ИДЕОЛОГИЯ И НАУКА

Найдено 1 определение
ИДЕОЛОГИЯ И НАУКА
находятся в постоянном взаимодействии и оказывают огромное влияние друг на друга. Религиозная идеология получила свое развитие раньше др. видов идеологии и долгое время господствовала в обществе. Однако уже в религиозной среде начались разногласия и борьба различных направлений за господство в обществе. Как известно, в религии, напр., христианстве, имеются различные направления: католики, лютеране, протестанты, ортодоксы и между ними велась, как свидетельствуют исторические источники, ожесточенная борьба. С появлением философии, а затем с выделением из нее др. наук, противоречия и борьба между различными идеологиями обострилась. В средние века в обществе господствовала религиозная идеология и представления об абсолютной неизменяемости природы, о вечном и рациональном создании всего сущего Творцом. Под влиянием религиозных идей велись жестокие битвы с новой научной идеологией. Напр., Кальвин сжег испанского мыслителя и врача М. Сервета (1511– 1553 гг.). когда тот вплотную подошел к открытию кровообращения и при этом заставил жарить его живым два часа, т.к. протестанты преследовали свободное изучение природы. Католики, а именно служба инквизиции, сожгла Д. Бруно (1473–1543 гг.), который развивал научно обоснованную гелиоцентрическую теорию Н. Коперника, а не придерживался основанной на догадках геоцентрической системы мира. Отсюда можно сделать вывод, что идеология может быть истинным или ложным отражением действительности, научной или ненаучной. Соотношение науки и идеологии очень важно, т.к. именно в сфере идеологии различные классы формулируют цели и задачи своей борьбы. Вне анализа отношения науки и идеологии нельзя осмыслить место и роль науки в обществе, т.к. существуют различные толкования роли современной науки: 1) признание ее всемогущества и утверждение о ее бессилии в решении человеческих проблем; 2) ее оптимистическое восприятие как средства на пути к осуществлению гуманистических идеалов и, напротив, ее пессимистическая трактовка как виновницы «трагического краха разума».
Отражение действительности в общественном сознании идет через науку. Наука дает знания, необходимые для обеспечения практической деятельности человека. Но отражение действительности в общественном сознании всегда имеет и идеологический аспект. Идеология служит сохранению, закреплению, или, напротив, изменению данного общественного устройства, т.к. она есть система взглядов и идей, отражающих общественное бытие через призму общественных интересов.
Идеология создает ту духовную атмосферу общества, в которой развивается наука. В истории общества можно наблюдать как взаимное переплетение науки и идеологии, так и конфликты – скрытые или явные. Трудности подведения под современную науку адекватной ей философско-мировоззренческой и методологической базы, трудности, выявившиеся в ходе революции естествознания XX в., в значительной мере определяются стойким влиянием идеологических установок, которые нередко бессознательно впитываются учеными. Влияние философских установок на работу естествоиспытателя – это весьма тонкий и сложный процесс, который идет по разным каналам. В одних случаях влияние сказывается уже в отборе проблем, материала и выводах. В других – в философской интерпретации уже созданной теории. История науки знает бесчисленное множество примеров и того, и другого характера. Противопоставление науки и идеологии исходит из теоретического положения, согласно которому идеологические системы взглядов, функционально соответствующие классовым интересам, не могут содержать элементы знания, адекватные действительности.
Противоположным полюсом по отношению к течениям, которые традиционно усматривают гарантию научности теории – в том числе и в области общественных наук – в познании, освобожденном от ценностных суждений, от человеческих интересов и идеалов, являются концепции, согласно которым любая наука представляет собой только форму идеологического истолкования мира. В современном обществе наука служит источником новых идеологических взглядов. Прежде всего, общественные науки, т.к. они образуют идейную основу ясного понимания социальной и политической ориентации развития общества.
Идеологическая компонента незримо присутствует практически во всякой деятельности научного характера. Идеология – это своего рода оболочка, воздействующая на научное знание и его воплощение, причем как в прямой, так и в косвенной форме. Может показаться, что идеология – это фильтр и вместе с тем призма на пути от научной мысли к ее конечному воплощению, но такая трактовка несколько ограниченна, т.к. идеология может выступать и как предпосылка идеи, и как ее трансформатор даже на стадии мысли, что наглядно видно из данного исследования. Идеология, имеющая теоретическую природу, но практическое происхождение и практическое же предназначение, оказывается едва ли не единственной доступной в современной культуре формой воссоединения теории и практики. Идеология, как говорят некоторые исследователи, позволяет обществу абсолютизировать собственную относительность: теоретическая окончательность покрывает практическую незавершенность. В современном постиндустриальном обществе, наука, окончательно превратившись в производительную силу, несет на себе полное бремя ответственности за человеческое будущее, ведь, как известно, уже в 50-х гг. ХХ в. созданы технологии, с помощью которых в одночасье можно изменить структуру жизни на нашей планете.
Идеология в сложившихся условиях просто обязана направлять науку в русло, в котором она будет приносить выгоды как всему человечеству, так и каждому индивиду в отдельности. И хотя некоторые исследователи полагают, что в новом веке влияние идеологических факторов в мировом развитии, которое, несомненно, базируется на науке, будет постепенно ослабевать, произойдет «деидеологизация», а решающими факторами могут стать, к примеру, культурологический и цивилизационный, но этот постулат представляется несколько опрометчивым, потому что как бы ни развивались социальные отношения в мире, в регионах, в отдельных странах, они всегда будут иметь идеологическую окраску. Более того, учитывая серьезные геополитические сдвиги в мире на рубеже веков, можно предположить, что роль идеологии, ее различных форм будет неуклонно возрастать. В свою очередь, в построении идеологий зачастую важнейшую роль, как прямо, так и косвенным образом, играет наука.

Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.