Иисус Христос в христианской культуре
Иисус Христос в христианской культуре
богочеловек. В Библии Христос обладает всей полнотой божественного совершенства. Он выступает в ипостаси Бога — сына. В то же время, согласно понятию Троицы, Бог един во всех лицах, поэтому Бог-сын обладает всем содержанием Бога-отца. Исторически Иисус - иудей, который выступил с новой проповедью и был распят в возрасте 33 лет на кресте как злостный преступник. Имя Иисус — греческая калька иудейского имени Иешуа или Иегощуа, что обозначает «спасение, бог-помощь». «Христос» в переводе с еврейского на греческий, означает «мессия»- помазанник. Иисус Христос в целом переводится еще как «спаситель», близким является смысл «Искупитель». «Искупитель» в еврейской традиции означает «кровный родственник», «заступник», «выкупающий из плена». Подобное содержание его имени связано с ролью Иисуса в религиозно-культурном действии, когда он добровольно принимает страдания и смерть. Эта высокая роль как бы выкупает людей из плена сил зла, в который люди попали при своем грехопадении. Так же в этом имени зашифрованы смыслы: «сын человеческий», «царь», «сын божий». История Иисуса может быть реконструирована по классическим Евангелиям (от Матфея, Марка, Луки и Иоанна), а также по апокрифам (Петра, Фомы, Никодима, Первоевангелие Иакова, евангелие «детства Христа»). Христос родился в Вифлее-ме, его отцом был плотник Иосиф и его жена Мария. Архангел Гавриил предсказал его рождение в результате непорочного зачатия от духа святого. Тем самым он становится наследником династии Давида, а также колена Левия. Обстоятельства рождения указывают на признаки мессии в соответствии с предсказаниями Ветхого завета. Укажем очень кратко на обстоятельства биографии Иисуса. На восьмой день он был обрезан как иудей, на сороковой день — в храме посвящен богу. Спасая младенца от царя Ирода, который хотел уничтожить соперника, родители убегают в Египет. До тридцати лет по каноническим источникам его жизнь ничем не примечательна. Упоминается, что в 12-летнем возрасте он поразил в храме всех своим разумом и мудрыми ответами на вопросы. Затем Христос принимает крещение у Иоанна Крестителя, он 40 дней постится в пустыне и выдерживает искушение дьяволом и призывает 12 апостолов — своих последователей и учеников. Он начинает творить чудеса, подтверждая свое предназначение и исцеляя больных. Постоянно звучит мотив бессилия Христа там, где в него не верят, а также происходит постоянное нарушение им иудейского закона. Основной свой Закон он сообщает в «Нагорной проповеди», где заповеди Яхве получают дальнейшее развитие в культурном про-странсте Любви, а также происходит отказ от богатства в качестве предпосылки духовной жизни, критикуется забота о завтрашнем дне как ненужная суета. Перед главным иудейским праздником Пасхи Христос с учениками и последователями въезжает в Иерусалим. Иудейский религиозно-политический орган Синедрион, оценив претензии на духовную и социальную власть со стороны Иисуса, присуждает его к выдаче римским властям для смертной казни. Основное обвинение — претензия Христа на роль Бога. В это время Иисус в кругу двенадцати апостолов справляет «Тайную вечерю»— обряд пасхального ужина. Он знает свою будущую судьбу, готов принять мученическую смерть. Во время вечери он подает апостолам хлеб и вино, которые символизируют его плоть и кровь (впоследствие таинство евхаристии). Ночь он проводит с ближайшими апостолами в Гефсиманском саду, где тоскует и молится. Напряжение Христа возвышается до трагической кульминации. Культурным шедевром можно считать его молитву: «Отче! о, если бы ты благоволил пронести чашу сию мимо меня! Впрочем, не моя воля, но твоя да будет». В этот момент предатель Иуда Искариот приводит стражу. Иисуса судит Синедрион, он не отрекается от своей божественности, ему выносят предварительный смертный приговор. Понтий Пилат — римский наместник — против своего желания по настоянию членов еврейской общины утверждает приговор. Христа казнят, распяв на кресте как разбойника, на горе Голгофе близ Иерусалима. Смерть сопровождается знамениями, окружена множеством символов. Казнь происходит в пятницу перед пасхальной субботой. В субботу тело Иисуса выдают его друзьям, которые хоронят его в пещере. Последними моментами земной истории Христа были Воскрешение и Вознесение. История Христа, описанная в Евангелии, стала основой более поздней христианской догматики. Иисус Христос предстает как «богочеловек», который обладает всеми божественными атрибутами, но как человек своими страданиями он искупил грех людей, дав им возможность осуществить духовное возвышение, соответствующее природе человека. Складывается и взгляд на Иисуса как па слово божье, Логос, который связывает божественное с человеческим в таинстве троиды. Как бы мы не интерпретировали образ Христа, можно смело сказать, что он принес в языческий мир Любовь. От абстрактного узкоэтнического способа бытия человечество сделало шаг к общепланетной цивилизации. Жить не ради себя и своих близких, а ради всех людей, которые объединены любовью Бога и скреплены своей любовью, направленной к нему и ко всем ближним — кредо новой культуры. Пусть мы далеки еще от такого совершенства. Пусть христианская реальность не смогла и не могла возвыситься до такого Вселенского уровня своего сознания и жизни. Пусть. Но можно смело сказать, что христианство, образ Иисуса, принявшего мученическую смерть за людей, создало нашу европейскую культуру, которая в следующем тысячелетии, возможно, станет одним из мощных духовных и материальных источников и строительных камней новой цивилизации. Той цивилизации, которая не будет стесняться любви к человечеству и ближнему, которая положит, наконец, в музейные запасники скрижали с заповедью: око за око и зуб за зуб. Пожалуй, нет в европейском сознании фигуры более светлой и более трагической, созидающей с такой силой и так устремленной в будущее. Пусть многие моменты религии устарели. Духовное ее богатство - вне времени и пространства — оно вечно. И наша культура в своей положительной устремленности служит этой Вечности.
Источник: Человек и общество. Культурология