ИХ МОРАЛЬ И НАША

Найдено 1 определение
ИХ МОРАЛЬ И НАША
работа (статья) Л.Д.Троцкого, опубликованная в начале 1938 на рус. яз. в ж. «Бюллетень оппозиции», в июне 1938 вышла на англ. яз. в ж. «New International»; внутри страны впервые напечатана в ж. «Вопросы философии» № 5 за 1990. Ее появление было ответом на критику западных интеллектуалов, поставивших троцкистский террор периода гражданской войны в один ряд со сталинским террором 30-х гг., а также продолжением дискуссии об отношении целей и средств в истории, начатых после революции 1917.
В статье получают развитие идеи книги Троцкого «Терроризм и коммунизм» (1920); к ней примыкает статья «Моралисты и сикофанты против марксизма» (1939), содержащая ответ на критику работы «Их м. и н.». Вопрос, оправдывает ли цель средства, Троцкий рассматривает как проблему отношения морали и реальной истории. Моралисты, по его мнению, больше всего хотят, чтобы история оставила их в покое, а независимая от «целей», т.е. от общества, мораль, выводится ли она из вечных истин или из природы человека, оказывается в конце концов разновидностью натуральной теологии. Мораль, по Троцкому, — одна из идеологических функций борьбы классов. Господствующий класс навязывает обществу свои цели и приучает считать безнравственными все те средства, к-рые противоречат его целям. А «общеобязательные» нормы тем менее действительны, чем более острый характер принимает классовая борьба, высшей формой к-рой является гражданская война. Так, демократическая мораль обнаруживала действенность (при том ограниченную) только в эпохи либерального и прогрессивного капитализма, но обострение классовой борьбы привело к приходу морали фашизма и морали пролетарской революции. Сталинизм — не плод большевистского аморализма, а плод борьбы новой аристократии против масс, поднявших ее к власти. Общеобязательные нормы неопределенны и выражают лишь социальность человека; тот факт, что с т.з. «вечных истин» революция «анти-моральна», свидетельствует о контрреволюционности идеалистической морали. Общество, лишенное социальных противоречий, будет свободно от лжи и насилия, но мост к нему можно построить только революционными, т.е. насильственными, средствами. Троцкий считает вполне понятной и оправданной мораль кафров, предлагающую разные критерии для себя и для врагов, ибо нельзя применять один критерий к эксплуататорам и эксплуатируемым. Троцкий считал, что иезуитское учение о моральной индифферентности средств, моральное оправдание или осуждение к-рых вытекает из цели, не решает проблемы, т.к. цель и средства меняются местами, и сама цель нуждается в оправдании. И оправдание цели имеет исторический характер: цель оправданна, если она ведет к повышению власти человека над природой и уничтожению власти человека над человеком. Следовательно, позволено то, что действительно ведет к освобождению человечества.
В рассуждениях Троцкого остается открытым вопрос о том, как идентифицировать цель освобождения человечества, если не руководствоваться критериями моральности. Кроме того, как заметил Дж.Дьюи, Троцкий отступает даже от формулы «цель оправдывает средства», поскольку он абсолютизирует одно из средств - классовую борьбу. Работа «Их м. и н.» дает одну из наиболее последовательных интерпретаций марксистского взгляда на мораль; она послужила основой дискуссии о соотношении цели и средств, морали и насилия, в к-рой участвовали Дж.Дьюи («Цели и средства»), М.МерлоПонти («Гуманизм и террор»), Ж.П.Сартр («Тетради о морали») и др. Л и т.: Троцкий Л.Д. Их мораль и наша // Этическая мысль. Научно-публицистические чтения. М.: Республика, 1992. С. 212-244; Гусейнов А.А. Этика Троцкого // Там же. С. 264-285; ДьюиДж. Цели и средства // Там же. С. 245-250; Сартр Ж.П. Тетради о морали// Там же. С. 251-263; Lukes S. Marxism and Morality. Oxford, 1988. О. П. Зубец

Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001