ИЕЗУИТЫ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ИЕЗУИТЫ
члены католического монашеского ордена, созданного в 1534 г. И. Лойолой и утвержденного Павлом III в 1540 г. Главной задачей ордена была борьба с Реформацией и еретическими течениями в Европе. В настоящее время филиалы ордена имеются во многих странах, а его представители играют ведущую роль в аппарате римско-католической церкви.  

Источник: Религиоведческий словарь

ИЕЗУИТЫ
лат. Societas Jesu - Общество Иисуса) - члены католич. монаш. ордена, созданного в 1534 Лойолой и утвержденного папой Павлом 111 в 1540. Орден И. стал гл. орудием Контрреформации. И. участвовали в деятельности инквизиции. вели борьбу с народными антифеод, движениями. Орден добился привилегированного положения в итал. гос-вах, во Франции л ?, Испании. В 16-18 вв. И. заняли ведущие позиции в области образования, создав широкую сеть школ. И. занимались миссионерством. Они проникли во мн. страны, способствуя своей деятельностью колониальным захватам. В 17 в. И. создали рабовлад. гос-во в Парагвае, просуществовавшее ок. 160 лет. И. использовали религию как инструмент политики, вмешивались в политич. жизнь ряда гос-в Европы, что вызвало недовольство правящих кругов и привело к последующему изгнанию И. из Португалии и Франции. В 1773 папа Климент XIV распустил орден И. Он был восстановлен в 1814 в период Реставрации папой Пием VII. Перед И. была поставлена задача - вести борьбу с революцией. В 20 в. И. стали воинств, отрядом клерикализма, союзниками наиболее реакц. кругов империализма (в т. ч. фашизма), активно участвуют в идеоло-гич борьбе против социализма. В 1965 папа Павел VI в качестве главной поставил перед И. задачу борьбы с атеизмом. И. играют ведущую роль в идеологич. аппарате католич. церкви. В уч. заведениях ордена готовятся кадры для руководящих органов католич. церкви. Для ордена И. характерны строгая централизация, жесткая дисциплина и беспрекосл. повиновение генералу ордена («черному папе»), избираемому пожизненно. Для И. необязательно ношение монаш. одежды. И. нередко скрывают свою принадлежность к ордену, чтобы успешнее выполнять его задания И. кроме 3 монаш. обетов дают четвертый - обет повиновения папе.

Источник: Атеистический словарь

Иезуиты
члены «общества Иисуса» (лат. Societas Jesus) — католич. монашеского ордена, основанного испанцем Игнатием Лойолой в 1534 г. и официально утвержденного в 1540 г. буллой палы Павла III «Регимини милитантис экклезиа». Орг-ция И. была создана для борьбы против передовой науки и социального прогресса, для укрепления могущества католич. церкви, папской власти, подорванных Реформацией. Используя в этой борьбе самые вероломные приемы, не брезгуя никакими средствами в достижении поставленных целей, И. стремились овладеть ключевыми позициями в общественной и политической жизни различных стран, насаждали реакц. режимы, угодные папству, принимали активное участие в колонизации Америки, Азии, Африки, преследовали и жестоко карали «еретиков» — представителей науки, свободомыслия и атеизма. Не случайно поэтому слово «иезуит» в течение столетий являлось символом лицемерия, коварства, скрытых под маской внешней благопристойности. Активное участие в политических интригах, торговых спекуляциях, факты мошенничества и вымогательств возбудили ненависть к И., послужили поводом к изгнанию их из многих стран. Уступая требованиям общественного мнения, папа Климент XIV в 1773 г. распустил «общество Иисуса» на «вечные времена», к-рые длились всего 41 год. В 1814 г. орден был восстановлен Пием VII и вновь стал знаменем реакции. «Общество Иисуса» построено по принципу строгой централизации и суровой дисциплины, беспрекословного повиновения главе ордена — генерал-препозиту, называемому иногда «черным папой», к-рый избирается пожизненно. Для И. необязательно ношение монашеской одежды и посещение богослужений. В наст. вр. в мире насчитывается более 34 тыс. И. Они выпускают 1320 названий периодических изданий на 50 языках, общим годовым тиражом 144 млн. экз. Гл. орган И. — журнал «Чивильта каттолика». Центром по подготовке кадров И. является Григорианский университет в Риме. И. руководят сотнями колледжей, 94 богословскими и 59 светскими вузами. В ведении И. находится Библейский институт, Папский восточный институт, радио Ватикана, 6640 миссионерских станций, сотни больниц. Орден И. владеет акциями предприятий и банками во многих странах. Его капитал составляет 5 млрд. долл.

Источник: Карманный словарь атеиста. Политиздат. 1986 г.

ИЕЗУИТЫ
(от лат. Jesus - Иисус) - члены наиболее реакц. и коварного католич. монашеского ордена - «Общества Иисуса», созданного в 1534 Игнатием Лойолой и в 1540 утверждённого папой Павлом III. Орден И. был учрежден для борьбы против Реформации, для упрочения папства и католицизма в целом. Орден построен на основе строгой централизации, суровой дисциплины и слепого, беспрекосл. повиновения всех его членов руководству в лице генерала ордена («черного папы»), избираемого пожизненно и подчиненного только папе римскому. Члены ордена вербуются в основном из привилегии, классов. В отличие от членов др. католич. орденов, для И. необязательны ношение монаш. одеяния и посещение церк. служб. Это связано с тем, что мн. И. скрывают свою принадлежность к ордену, чтобы успешнее действовать по его заданиям. Свою деятельность орден развернул во мн. странах Европы, а затем перенес и в Америку, преследуя «еретиков», прогрессивных ученых и мыслителей, противоборствуя всем силам, не угодным католич. иерархии и опасным для эксплуатат. классов. Не ограничиваясь чисто церк. и идеологич. сферой, И. вмешивались и вмешиваются в полит. жизнь гос-в, стремятся сажать на руководящие гос. посты открытых и тайных членов ордена, сторонников наиболее реакц. воззрений и действий. Миссии ордена И. направлялись в бывшие колониальные владения европ. гос-в, в частности в Индию, орудовали в Китае, Японии, Эфиопии, Лат. Америке. Более полутораста лет - с 1610 по 1768 - существовало иезуитское гос-во в юговост. Парагвае. Орден И. жесточ. образом эксплуатировал в этом гос-ве обращенных в рабство индейцев. Неоднократно он пытался проникнуть в Моск. гос-во, стремясь насадить здесь католицизм. Ставленниками польских магнатов и И. были Лжедимитрий I и Лжедимитрий II в нач. XVII в. И. находились в войсках польско-шведских интервентов против Русского гос-ва в нач. XVIII в.
В своей деятельности И. руководствуются принципом «цель оправдывает средства», освящающим любое преступление, если оно к выгоде Ватикана. Не удивительно, что действия И., несмотря на поддержку их Ватиканом, к сер. XVIII в. вызывали уже повсеместный протест. Правительства ряда европ. стран - Франции, Испании и др. - изгнали И. со своей территории. Из России И. были изгнаны дважды - в 1719 и 1820. В 1773 папа Климент XIV оказался вынужденным формально даже запретить орден И., что не помешало, однако, ордену продолжать существование вплоть до того времени, когда в 1814 он был официально восстановлен папством. В совр. эпоху И. вновь приобрели большую силу уже как активные союзники наиболее реакц. кругов империализма. До второй мировой войны орден И. находился в тесном союзе с итальянскими фашистами, с гитлеровской Германией, с пилсудчиками в Польше. Орден насчит. до 35 тыс. членов. Наибольшее число их приходится на США (свыше 8 тыс.) и на Испанию (свыше 6 тыс.). И. - пост, участники происков империализма против Сов. Союза и стран социалистич. лагеря. Гл. печатный орган И., «Чивильта каттолика», систематически ведет кампанию клеветы на коммунизм, «обосновывает» антисов. измышления, поддерживает любые действия, направленные против социалистич. гос-в. Одна из осн. функций ордена И. - готовить кадры для руководящих органов католич. церкви. Они обучаются в основанном Лойолой Григорианском ун-те в Риме. Стремясь оказать воздействие на молодежь и упрочить позиции католицизма среди интеллигенции, И. уделяют особое внимание высшим уч. заведениям. Орден И. контролирует более 400 колледжей и ин-тов и мн. ун-ты в ряде стран. Чтобы противодействовать развитию коммунистич. и рабочего движения, И. подчиняют своему контролю организации, созданные католич. церковью для усиления влияния религии среди рабочих и членов их семей. Орден И. издает более тысячи периодич. изданий на 44 яз. - от пропаганд, бюллетеней до псевдонаучных журналов. В своей реакц. пропаганде он все более активно и широко использует радио и телевидение.
Орден И. - один из самых богатых орденов католич. церкви. Его капиталы вложены в пром. предприятия ряда стран и, по данным печати, составляют 5 млрд. долл. Свои огромные средства и свой разветвл. аппарат орден И. использует в интересах самой откровенной империалистич. реакции.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

ИЕЗУИТЫ
члены реакц. организации католич. церкви – монашеского "нищенствующего" ордена, основанного Лойолой под назв. "Общество Иисуса" ("Societas Jesu"). И. подчиняются уставу, построенному на принципах строгого единоначалия и безусловной дисциплины. В дополнение к трем обычным монашеским обетам (целомудрие, бедность, послушание) И. дают особый обет – абс. повиновения папе. Им разрешается носить светскую одежду, налагать церк. наказания (эпитимию) или освобождать от них. И. могут самим себе давать освобождение от религ. предписаний и запрещений, они не подчиняются местным епископам. Во главе ордена стоит генерал, к-рого избирает пожизненно генеральная конгрегация ордена. Генерал подчинен папе, а фактически действует совершенно самостоятельно. Железная дисциплина в сочетании с обязат. взаимным шпионажем связывает все звенья ордена воедино, создавая прочную и гибкую организацию. С момента возникновения ордена И. преследовали наиболее реакц. цели: боролись против Реформации, против развития передовой науки, демократии в прогресса. Для оправдания своих действий И. создали особую систему моральных предписаний, согласно к-рой для достижения своих целей они могут использовать любые средства. "Так как дозволена цель, дозволяются и средства", – писал один из гл. моралистов ордена Г. Бузенбаум (1600–88). Поэтому считались законными и даже рекомендуемыми ложь, насилие, обман, интриги, клевета, подлог, клятвопреступление, провокации, заговоры и даже убийство "для вящей славы божьей" ("ad majorem Dei gloriam"). Обосновывая свое право на нарушение всяких нравств. норм, И. разработали особую систему "доказательств" – казуистику, получившую яркое выражение в трех осн. формах: а) пробабилизме, б) мысленной оговорке и в) "условии руководящего намерения". Согласно теории пробабилизма, развитой Бузенбаумом и Лигуори (1696–1787), нравственность поступка может считаться доказанной, если имеется хотя бы "возможное" (probabilis) оправдание ее каким-либо "авторитетом" католич. церкви. Право "мысленной оговорки" позволяет И. совершать любое клятвопреступление и приносить ложную присягу, если при произнесении ее в уме было добавлено слово "не" ("non"), якобы уничтожавшее значение принесенной клятвы. Условие "руководящего намерения" заключается, согласно рассуждениям иезуитских моралистов, в том, что безнравств. поступок становится нравственным, если он продиктован нравственно оправданной целью. Помимо этих трех гл. положений, И. разработали и ряд др. предписаний, составивших целую систему иезуитской морали (трактаты Суареса, Эскобара и др.). Сами И. называют свою систему морали "приспособительной" ("systema accomodativa"). Этот принцип характеризует всю деятельность И., т.к. они даже в своей миссионерской работе исходили не из догматич. принципов католич. церкви, а, наоборот, приспосабливали их к обычаям и нравам той среды, в к-рой они действовали. Филос. проблемы и вопрос об отношении религии к науке И. решают с позиций томизма – неотомизма. Сыграв роль ударной силы католицизма в борьбе с протестантизмом в период католич. реакции, И. выступили как ожесточенные враги идей Просвещения и новой науки в 17–18 вв. Под давлением передовой общественности орден И. был в 1773 распущен. Однако после поражения франц. бурж. революции он был в 1814 восстановлен папой Пием VII. И. приобрели особое значение как ведущий отряд воинств. клерикализма, как гл. "нерв католической церкви". После 2-й мировой войны осн. базой И. сделались США, где сосредоточено ок. 1/3 всех членов ордена. И. проникали в Индию, Китай, Японию, Эфиопию, Лат. Америку, являясь одним из гл. проводников колонизаторской политики. По данным 1961, И. насчитывалось св. 34 тыс. чел. В их руках 1320 газет и журналов, более 30 ун-тов, ок. 500 колледжей и до 8500 школ. И. направляют деятельность мн. массовых орг-ций, являясь одним из наиболее действенных орудий империалистич. реакции. Гл. своей задачей они считают борьбу против коммунизма. И. выступают против прогрессивных сил современности. Они проявляют себя непримиримыми врагами мира, прославляют "священную инквизицию", "благословенное пламя костров", заявляют, что атомная война вполне согласуется с христ. учением и не может считаться безнравственной, т. к. она явится "искуплением первородного греха". И. ведут ожесточенную борьбу против марксизма, объявляя его "устарелым", "несостоятельным" (Веттер, Гундлах и др.) или же пытаясь "приспособить" марксизм к католицизму, извращают и выхолащивают его содержание (Кальвез, Биго, Брокмеллер и др.). И. выступают против рабочего движения, с нападками на страны социалистич. лагеря. Их реакц. деятельность вызывает протест даже среди членов ордена И., свидетельством чего является, напр., выход из ордена профессора папского (Грегорианского) ун-та в Риме А. Тонди, выступившего с разоблачением политики И. Лит.: Самарин Ю. Ф., Иезуиты и их отношение к России, 3 изд., М., 1870; Бемер Г., Иезуиты, пер. с нем., М., 1913; Михневич Д. В., Очерки из истории католической реакции (Иезуиты), 2 изд., М., 1955; Шейнман М. М., Папство, М., 1959; Леонидов ?., О роли иезуитов в политике современного империализма, "Мировая экономика и международные отношения", 1957, Noi 2; Тонди ?., Иезуиты, пер. с итал., М., 1955; его же, Die geheime Macht der J suiten, Lpz.–Jena, [1960]; Monumenta historica Societatis Jesu, a patribus ejusdem Societatis edita, t. 1–72, Mad.–Roma, 1892–1925 (не окончено); Biblioth?que de la Compagnie de J?sus, nouv. ?d., С. Sommervogel, t. 1–11, Brux.–P., 1890–1930; Hoensbroech P. von, 14 Jahre Jesuit, ?l 1–2, 4 Aufl., Lpz., 1911; Becker ?., Die Jesuiten. Gestalt und Geschichte des Ordens, M?nch., 1951. Б. Рамм. Ленинград.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
0.00 байт

Введение в философию Контрреформации: иезуиты и вторая схоластика

Д. В. Шмонин
Читать PDF
0.00 байт

Мораль и казуистика на службе иезуитов

Коротков Владислав Олегович
Данная статья посвящена проблеме морали в системе философско-религиозной догматики ордена иезуитов.
Читать PDF
0.00 байт

2015.04.032. ГАРСИА Б. АРИСТОТЕЛЬ У ИЕЗУИТОВ: ОБЗОР НЕДАВНЕЙ ПУБЛИКАЦИИ. GARSIA B. ARISTOTLE AMONG T

Цибизова И.М.
Читать PDF
0.00 байт

Размышления об иезуитской морали - древней и новой: по поводу недавнего "циркуляра виленского католи

А. А. Бронзов
Читать PDF
0.00 байт

МИФ ОБ ИЕЗУИТАХ В ОТСУТСТВИЕ ИЕЗУИТОВ: РОССИЯ, 1860-Е

Тесля Андрей
Политические мифы о заго-воре (в первую очередь три больших о масонах, иезуитах и евреях) возникают в XIX веке, чтобы затем породить целую серию производных нарративов, например о жидомасонах.

Похожие термины:

  • ИЕЗУИТИЗМ

    иезуитство) - антигуманистическая система моральных принципов, возникающая, как правило, внутри замкнутой группы, касты, организации и служащая сокрытию или оправданию аморальной по содержанию д