(Idolatry).
Поклонение идолам или божеству, к-рое в том или ином образе олицетворяет идол. Идолопоклонство как форма религиозной практики было обычным в эпохи ВЗ и НЗ. Благодаря археологическим открытиям и свидетельствам письменных источников нам известно, что оно существовало в Месопотамии, СирииПалестине, Египте и Римской империи.
Одна из наиболее характерных черт еврейской религии периода ВЗ отсутствие идолопоклонства, к-рое находилось под запретом. Как показывают археологические исследования, в основном этот запрет соблюдался.
В эпоху ВЗ у древних народов были распространены две формы идолопоклонства. В еврейской религии на обе был наложен запрет: (1) первая из Десяти заповедей запрещала поклоняться иным богам, к-ром е Господа (Исх 20:3), отвергая идолопоклоннические религии соседних народов; (2) вторая заповедь запрещала поклоняться Богу Израиля в виде изображения или идола (Исх 20:46).
Для теологии Израиля решающее значение имел второй из этих запретов. Поклоняясь Богу в форме идола, человек приравнял бы БогаТворца к материальной субстанции творения (т.е. к веществу, из крого идол сделан) и тем самым лишил основы понятие трансцендентного Бога, сотворившего мир. Тем, кто ему поклонялся, идол внушал ощущение физической близости божества и, вероятно, представление о том, что люди могут использовать в своих целях божественную силу. Еврейская религия представляла Бога и имманентным, но имманентность Его не выражалась в физической или осязаемой форме она составляла сущность веры и живого опыта.
Невзирая на запрещение идолопоклонства, оно оставалось главным искушением на протяжении всей истории Израиля, время от времени проявляясь либо в поклонении ложным богам через их идолов, либо в том, что поклонение единому истинному Богу отождествлялось с той или иной формой идолослужения. Поэтому обличение идолопоклонства во всех его видах постоянно и в законе, и у пророков (Втор 7:2526; 29:1617;Ис 40:1823).
В н. з. эпоху, когда по всей Римской империи были распространены различные формы идолопоклонства, ранняя христианская Церковь упорно ему сопротивлялась. Ап. Павел считал идолослужение проявлением безумия (Рим 1:2223) и видел в нем извращенную форму религии. Однако писатели НЗ использовали понятие идолопоклонства и в метафорическом смысле, называя так корыстолюбие (Еф 5:5; Кол 3:5); оно "идол", когда становится непосредственной целью всех помыслов и предметом "поклонения", заменяя поклонение Богу.
На протяжении всей своей истории Церковь, опираясь на Св. Писание, обличала идолопоклонство в строгом смысле слова. Однако гораздо чаще неослабевающая угроза идолослужения изображалась в НЗ метафорически как "поклонение" (т.е. полная самоотдача) тому, что зримо, осязаемо и может быть объектом вожделения. Это полностью противоположно поклонению незримой духовной сущности, Богу.
P.C.craigie(nep.B.P.) Библиография: О. Barfield,Saving the Appearances: A Study of Idolatry; P. C. Craigie,The Book of Deuteronomy; R. de Vaux, Ancient Israel.