как и сам термин (от англ. boot strap – ремешок, шнурок для ботинка), появился в 1960–х годах в работах американского физика Джеффри Чу по описанию квантовых эффектов при рассеянии частиц. Для определения вероятностей таких эффектов в математическом формализме существует метод построения т. н. S–матрицы или матрицы рассеяния, элементы которой характеризуют степени вероятности перехода ансамбля частиц из некоторого начального в некоторое конечное состояние. При этом ансамбль частиц рассматривался Дж. Чу, как система, имеющая внутреннюю взаимосвязанную целостность, не позволяющую выделить отдельную частицу как объект, существующий вне ансамбля. Этот подход представлял квантовые объекты в виде неких достаточно сложных самоорганизующихся систем, где все части взаимосвязаны, «зашнурованы» друг с другом таким образом, что можно говорить о их взаимном порождении.
Соответственно, ни одна из них не может быть определена как фундаментальная по отношению к другой. Такая картина физической реальности принципиальным образом отличалась не только от классических представлений, постулирующих изолированность, «локальность» объектов, но и от представлений постклассической физики, занятой поиском все более элементарных фундаментальных частиц. В более общем виде концепция Бутстрапа представляет физическую реальность как мир, в котором системная целостность, внутренняя неразделимость элементов является его онтологической сутью. Похожую концепцию отстаивал еще один американский физик Генри Стапп, делавший акцент на нелокальности и принципиально вероятностном характере квантового мира. Особое внимание теория Г. Стаппа уделяет несиловым взаимодействиям, обнаруженным в ходе развития квантовой механики, связанным с такими необычными эффектами, как квантовая запутанность. На основе его концепции появляется такая картина физической реальности, в которой все элементы системы взаимно согласованы, а структура и подструктуры коррелированы. При таком подходе ансамбли частиц выступают в виде самоорганизующихся систем. Именно поэтому данный подход получил название квантового дарвинизма. Концепции Дж. Чу и Г. Стаппа хоть и не получили всеобщего признания и развития, в силу существенных внутренних противоречий, но совместно с исследованиями Д. Бома и В. Хили оказали заметное влияние на становление концепции холизма как подхода диаметрально противоположного методологии элементаризма. В отличие от элементаризма, полагающего что свойства систем исчерпывающе описываются свойствами составляющих их элементов, холизм постулирует нередуцируемость свойств целого к свойствам элементов. В этом плане идея Бутстрапа созвучна с холизмом; и обе эти концепции используются в философском осмыслении современных физических представлений, выходя за пределы собственно квантовой теории. Предлагаемый образ мироздания, как скоррелированной иерархии порядков, образованных динамически взаимодействующими и онтологически взаимосвязанными структурами, стал достаточно эффективной моделью для исследовательских работ по динамике неравновесных систем (И. Пригожин) и созданию т. н. синергетической парадигмы – направления в естествознании, рассматривающего любые явления с позиции эволюции самоорганизующихся систем. Идея Бутстрапа в философском ее понимании положила начало новому этапу в развитии науки, получившему название постнеклассической науки. И. В. Самойлов