(Lord, Jesus as).
Иисус Господь повидимому, одно из самых древних христианских вероисповедных положений, отразившееся в различных элементах христианского богослужения. По словам ап. Павла, крые вполне могли относиться к обряду крещения, "если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом… то спасешься" (Рим 10:9). Согласно вероисповедной (вероучительной) формуле, "всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос" (Флп 2:11). При этом Иисуса можно назвать Господом только под воздействием Св. Духа(1 Кор 12:3).
Важно отметить, что Господом именуется воскресший и прославленный Христос, т.е. господство Его признается общиной верующих потому, что Он прославлен и восседает по правую руку Бога. В проповеди на Пятидесятницу ап. Петр сказал собравшимся, что Иисуса, Которого они распяли, Бог воскресил из мертвых и прославил, посадив по правую руку: весь дом Израилев отныне должен точно знать, что Бог восславил Иисуса Господом и Христом (Деян 2:36). Согласно ап. Павлу, Иисус Господь провозглашен Сыном Божьим, Которому дана власть над людьми, через воскресение из мертвых. Отсюда, однако, не следует, что Иисус не был Господом в годы земного служения; просто подчеркивается, что в жизни Церкви содержание титула "Господь" отождествляется именно с прославленным Иисусом. Не случайно н. з. авторы постоянно обращаются к Пс 109:1 (см. Мф 22:44; 26:64 и парал.; Деян2:3435; Евр 1:3).
Ученые много спорили о происхождении и содержании титула. Возник ли он вне Палестины, в эллинистической среде? Встречается ли аналогичный титул в ВЗ и среди других религий Древнего мира? В палестинской общине Бога чаще всего называли именем Адонай ("Господь"); оно произносилось вместо "Яхве", когда читали Св. Писание. В Септ. "Адонай" так и переводится "Господь". К-ром е того, фраза "маранафа" ("Наш Господь, иди" или "Наш Господь идет") в 1 Кор 16:22 предполагает раннепалестинское происхождение этого титула. Соответственно, было высказано предположение, что, когда Иисуса называли Господом, подчеркивали Его единство с Богом. Согласно другому мнению (наиболее видными его выразителями стали В.Буссет и Р. Бультман), титул "господь" возник в богослужении эллинистических христианских общин, унаследовавших его от античного прошлого, когда "господом" называли божество, к-ром у поклонялись. Титул, уравнивавший Иисуса с Богом, полагали эти ученые, не мог быть плодом палестинского монотеизма, следовательно, Иисусу стали поклоняться впервые в эллинистических христианских общинах. Хотя вопрос этот непростой, все же предпочтение нужно отдать первой концепции ведь даже враги Иисуса признавали, что Он действовал и говорил от имени ветхозаветного Господа.
Обращенный к прославленному Христу, титул "Господь" прежде всего подразумевает нынешний Его труд, в отличие от прошлого и будущего служения. Жизнь общины осуществляется под господством Иисуса (Рим 14:8). Крещение (дар) Духа действие воскресшего Христа, Который созидает и умножает Церковь. Через действие Св. Духа господство Его проявляется таким обра30м, что в действии самого Духа следует видеть труд воскресшего Господа. Вознесясь на небеса, Господь даровал Церкви харизматическое водительство, чтобы духовно вооружить святых и созидать Тело Христово (Еф 4:11 и дал.). Многообразие даров и многообразие служений исключительно действие Господа (1 Кор 12:45). То, что властью наделяется Церковь, отражено у ап. Павла также в образах "главы" и "тела": глава укрепляет тело и направляет его по пути исполнения божественного замысла (Еф 1:2223; Кол 1:18; 2:10). Тем самым воскресший Господь продолжает в Церкви свое служение, начавшееся в боговоплощении.
Молитва,прославление,благодарение и заступничество осуществляются в Церкви, поскольку Господь восседает по правую руку от Отца (Рим 8:34). Церковь радуется в Господе (Рим 5:11; Флп 3:1; 4:4). Все обетования служения и свидетельствования, в их нынешнем смысле, укоренены в господстве Иисуса. Обетование победы и того, что любовь Божья обретет зримую реальность, обусловлены тем, что Иисус рядом с Отцом (Рим 8:3439).
Все мироздание тоже под Его господством. Предвечно рожденный, Иисус всевластен над творением, ибо оно было создано через Него и укрепляется Им (Кол 1:1516; Евр 1:3). Из самой структуры текста Кол 1:1520 следует, что Иисус находится в том же отношении с мирозданием, что и с новым творением Церковью. Только в таком случае можно постичь смысл и мироздания, и нового творения. По Божьему замыслу, в Иисусе свершилось все мироздание (Еф 1:10).
Господство Иисуса над историей осуществляется через Церковь и ее благовествование. Благодаря Его господству Церковь может пребывать в мире и совершать свое служение. Она свободна от властных притязаний и стремлений к успеху, ибо ее победа уже свершилась, и потому живет верностью и послушанием. Ей известно, что взращивать может только Бог (1 Кор 3:6) и что победа над смертью, последним врагом, неизбежна после победы Христа(1 Кор 15:2526). Обладая свободой, Церковь свидетельствует о господстве Христа, ежедневно неся свой крест. То же самое можно сказать и о ее слабости. Согласно Откр, зверю позволено начать войну против святых и победить их (13:7), но последняя глава все расставляет по своим местам. "Немудрость" Церкви свидетельствует о господстве Иисуса, ибо процветание Церкви это парадокс. Свидетельство ап. Павла о самом себе справедливо и для Церкви: она сильна своей слабостью (2К0р 12:10).
Церковное положение о господстве Иисуса привело к необходимости (несмотря на опасность нарушить монотеистический принцип) обосновать единство Иисуса и Бога. По словам Л. Гоппельта, "Иисус приобщился к исключительности Бога". Т.о., титул, предназначенный для утверждения силы и власти Иисуса в Церкви и мире, требует от Церкви признать, что власть Иисуса прямая, а не опосредованная, власть самого Бога. Об Иисусе как Господе свидетельствует не только Его служение, но и сама Его личность. Это ясно следует из того, как цитируют ВЗ н. з. авторы; они говорят о величии "имени" Иисуса (Флп 2:910; Деян 2:38). В годы земного служения господство Иисуса оставалось в тени, поскольку на первый план вышло Его искупительное служение, но после воскресения открыто провозглашается, что Он един с Богом в своем могуществе.
R.W.Lyon(пер. Ю.Т.) Библиография: W. Pannenberg, Jevii.v God and Man; A.E.J. Rawlinson,The NT Doctrine of the Christ; H.E.W. Turner.Jesus: Master and Lord; P. Toon,У"(" Christ h Lord; E. Schweizer, Lordship and Discipleship; O. CuIImann,The Christology of the NT; R. J. Knowling,The Testimony of St. Paul to Christ: W. Foerster and G. Quell, TDNT, III,1039 ff.; F. Hahn,The Titles of Jesus in Christology; W. Kramer,Christ. Lord, Son of God; R. N. Longenecker, The Christology of Early Jewish Christianity.
См. также: Иисус Христос; Троица; Христология; Бог, учение о Нем.