ИДОМЕНЕЙ
Идоменей
греч.) – критский царь, внук Миноса. Один из женихов Елены и участник Троянской войны, приведший под Трою ополчение из шести городов на 80 кораблях. И. отличился в боях за корабли и вместе с другими героями находился внутри Троянского коня. Согласно одному из мифов во время возвращения из-под Трои И. был застигнут бурей и обещал Посейдону в случае спасения принести ему в жертву первого, кого он встретит на Крите. Этим человеком оказался его сын (вариант: дочь). Жертва оказалась неугодной богам, и они покарали Крит моровой язвой, избавиться от которой критяне могли, только изгнав И. с острова. Согласно римским легендам И. закончил жизнь на юге Италии.
Источник: Мифологический словарь
ИДОМЕНЕЙ
Внук Миноса, царь Крита. Будучи одним из женихов Елены, И. участвует в Троянской войне, возглавляя ополчение шести критских городов, приплывшее на 80 кораблях. Сам И. особенно отличился в бою близ кораблей, принимал участие в погребальных играх в честь Патрокла, а впоследствии в числе других ахейских воинов проник в Трою в чреве деревянного коня. О его дальнейшей судьбе существуют различные версии: либо он благополучно возвратился на Крит, либо был изгнан с родного острова.
Изгнание И. объясняется поразному. Согласно одной версии мифа, И. изгнал Левк, воспитанный в доме И. и соблазнивший его жену Меду. Согласно другой версии мифа, во время морского похода изпод Трои флот И. попал в бурю и И. дал обет Посейдону в случае спасения принести ему в жертву первого, кто выйдет навстречу И. на родине. Этим человеком оказался сын (или дочь) И. Либо И. принес его в жертву, но жертва была неугодной богам, либо жертвоприношение не осуществилось, но так или иначе боги наслали на Крит моровую язву. Избавиться от нее критяне могли, только изгнав И. По этой версии, И. был изгнан и окончил жизнь на юге Италии – в Калабрии, где воздвиг храм Афине.
Источник: Словарь греческой мифологии
Идоменей
В древнегреческой мифологии Идоменей (Ίδομενεύς) – критский царь, внук Миноса, сын Девкалиона. Будучи одним из числа 80 женихов Елены – Идоменей принял, в силу заключенного между женихами условия, участие в Троянской войне. В Илиаде он, с своим спутником Мерионом, упоминается весьма часто, как один из царей, принимающих наиболее живое участие в битвах и выше всех других почитаемый Агамемноном. Разъединительной критике (в особенности «Christ. Iliadis carmina sejuncta emendata» (Лейпц., 1884) удалось довольно убедительно показать, что Идоменей фигурирует в местах, вставленных в поэму сравнительно поздно и что древняя Илиада не знала Идоменея. По «Одиссее» (III, 191) Идоменей счастливо возвратился домой, по более поздним источникам, – он блуждал, изгнанный с острова моровой язвой, постигшей его за то, что он принес богам в жертву собственного сына. Эти поздние сказания приводят Идоменея в Калабрию, в землю Саллентинскую, где он строит храм Афины, и затем в Колофон, где он доживает свою старость близ святилища Аполлона Кларосского. Там на горе Керкафе показывали и его могилу. Но критяне уверяли, что Идоменей умер на их острове и тоже показывали его могилу.
По Р. Грейвзу жена Идоменея Меда во время его отсутствия взяла себе в любовники некоего Левка, но тот вскоре изгнал ее из дворца вместе с дочерью Идоменея Клисифирой и убил их в храме, где они пытались найти убежище. После этих событий Левк убедил десять городов уйти из-под власти своего законного царя, а сам захватил трон. Захваченный бурей на пути на Крит, Идоменей поклялся принести в жертву Посейдону первого встречного. Этим встречным оказался его собственный сын или, как говорят некоторые, одна из его дочерей. Когда он уже готовился выполнить свое обещание, на страну напал мор и жертвоприношение было отложено. У Левка теперь появился хороший предлог, чтобы изгнать Идоменея, и тот переселился в Салентинскую область Калабрии, где и прожил до самой смерти.
Еще одну историю про Идоменея рассказывает эретриец Афинодор в 8-й главе своих «Записок»:
«Фетида и Медея в Фессалии вели спор о том, кто красивее, а судьею выбрали Идоменея. Тот присудил победу Фетиде, а разгневанная Медея сказала, что критяне навеки пребудут лжецами, и Идоменею предрекла, что, солгав как третейский судья, он больше никогда не произнесет правдивого слова. Вот почему критян зовут лжецами».
По Р. Грейвзу жена Идоменея Меда во время его отсутствия взяла себе в любовники некоего Левка, но тот вскоре изгнал ее из дворца вместе с дочерью Идоменея Клисифирой и убил их в храме, где они пытались найти убежище. После этих событий Левк убедил десять городов уйти из-под власти своего законного царя, а сам захватил трон. Захваченный бурей на пути на Крит, Идоменей поклялся принести в жертву Посейдону первого встречного. Этим встречным оказался его собственный сын или, как говорят некоторые, одна из его дочерей. Когда он уже готовился выполнить свое обещание, на страну напал мор и жертвоприношение было отложено. У Левка теперь появился хороший предлог, чтобы изгнать Идоменея, и тот переселился в Салентинскую область Калабрии, где и прожил до самой смерти.
Еще одну историю про Идоменея рассказывает эретриец Афинодор в 8-й главе своих «Записок»:
«Фетида и Медея в Фессалии вели спор о том, кто красивее, а судьею выбрали Идоменея. Тот присудил победу Фетиде, а разгневанная Медея сказала, что критяне навеки пребудут лжецами, и Идоменею предрекла, что, солгав как третейский судья, он больше никогда не произнесет правдивого слова. Вот почему критян зовут лжецами».
Источник: Энциклопедия классической греко-римской мифологии. 2015 г.