ЙИДАМ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ЙИДАМ
Покровительствующее божество в Ваджраяне и тибетском буддизме, олицетворение того или иного высшего состояния сознания. Имена йидамов обычно совпадают с названиями тантр (цель любой тантры — пробуждение сознания, а потому каждый таковой текст может быть наглядно представлен в образе йидама). Как «материальные воплощения» тантр йидамы тождественны буддам и бодхисаттвам. Обычно их изображают многорукими и многоголовыми, с оскаленными клыками и т. д. Подобные изображения толкуют как готовность йидамов защищать чистоту буддийского учения, истреблять все пороки и страсти.
Вот как говорит о йидаме Калачакре тибетский монах Будон Ринчендуб:
«Имя Калачакры: Колесо Времени. Кала, время — это аспект неизменного блаженства. Чакра, колесо — это аспект пустотности всего. Таким образом, взятый вместе термин Калачакра — это единство непреходящего блаженства и пустотности всего проявленного».

Источник: Буддизм. Энциклопедия.

ЙИДАМ
(тиб. yi dam, или kyi lha yi dam, санскр. Is∙ta devata–, «желаемое» для созерцания божество) — класс обожествленных существ, которые используются в практике визуализации. Созерцание Й. призвано выявлять глубинную просветлённую природу адепта. Его сознание «перемещается» в мандалу и отождествляет себя с Й. Тогда ум, опираясь на пустоту формы Й., постигает его содержание, как Ясный свет, воплощение Абсолюта. На начальной стадии (утпатти-крама) цель созерцания устрашающих и воинственных видов многих Й. состоит в противодействии порокам, страстям, желаниям. В тибето-монгольской иконографии канонизированы изображения всех Й. В тибетском буддизме под Й. рассматриваются мирные (благодатные, бхагават), полугневные и устрашающие формы будд и других духовных персонажей, в том числе покровителей (дхармапала1). К мирным относятся Авалокитешвара, Манджушри, Тара и т.д., к полугневным — Гухьясамаджа, Калачакра и др., а к устрашающим — Ваджракилая, Хаягрива, Ямантака и др. Мужские Й. называются херука, женские — дакини, а пребывающие в соитии пары — «отец и мать» (яб-юм), как единство искусного средства (упайя) и высшего знания (джняна, праджня). «Й. могут выглядеть просто, а могут иметь множество голов, рук и ног. Они могут быть обнажены или одеты, иметь разные украшения. Гневные Й… носят оружие, украшения из костей и черепов. Всё это имеет конкретную символику. И тому, кто её знает, достаточно воспроизвести в памяти фигуру Й., чтобы осознать сложные положения учения и философские концепции. Образы, кажущиеся обычному человеку недостойными, служат для разрушения привычных двойственных представлений типа «хорошо-плохо»» (С.В. Дудко из альбома «Символы буддизма»). В тибетском буддизме Й. рассматриваются в качестве Явленного тела Будды (санскр. нирмана-кайя, тиб. тулку). Так, мирный Й. «Шад-акша ра Авалокитешвара», символизирующий сострадание и шесть слогов мантры «Ом ма-ни пад-ме хум» — это далай-лама, мирный Й. «Манджугхоша», развивающий способности для выступления в диспутах — это досточтимый Цонкапа, основоположник школы гелук, гневный Й. Чакрасамвара, покровитель дакинь (воплощений мудрости) — это Джанджа Хутухта, высший духовный иерарх Монголии (богдо-гэгэн). Многие источники школы карма-кагью (в частности, Джамгён Конгтрул Ринпоче) объясняют понятие Й. следующим образом. Если представить Просветление, или просветлённый ум, как алмаз, мы увидим много граней: совершенная интуитивная (или иная) мудрость, совершенное сострадание, совершенное действие, высшая радость, и т.д. Каждая из этих граней просветлённого ума символизируется определённым Й. Медитируя на Й. и затем отождествляясь с ним во всех ситуациях жизни, практикующий развивает в себе именно это просветлённое качество, «входит в Просветление через эту грань». Таким образом, Й. неотделим от ума созерцателя и является персонификацией изначально присущих ему совершенных качеств. Будда может проявляться как Тело блаженства (тиб. longs sku) — это формы Й., состоящие из света. Они могут быть разных ярких цветов, мирными или гневными на вид, с различным количеством рук и ног; они облачены в традиционные украшения и держат разные атрибуты своего влияния. Именно в таких световых телах Просветлённый появлялся, чтобы учить тантре наиболее одарённых учеников многих последующих столетий — в частности, он явился Тилопе как Ваджрадхара, чтобы дать ему посвящение в Чакрасамвару и другие поучения. Считается, что Тело блаженства Будды недоступно восприятию обычного человека, но бодхисаттвы и йогины на высоких ступенях развития могут видеть эти световые формы и общаться с ними. Именно благодаря этой способности учителей, их прозрению в природу вещей, появились изображения Й. и будд, что дает возможность практикующему буддисту знать, как они выглядят, и сосредотачиваться на них в медитации. В полном соответствии с воззрением о Трёх телах многие буддийские традиции заявляют, что ведут свою преемственность от Будды или просветлённых учителей в Теле блаженства.

Источник: Индотибетский буддизм. Энциклопедический словарь.

ЙИДАМ
(тиб. перевод санскр. «ишта дэвата» — покровительствующее божество) — термин тантрического буддизма Ваджраяны (см. «Ваджраяма»). Тантрический буддизм вызвал к жизни новый пантеон божеств, неизвестных другим формам буддизма. Когда на буддийской иконе вы видите многорукое и многоголовое, увешанное черепами божество, сжимающее зачастую в объятиях свою праджню, то это означает, что перед вами именно икона тантрического буддизма. Подобно тому как сексуальный символизм тантр имел свой прообраз в архаических культах плодородия (видимо, дравидийского происхождения) древнейшей Индии, которые были радикально переосмыслены буддизмом и стали, по существу, дериватами (производными) архаических культов и образов, будучи включенными в контекст буддийского мировоззрения, буддийских философии и психологии, тантрический пантеон также в значительной степени коренился в культах архаических божеств, почитание которых по большей части сохранилось в низших сословиях и кастах индийского общества, а также — у париев, неприкасаемых (домби, чандала). Кто такие все эти тантрические йогини (ведьмы, бесовки) и дакини, волшебные девы, пирующие на кладбищах и местах кремации трупов и обучающие адептов тайным высшим знаниям среди скелетов и кремационного пепла? По своему происхождению это — весьма малопривлекательные вампиры-кровососы (их клычки видны на тибетских иконах-танка), упыри и демоны низшего пласта индийской мифологии. Их ужасные и гротескные образы символизировали идею всеприсутствия и всеобщности природы Будды, образующей собственную природу даже самых порочных психических импульсов. Ваджраяна, использовав внешность, форму объектов древних культов и народных верований и суеверий, радикально переосмыслила их содержание, преобразив первобытных демонов и бесовок в символы тех или иных состояний психики, что превратило их в искусственно сконструированные образы архетипов коллективного бессознательного. Покровительствующие божества, многорукие и многоголовые, с множеством атрибутов, являются сложнейшими архетипическими символами, обозначающими высшие состояния сознания.
По существу, учение любой тантры, ее наивысшая цель — пробуждение, и предлагаемые ею методы могут быть наглядно представлены в образе йидама. Поэтому их имена обычно совпадают с названиями тантр: Хеваджра (Ямантака), Калачакра, Гухьясамаджа, Чакрасамвара и др. Таким образом, йидамы символизируют совершенное и всецелое пробуждение и посему по своему статусу соответствуют Буддам и тождественны им. Их же грозный вид, оскаленные клыки и прочие воинственные атрибуты помимо высокого психологического смысла демонстрируют готовность уничтожить все пороки и страсти, превратив их кровь в вино пробуждения и амриту (амброзию, напиток бессмертия), наполняющие капалы — чаши из черепов на многих тантрических иконах. В процессе йогического созерцания на этапе порождение (утпатти крама) йогин, знающий наизусть соответствующий текст и владеющий кодирующими его мантрами и дхарани (см.), а также получивший необходимое посвящение, визуализирует соответствующее божество, отождествляет себя с ним, перенося на себя его атрибуты, и, в конечном счете, растворяется вместе с йидамом в безграничности пустого «ясного света» природы Будды, которая есть и его собственная природа. Практика созерцания йидама отражает еще одну важную черту тантрической йоги — ее стремление представить абстрактные категории буддийской философии в виде наглядных чувственных образов. Так в ходе тантрических садхан все категории Абхидхармы репрезентируются в виде фигур божеств: так, пять скандх, преобразующихся в пять трансцендентных гнозисов, символизируются в виде пяти Джин («Победителей»), или Татхагат, — Вайрочаны, Амитабхи, Акшобхьи, Ратнасамбхавы и Амогхасиддхи; двенадцать аятан (источников познания: шесть способностей чувственного восприятия — индрий и шесть соответствующих им типов объектов чувственного восприятия — вишая) в виде шести сизигий бодхисаттв мужского и женского пола; клеши (аффекты) — в виде фигур людей или демонов, попираемых ногами йидама, и т. д.

Источник: Буддизм. Карманный словарь