ИЕНСКАЯ РОМАНТИЧЕСКАЯ ШКОЛА, ИЕНСКИЙ РОМАНТИЗМ

Найдено 1 определение
ИЕНСКАЯ РОМАНТИЧЕСКАЯ ШКОЛА, ИЕНСКИЙ РОМАНТИЗМ
содружество романтиков, стоявших у истоков романтизма и впервые давших ему теор. обоснование. В доме братьев Ф. (1772— 1829) и А.Шлегелей (1767—1845) в 1796—97 гг. собирались мыслители, объединенные образом мыслей. В И.р.ш. входили: философ Ф.В.Й.Шеллинг, поэт, романист и философ Новалис (наст. имя Г.Харденберг; 1772—1801), писатель Л.Тик (1773— 1853), теолог и философ Ф.Шлейермахер (1768— 1834), физики И.В.Риттер (1776—1810) и А.Л.Хюльзен (1765—1810) и геолог Г.Стеффенс (1773—1845). К И.р.ш. примыкает также творчество В.Г.Вакенродера (1773—98). Особая роль принадлежала женщинам: К.Михаэлис (1763—1809, супруге А.Шлегеля, впоследствии Шеллинга) и Д. Файт (1763—1839, жене Ф.Шлегеля). Печатным органом содружества был журнал «Атеней» (1798—1800). И.р.ш. наиболее полно выразила идеи раннеромантической культуры XIX в.: понимания универсума как хаоса (в отличие от классич. трактовки мира в кач-ве разумной гармонии), как бесконечного преображения и движения. Духовное единство реализовывалось в общении — основе межличностных отношений писателя и читателя. Ф.Шлегель созидает универсум как «симфилософию» (Simphilosophie), «симпоэзию» (Simpoesie), где все сферы знания призваны слиться воедино. Литературоведческие и филос. понятия о природе рассудка, гениальности, акты взаимопроникновения иск-ва и науки широко представлены в «Фантазиях об искусстве» (1799) Вакенродера, «Критических фрагментах» (1797) и «Идеях» (1800) Ф.Шлегеля и «Фрагментах» (1798) Новалиса. Взаимное насыщение касается и лит. родов и жанров; жанр фрагмента мыслился как универсум, бесконечное в малом. Дух и живая одухотворенная природа — мировая душа — через этапы продуцирования движется к совершенным формам. Апофеозом творчества И.р.ш. стала философия иск-ва Шеллинга: натурфилософ познает в ней то, что лишь предчувствуется природой, религ. мыслитель созерцает проявление божеств. вдохновения, гос. деятель совершенствует свой вкус, проявляя мудрость, щедрость и благородство. Все у Шеллинга — иск-во, природа, наука — отображает друг друга. Иск-во — замкнутый живой организм, созданный, в отличие от природы, посредством свободы; философия — сфера духа, постигающая идею целого; история — наука, выявляющая опред. формы целого, возникающие в результате движения времени. Осн. оппозицией становится «бесконечное—конечное». Духовная жизнь как воплощенная бесконечность противопоставляется миру материальных ценностей, устоев, закосневших обычаев. Мир наполнен волшебством, непредсказуемыми ситуациями, объяснение к-рых неподвластно носителям обыденного сознания (комедии Л.Тика «Кот в сапогах», 1797; «Мир наизнанку», 1799). С др. стороны, абсолют остается недосягаемым и для созидающего сознания. Отсюда категория романтической иронии, выведенная Ф.Шлегелем. Ирония иенских романтиков проявляет себя как: 1) непреходящее стремление субъекта к абсолюту с вечным возвращением к осознанию собств. постоянно преодолеваемой ограниченности (ирония любви, ирония жизни); 2) ирония свободы как допустимость свободного балансирования между т.зр. в «хаосе идей»; 3) романтический юмор (Жан-Поль), позволяющий субъекту через смех возвыситься над конечностью мира и над самим собой. Герой иенского романтизма — творец, энтузиаст, странник, совершающий свое путешествие в символич. пространстве. Любая встреча и ситуация, в к-рую он вовлечен, явл. вехой его приближения к недосягаемому абсолюту, выражаемому любовью, знанием, иск-вом (романы Новалиса «Генрих фон Офтердинген», 1799; Тика «Странствия Франца Штернбальда», 1798; повесть Ф.Шлегеля «Люцинда», 1799). Лит: Бент М.И. Немецкая романтическая новелла: генезис, эволюция, типология. Иркутск, 1987; Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. Л., 1983; Ванслов В.В. Эстетика романтизма. М., 1966; Гайм Р. Романтическая школа. Вклад в историю немецкого ума. М., 1891; Гейне Г. Романтическая школа // Собр. соч.: В 10 т. М., 1958. Т. 6; Дмитриев А.С. Проблемы иенского романтизма. М., 1975; Жирмунский В.М. Немецкий романтизм и современная мистика. СПб., 1996; Литературные манифесты западно-европейских романтиков. М., 1980; Мисюров Н.Н. Истинная Церковь немецких романтиков. Омск, 1998; Федоров Ф.П. Романтический художественный мир: пространство и время. Рига, 1988; Шумкова Т.Л. Зарубежная и русская литература XIX века. Романтизм. М., 2002; Шумкова Т.Л. Ирония в русской литературе первой половины ХIX века в свете традиций немецкого романтизма. М., 2007. Т.Л.Шумкова

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь