ИДЕОЛОГИЯ И НАУКА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

НАУКА И ИДЕОЛОГИЯ
это словосочетание указывает на возможность взаимовлияния этих двух составляющих жизни современного общества. Термин «идеология» был введен в XVIII в. французским философом и экономистом А. Л . К . Дестют де Траси. Под идеологией он понимал учение об идеях, их происхождении и истинности, которое дает возможность установить твердые основы для политики, этики и т. д. В ее задачи входило установление ложности религиозных, философских и политических идей. Позднее идеологию стали рассматривать как совокупность ложных представлений о действительности. Идеология – понятие, которым традиционно обозначают совокупность идей, теорий, взглядов, политических лозунгов, программных документов партий, философских концепций, посредством которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу. При этом эти идеи отражают основные интересы различных социальных групп.
Оставляя в стороне представления об идеологии как о совокупности «ложных взглядов», можно рассматривать идеологию как самостоятельный тип знания. Разработка понятия идеологии как типа знания представлена в работе К. Манхейма «Идеология и утопия» (1929). В послевоенном периоде существенную роль в развитии этого подхода сыграла работа X. Арендт «Истоки тоталитаризма». По ее мнению, «когда частное определение реальности соединяется с конкретным властным интересом, его можно назвать идеологией». Идеологии создают для своих приверженцев не только политическую, но и коллективно признанную социальную реальность. При этом, как правило, частные интересы выдаются за всеобщие. Поэтому в идеологии раскрывается отношение людей к действительности и друг к другу, дается интерпретация социальных проблем и конфликтов, включая цели и программы социальной деятельности. Идеологии играют особенно важную роль в формировании образа прошлого. В этом можно отметить их сходство с наукой, которая создает «картины мира». Идеологическое знание включает оценочный подход к социальной реальности, интерпретацию роли тех или иных политических сил и движений, конструирование «правильной» (для определенной социальной группы) картины социальной реальности. Современная философия (С. Жижек и др.), отказавшись от понимания идеологии как ложного и иллюзорного знания, рассматривает идеологию как особый механизм воспроизводства действительности. Сравнивая науку и идеологию, можно выявить несколько существенных различий.
Во-первых, для идеологии чаще всего характерно отсутствие четкого рационального обоснования ее основополагающих утверждений, а наука постоянно заботится о верификации собственных утверждений (научное суждение основывается на теории или опыте и вводится после многократной проверки). Во-вторых, идеология нетерпима к существованию других точек зрения, особенно противоположных (иное мнение либо подчиняется, либо отвергается), а наука не может отвергнуть того, что противоречит той или иной теории, включив альтернативный подход в свои объяснительные схемы. В-третьих, необходимо отметить «нефальсифицируемость» идеологии, поскольку идеологические принципы неуязвимы для фактов и рациональных аргументов, которые могли бы опровергнуть их.
Что касается науки, то многие ученые считают «фальсифицируемость» отличительной чертой научного знания. Идеология выступает основой политических технологий по манипулированию общественным сознанием. И в то же время, идеология как программа действий необходима для полноценного существования общества. В связи с тем что наука является одним из приоритетных направлений в деятельности государства (власть объективно заинтересована в фундаментальных исследованиях, поскольку они не только дополнительный источник информации для власти, но и решающее средство продвижения общества), она испытывает огромное влияние со стороны господствующей идеологии. Ко всему прочему наука не может обойтись без помощи общества и государства. И тогда она может превратиться в инструмент идеологии.
Сконструированные наукой, «картины мира» могут корректироваться доминирующей идеологией. При этом идеология способна задавать приоритетные направления научных исследований, поощряя одни, запрещая другие (как это было в случае с генетикой в СССР). Влиянию идеологии подвержено также сознание ученых как членов определенной общности. Идеология задает идеальный образ ученого, определяя тем самым нормы, стандарты и ценности. Сама наука не всегда может освободиться от влияния идеологии, понять, насколько вредно или полезно это влияние. Только философия науки может осмыслить эту проблему. А. В . Колмакова

Источник: История философии науки и техники.

ИДЕОЛОГИЯ И НАУКА
находятся в постоянном взаимодействии и оказывают огромное влияние друг на друга. Религиозная идеология получила свое развитие раньше др. видов идеологии и долгое время господствовала в обществе. Однако уже в религиозной среде начались разногласия и борьба различных направлений за господство в обществе. Как известно, в религии, напр., христианстве, имеются различные направления: католики, лютеране, протестанты, ортодоксы и между ними велась, как свидетельствуют исторические источники, ожесточенная борьба. С появлением философии, а затем с выделением из нее др. наук, противоречия и борьба между различными идеологиями обострилась. В средние века в обществе господствовала религиозная идеология и представления об абсолютной неизменяемости природы, о вечном и рациональном создании всего сущего Творцом. Под влиянием религиозных идей велись жестокие битвы с новой научной идеологией. Напр., Кальвин сжег испанского мыслителя и врача М. Сервета (1511– 1553 гг.). когда тот вплотную подошел к открытию кровообращения и при этом заставил жарить его живым два часа, т.к. протестанты преследовали свободное изучение природы. Католики, а именно служба инквизиции, сожгла Д. Бруно (1473–1543 гг.), который развивал научно обоснованную гелиоцентрическую теорию Н. Коперника, а не придерживался основанной на догадках геоцентрической системы мира. Отсюда можно сделать вывод, что идеология может быть истинным или ложным отражением действительности, научной или ненаучной. Соотношение науки и идеологии очень важно, т.к. именно в сфере идеологии различные классы формулируют цели и задачи своей борьбы. Вне анализа отношения науки и идеологии нельзя осмыслить место и роль науки в обществе, т.к. существуют различные толкования роли современной науки: 1) признание ее всемогущества и утверждение о ее бессилии в решении человеческих проблем; 2) ее оптимистическое восприятие как средства на пути к осуществлению гуманистических идеалов и, напротив, ее пессимистическая трактовка как виновницы «трагического краха разума».
Отражение действительности в общественном сознании идет через науку. Наука дает знания, необходимые для обеспечения практической деятельности человека. Но отражение действительности в общественном сознании всегда имеет и идеологический аспект. Идеология служит сохранению, закреплению, или, напротив, изменению данного общественного устройства, т.к. она есть система взглядов и идей, отражающих общественное бытие через призму общественных интересов.
Идеология создает ту духовную атмосферу общества, в которой развивается наука. В истории общества можно наблюдать как взаимное переплетение науки и идеологии, так и конфликты – скрытые или явные. Трудности подведения под современную науку адекватной ей философско-мировоззренческой и методологической базы, трудности, выявившиеся в ходе революции естествознания XX в., в значительной мере определяются стойким влиянием идеологических установок, которые нередко бессознательно впитываются учеными. Влияние философских установок на работу естествоиспытателя – это весьма тонкий и сложный процесс, который идет по разным каналам. В одних случаях влияние сказывается уже в отборе проблем, материала и выводах. В других – в философской интерпретации уже созданной теории. История науки знает бесчисленное множество примеров и того, и другого характера. Противопоставление науки и идеологии исходит из теоретического положения, согласно которому идеологические системы взглядов, функционально соответствующие классовым интересам, не могут содержать элементы знания, адекватные действительности.
Противоположным полюсом по отношению к течениям, которые традиционно усматривают гарантию научности теории – в том числе и в области общественных наук – в познании, освобожденном от ценностных суждений, от человеческих интересов и идеалов, являются концепции, согласно которым любая наука представляет собой только форму идеологического истолкования мира. В современном обществе наука служит источником новых идеологических взглядов. Прежде всего, общественные науки, т.к. они образуют идейную основу ясного понимания социальной и политической ориентации развития общества.
Идеологическая компонента незримо присутствует практически во всякой деятельности научного характера. Идеология – это своего рода оболочка, воздействующая на научное знание и его воплощение, причем как в прямой, так и в косвенной форме. Может показаться, что идеология – это фильтр и вместе с тем призма на пути от научной мысли к ее конечному воплощению, но такая трактовка несколько ограниченна, т.к. идеология может выступать и как предпосылка идеи, и как ее трансформатор даже на стадии мысли, что наглядно видно из данного исследования. Идеология, имеющая теоретическую природу, но практическое происхождение и практическое же предназначение, оказывается едва ли не единственной доступной в современной культуре формой воссоединения теории и практики. Идеология, как говорят некоторые исследователи, позволяет обществу абсолютизировать собственную относительность: теоретическая окончательность покрывает практическую незавершенность. В современном постиндустриальном обществе, наука, окончательно превратившись в производительную силу, несет на себе полное бремя ответственности за человеческое будущее, ведь, как известно, уже в 50-х гг. ХХ в. созданы технологии, с помощью которых в одночасье можно изменить структуру жизни на нашей планете.
Идеология в сложившихся условиях просто обязана направлять науку в русло, в котором она будет приносить выгоды как всему человечеству, так и каждому индивиду в отдельности. И хотя некоторые исследователи полагают, что в новом веке влияние идеологических факторов в мировом развитии, которое, несомненно, базируется на науке, будет постепенно ослабевать, произойдет «деидеологизация», а решающими факторами могут стать, к примеру, культурологический и цивилизационный, но этот постулат представляется несколько опрометчивым, потому что как бы ни развивались социальные отношения в мире, в регионах, в отдельных странах, они всегда будут иметь идеологическую окраску. Более того, учитывая серьезные геополитические сдвиги в мире на рубеже веков, можно предположить, что роль идеологии, ее различных форм будет неуклонно возрастать. В свою очередь, в построении идеологий зачастую важнейшую роль, как прямо, так и косвенным образом, играет наука.

Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.



Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
187.94 кб

История: наука или идеология?

Бельков Олег Алексеевич
Статья представляет собой отклик на журнальную публикацию С.Ф. Черняховского «О целях и задачах исторического исследования». Отталкиваясь от сформулированных в ней положений, автор рассуждает о том, зачем и как «писать историю».
Читать PDF
9.81 мб

Наука и идеология солидарности

Самарская Елена
В статье рассматривается становление социологии как науки (вторая половина XIX начало ХХ вв.) и её влияние на идеологические структуры в обществе. Статья содержит полемику с К.
Читать PDF
323.04 кб

ИДЕОЛОГИЯ, СОЦИАЛЬНАЯ НАУКА И РЕВОЛЮЦИЯ

Макинтайр Аласдер
Насколько идеология определяет те или иные поступки обычного человека и социального ученого? Насколько действия революционера определяются теми идеологическими постулатами, которые он, казалось бы, стремится претворить в жизнь?
Читать PDF
185.52 кб

Теории постиндустриального общества: Наука или идеология?

Никифорова Лариса Викторовна
Рассматриваются две волны теории постиндустриального общества. Утверждается, что первая (К. Поланьи, Дж. Гэлбрэйт, Дж.
Читать PDF
253.61 кб

Идеологические установки и Советская наука в 1920-1930-е гг

Баранец Наталья Григорьевна, Веревкин Андрей Борисович, Ершова Оксана Владимировна, Горшкова Анастасия Владимировна
В статье анализируется «идеологический заказ» советской власти науке. Описываются типы исследований научной деятельности в 1920-1930-е гг. Авторы оценивают мотивы создания журнала «Социалистическая реконструкция и наука».
Читать PDF
270.90 кб

Сталинизм и историческая наука (1920-1930-е гг): идеологизация методологии

Осьмачко Сергей Григорьевич
В статье рассмотрено влияние сталинизма советской общественно-политической системы и идеологической конструкции на развитие исторической науки.
Читать PDF
177.80 кб

Разработка стратегий социально-экономического развития: наука против идеологии

Полтерович Виктор Меерович
Стратегии социально-экономического развития в «догоняющих» странах разрабатываются на основе доминирующих в обществе идеологий и, как правило, терпят неудачу.
Читать PDF
400.25 кб

Историческая наука в социально-политическом и идеологическом контекстах советской и постсоветской эп

Беленький Иосиф Львович
Читать PDF
482.86 кб

Историческая наука в социально-политическом и идеологическом контекстах советской и постсоветской эп

Беленький Иосиф Львович
Читать PDF
1.12 мб

Историческая наука в социально-политическом и идеологическом контексте советской и постсоветской эпо

Беленький Иосиф Львович
Читать PDF
92.35 кб

2003. 03. 029. Лэтем М. Модернизация как идеология: американская социальная Наука и «Создание нации»

Валюженич А. В.
Читать PDF
249.25 кб

Историческое образование и историческая наука в Сибири под давлением идеологических кампаний послево

Хаминов Дмитрий Викторович
На основе ранее неизвестных архивных документов в статье впервые проанализированы ход и итоги идеологических кампаний «послевоенного сталинизма» в историческом образовании и исторической науке на примере Сибири.
Читать PDF
5.69 мб

Шахнович М. М. , Чумакова Т. В. Идеология и наука. Изучение религии в эпоху культурной революции в С

Киселев Олег Сергеевич
Читать PDF
181.93 кб

2006. 02. 014. Эдвардс Д. Бессознательные влияния на рассуждения о сознании: идеология, наука об осо

Бурмистров С. Е., Хлебников Г. В., Яковлев В. А.
Читать PDF
259.64 кб

Техника и наука как «Идеология»: через 40 лет на русском языке Хабермас Ю. Техника и наука как «Идео

Фархатдинов Наиль
В рецензии на русский перевод книги Ю.