чтобы еще более усилить его воздействие на социально-полит. развитие общества. В нач. XX в. он выдвинул идею образования самостоят. гос-ва инд. мусульман, что после второй мировой войны было реализовано в разделе Индии и образовании Пакистана. Противник англ. колониального господства в Индии, он приветствовал Великую Окт. социалистич. революцию и отмечал ее значение для развития антиимпериалистич. движения народов Востока. Однако он осуждал «атеистич. коммунизм России». В наст. вр. пакистанские и иные мусульм. реакционеры нередко используют имя И. в своих враждебных выступлениях против СССР.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

ИКБАЛ МУХАММЕД

8 ноября 1877, Сиалкот, Пенджаб21 апреля 1938, Лахор) — поэт, философ, религиозный реформатор, которому принадлежит самая серьезная в 20 в. попытка переинтерпретации мусульманского мировидения на основаниях современного философского знания. Выходец из рода кашмирских брахманов, в 17 в. принявших ислам. Получил образование в одном из лучших учебных заведений Северной Индии — в Правительственном колледже Лахора, окончив его в 1899 с золотой медалью и степенью магистра искусств. Позже продолжил образование в Кембридже, где подготовил докторскую диссертацию на тему «Развитие метафизики в Персии», которую успешно защитил в Гейдельбергском университете, став первым мусульманином Пенджаба, удостоенным докторской степени в Европе.
По возвращении в Индию (1908) Икбал получает юридическое образование и начинает заниматься адвокатской деятельностью. Однако делом его жизни, принесшим ему широкое признание и славу, становится поэзия. Ему принадлежат 12 сборников стихов и поэм на персидском и родном урду. Его поэзия отразила дух времени — национальное пробуждение и ширящееся освободительное движение; занятия философией и мистицизмом придали его поэтическому творчеству особую глубину. Он стал подлинным властителем дум, прежде всего в среде индийских мусульман.
В последние годы жизни активно включился в политическую жизнь страны; разделяя идею существования двух наций — индусов и мусульман, он выступал за обособление мусульман Индии в отдельное государство. Не случайно поэтому Икбала принято называть духовным отцом Пакистана. Размышляя над судьбами единоверцев и причинами их социально-экономического отставания на протяжении нескольких столетий, Икбал приходит к выводу о необходимости реформирования ислама по образцу европейской Реформации. Лекции Икбала на эту тему, прочитанные в 1928 в Хайдарабаде, Мадрасе и Алигархе, были изданы в 1932 (см. «Реконструкция религиозной мысли в исламе»). Соч.: Muhammad Iqbal. The Reconstruction of Religious Thought in Islam. Lahore, 1996.
Лит.: Пригарина Р. И. Поэзия Мухаммада Икбала. М., 1972; Степанянц М. Т. Мусульманские концепции в философии и политике 19— 20 вв. М., 1982; Iqbal Singh. An Introduction to the Life & Work of Muhammad Iqbal. Oxf„ 1997.
M. T. Степанянц

Источник: Новая философская энциклопедия

ИКБАЛ Мухаммед

(р. ок. 1873 – ум. 21 апр. 1938) – инд. мыслитель и поэт, крупный представитель му-сульм. течения в идеологии Индии нового времени. Окончил колледж в г. Лахоре (1899). С 1905 изучал философию в ун-тах Англии и Германии. С 1908 – проф. философии. Важнейшими произведениями И., содержащими филос. воззрения, являются филос. поэмы "Секреты Я" ("Асрар-и-Кхуди", 1915), "Секреты самоотречения" ("Рамуз-и-Бекхуди", 1917), "Книга вечности" ("Джавид-нама", 1932), а также ряд стихотворных сборников: "Колокольчик каравана" ("Банг-и Дара", 1924), "Послание Востока" ("Пайям-и-Машрик", 1923) и др. Теоретич. анализу религ.-филос. проблем мусульманства посвящена его кн. "Восстановление религиозной мысли Ислама" ("The reconstruction of religious thought in Islam"). Мировоззрение И. сложилось под влиянием нац.-освободит. борьбы народов Индии против англ. колонизаторов. На его филос. воззрения значит. влияние оказали зап.-европ. системы философии (в частности, бергсонианство). В центре филос. системы И. – учение о личности. Все существующее он рассматривал как совокупность отд. самодетерминированных "ego" ("Я"). Природа "ego" такова, что, несмотря на его способность взаимодействовать с другими "ego", оно замкнуто в самом себе и обладает только ему присущей индивидуальностью (указ. соч., Lahore, [1954], р. 72). Высшим проявлением индивидуальности являются, по И., человек и бог. Личность обнаруживает свое бытие в том, что она постоянно проявляет свои желания, вечно бурлит в огне страстей. Желания и страсти вызываются еще более высоким чувством – любовью, возведенной И. в ранг осн. этич. категории. Вся полнота личности проявляется в сфере активной практич. деятельности. "Высшая деятельность есть не духовная деятельность, а деятельность практическая... Мир не является чем-то предназначенным лишь для созерцания и умозрительного познания, а представляет собой такую реальность, которая должна быть созидаема и преобразована в процессе непрерывной активности" (там же, р. 198). Личность может проявить себя только в обществе. Лияность, посвятившая себя служению обществу, как бы приобретает благодаря этому бессмертие общества. "Отдельный индивид не знает цели идеалов и не находит применения своим способностям... Когда же он отождествляет себя с обществом, он подобен капле в океане, становящейся океаном" ("Асрар-о-Рамуз", Лахор, 1948, с. 98, 99). И. выступал против всех форм угнетения человека, беспощадно критиковал антигуманистич. природу бурж. общества. Антикапиталистич. настроения И. определили его сочувств. отношение к идеям социализма. И. одним из первых в Индии приветствовал Октябрьскую революцию в России (поэма "Хизр-и-Рах"). Однако мировоззрение И. не было свободно от бурж. ограниченности. И. считал, что материализм заботится лишь об удовлетворении материальных потребностей людей и игнорирует их высшие, духовные устремления (см. "The reconstruction of religious thought in Islam", p. 188). Исходя из этого, И. объявлял религию наиболее всеобъемлющей формой мировоззрения, а интуицию – высшей формой познания. Интуиция дает, по И., непосредств. знание конечной реальности, к-рая состоит из нерасчлененного единства субъекта и объекта и к-рую И. называет абс. "ego", богом, имманентным природе (см. тамже, с. 59, 61, 107). Философия И., несмотря на всю ее ограниченность, оказала большое прогрессивное влияние на развитие филос. мысли Индии в ее борьбе против ортодоксальных религ.-мистич. учений, проповедовавших пассивное, созерцат. отношение человека к жизни. Гуманизм и демократизм философии и поэзии И. оказал влияние на развитие прогрессивной инд. лит-ры. В Лахоре (Пакистан) с 1953 существует "Общество Икбала" ("Базм-е-Икбал"). Лит.: Неру Д., Открытие Индии, пер. с англ., М., 1955, с. 376–79; Аникеев Н. П., Проблема личности в философии Икбала, "Вопр. философии", 1958, No 6, с. 65–76; его же, Выдающийся мыслитель и поэт Мухаммед Икбал, М., 1959; Хаким ?. ?., Фикр-е-Икбал (Взгляды Икбала), Лахор, 1957; Anand M. R., The golden breath, L., [1933]; Vahid S. ?., Iqbal, his art and thought, [Lahore], 1944; Singh I., The ardent pilgrim. An introd. to the life and work of Mohammed Iqbal, Bombay [a. o.], [1951]. Iqbal as a thinker. [A collection of essays], Lahore, [1952]. H. Аникеев. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.