ИГРЫ ТЕОРИЯ В КУЛЬТУРЕ

Найдено 1 определение
ИГРЫ ТЕОРИЯ В КУЛЬТУРЕ
одна из основных в комплексе концепций и методик в философии, культурологии, эстетике, психологии, семиотике и лингвистике. И. т. основана на признании основополагающего значения игровой деятельности в различных сферах человеческого существования и в жизни общества. Истоки И. т. применительно к культуре принято находить в философии культуры и эстетике рубежа XVIII— ХIХ вв. и, в частности, в идеях И. Канта (1724—1804) о бескорыстии и незаинтересованности эстетического чувства, когда красота является прежде всего предметом всеобщего любования. И. т. в отношении к художественному творчеству была разработана Фр. Шиллером, который считал «побуждение к игре» одним из коренных присущих человеку начал, наиболее полно открывающих духовные стороны личности в сфере искусства. Таким образом, И. признается далекой от всякой практической цели формой деятельности, в которой человек обретает истинную свободу И. т. является наиболее распространенной в эстетике и теории художественного творчества, и с ее помощью объясняется природа эстетической деятельности в ее отношении к реальному миру, анализируются целые художественные направления и отдельные произведения искусства. Применительно к истории культуры современная И. т. была разработана известным голландским культурологом Й. Хейзингой (1872—1945). В своей кн. «Человек играющий» (1938) он признал И. универсальной категорией, которая открывает основополагающие начала при возникновении и развитии как культуры в целом, так и ее отдельных форм. В результате И. проявляет себя во всех сторонах человеческой жизни и деятельности: в науке, философии, праве, поэзии, политике и в быту. Обратив внимание на мысли Платона об игровом характере отношения богов к людям, Хейзинга рассматривал И. как важнейший фактор, объясняющий логику исторического развития культуры от архаических ее форм до ХХ в. И. т. Хейзинги напрямую связана с идеями гуманизма, утверждением необходимости сохранения в истории и в культуре позитивных нравственно-духовных начал. Поэтому, с точки зрения Хейзинги, «для того чтобы игровое содержание культуры могло быть созидающим или подвигающим культуру, оно должно быть чистым. Оно не должно состоять в ослеплении или отступничестве от норм, предписанных разумом, человечностью или верой». Утверждая, что западноевропейская культура от времен античности, средневековья до эпохи Возрождения была заполнена игрой, проникшей во все сферы жизни и в сознание людей, Хейзинга отмечал, что современный человек и современный мир полностью утратили игровое начало даже в тех сферах, где оно должно выглядеть наиболее органично (политика, спорт, торговля). По убеждению Хейзинги, только игра делает культуру подлинной, и любая живая культура не может не быть игровой, и в этом качестве она должна быть противопоставлена «не-игре», утверждающей «серьезность» реального мира, оторвавшегося от игровой почвы и несущего страдания и тяжелые жизненные испытания отдельному человеку. Таким образом, Хейзинга выразил свое отношение к современному миру накануне Второй мировой войны. Оценка современной цивилизации и искусства в категориях «И.» и «серьезности» была характерна также для одного из крупнейших испанских теоретиков культуры Х. Ортеги-и-Гассета (1883—1955), который считал, что для своего самосохранения в мире ненависти, насилия и торжествующей посредственности искусство вынуждено, независимо от содержания, становиться игрой, т.е. отказаться от воспроизведения реальности и через иронию и комическое доказать свой «магический дар» оставаться искусством. Поэтому И. т. чрезвычайно характерна для трактовки проблем человека, искусства и жизни в современной западной философской герменевтике. В этом плане универсальная значимость И. заключается в том, что она «обладает своей собственной сущностью, независимо от сознания тех, кто играет», и «всякая игра это становление состояния игры», а также «порядок и структура игрового движения». Поэтому И. не столько субъективная деятельность отдельного человека, сколько целостный процесс преобразования действительности в доступный человеческому постижению мир, картина которого создается в соответствии с духовными сторонами жизни личности. «Такая действительность сама походит на спектакль», и «тот, кто способен увидеть всю действительность как замкнутый смысловой круг, в котором выполняется все, будет говорить о трагедии и комедии самой жизни» (Х.-Г. Гадамер). Подобная трактовка обосновывает решающее и всеобщее значение И. и искусства для познания объективного мира. В новейшей культурологии категория «И.» используется для характеристики постмодернизма. В частности, И. т. используется для оценки учения и методики философского рассуждения французского семиотика, философа и теоретика литературы Ж. Деррида. См. также Игра.

Источник: Введение в теорию и историю культуры. Словарь.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
1.02 мб

Сущность культурного пространства игры: теоретико-когнитивный аспект

Федотова Дарья Сергеевна
В данной статье раскрывается сущность культурного пространства игры. Данная задача решается на основе исторического анализа подходов к игре как таковой, а также через осмысление проблемы культурного пространства.