моральное качество, характеризующее одну из важнейших сторон нравственного самосознания и жизнедеятельности личности; означает приверженность человека определенной идее. исходя из к-рой он совершает свои поступки и служений к-рой посвящает свою жизнь. Объективно И. выражается в общей целенаправленности действий человека. Характер жизненных целей, их соотношение с объективными потребностями исторического развития и интересами людей определяют содержание и социальное значение И. Субъективно И. проявляется в осмысленности действий и всей жизни человека, в его глубокой убежденности в правоте и конечном торжестве осуществляемого дела, в способности видеть общую перспективу за теми конкретными и частными задачами. к-рые ему повседневно приходится решать. История показывает, что И.-отличительное качество борцов за социальную справедливость, посвятивших свою жизнь освобождению угнетенных народов и классов. Лишь приверженность прогрессивным, и особенно революционным, идеалам, отвечающим объективным законам истории, позволяет человеку подняться до подлинной И. Такая И. связана, как правило, с оптимистической верой в лучшее будущее человечества (Оптимизм), с гуманизмом и самыми возвышенными устремлениями, способствует развитию в людях др. высоких моральных качеств - героизма, благородства, самопожертвования. И наоборот, приверженность реакционным идеям, интересам классов, уходящих в прошлое, в конечном счете ведет к безыдейности. Беспринципность и использование преступных средств в политике, лицемерие и цинизм в государственной деятельности, догматизм и нигилизм в идеологии, страх перед будущим и утрата веры в человека - таковы проявления безыдейности. Высшей исторической формой И. является коммунистическая идейность, связанная с самыми передовыми и гуманными идеалами, воплотившими в себе многовековые чаяния трудящихся, основанная на научном понимании законов истории. Ее формирование - одна из важнейших сторон процесса коммунистического воспитания. Мерилом успехов в воспитательной работе являются конкретные дела. Ведь коммунистическая идейность представляет собой сплав знаний, убеждения и практического действия. Безыдейный человек легко превращается в обывателя. На почве безыдейности произрастают пошлость, мещанство, бюрократизм, политическая близорукость, косность. Высокая степень И., наоборот, позволяет человеку стать подлинно принципиальным и активным борцом за осуществление светлых идеалов, новатором, творцом и преобразователем жизни. Вот почему высокая И. - одно из требований коммунистической нравственности.
ИДЕЙНОСТЬ
ИДЕЙНОСТЬ
Источник: Словарь по этике
ИДЕЙНОСТЬ
приверженность к определ. целостной системе идей и соответствующему ей социальному, нравственному и эстетич. идеалу; последоват. верность им в теории и на практике. Одно только знание теории, если оно не превратилось в убежденность, а также одно только практич. принятие определ. жизненных правил, требований и лозунгов, если оно не основано на сознат. усвоении идейного содержания, еще не составляют И. Идейность есть внутр. единство того и другого, осн. на единстве духовного смысла идеи, взятой в развитии, и практич., конкретно-историч. претворения ее. Такое единство невозможно у идеологий и социальных сил, противостоящих историч. прогрессу. Поэтому в каждую эпоху подлинная И. есть И. передовая, означающая духовную ориентацию и осмысленность всей жизни личности, к-рая сознательно выбрала приверженность прогрессивным силам своей эпохи (группе, классу, партии).
И. проявляется во всех сферах обществ. жизни. Она противоположна безыдейности - безразличию к духовному смыслу обществ. поступков и событий, отказу от ответственности за решение социально-нравств. проблем, пронизывающих собою все действит. отношения человека к др. людям. И. противостоит замыканию внутри огранич. интересов - бытовых, утилитарных, технических, местных, групповых и т. п.- и любому оправданию этой мещанской, обыват. идеологии, индивидуалистич. отгораживанию от реальных проблем, а также практицизму, к-рый маскируется формальной приверженностью к И. и выхолащивает ее. И. противоположна той идеологич. порабощен., к-рая свойственна классово антагонистич. обществам и к-рая выражается в слепой вере, в некритич. принятии навязанных и внушенных идей господств. эксплуататорского класса. В историч. борьбе сил прогресса против реакции, созидания против разрушения, освобождения против порабощения и эксплуатации, в борьбе за социализм и коммунизм И. всегда была неотделима от партийности.
Теоретич. содержание И. развивается у участников событий в самом ходе историч. действия. И. передовых сил всегда противостоит как идеологич. догматизму и доктринерству, так и антиинтеллектуализму реакц. и консервативных классов и групп. Догматизму И. чужда потому, что он ставит готовые схемы и формулы выше жизни, ныше процесса познания истины, рассматривая саму действительность как нечто подчиненное соблюдению буквы доктрины и превращая свои положения в магич. заклинания, в идеологич. ритуал. Антиинтеллектуализм враждебен И. потому, что он принижает и затемняет разум, парализует самостоятельность и критичность мысли, служит эмоциональному внушению, насаждает фанатизм, вызывает темные и разрушит. инстинкты и массовые психозы (крестовые походы, расовые конфликты и т. п.). Напротив, развитие И. неотделимо от прогресса разумного познания и нравств. культуры.
Коммунистич. И. является исторически высшей формой И. Она требует строгого единства теоретич. убеждений и практич. их реализации, совпадения слова и дела. Она неразрывно слита с коммунистич. партийностью, с борьбой за коммунистич. идеал. Это - ориентация, опирающаяся не на стихию, не на иррациональную волю и скрытые интересы, а только на истинное понимание объективной сути дела. Для того чтобы стоять на позиции коммунистич. И., нужна полнота убежденности, вырастающая из разумного отношения к действительности в ее целостности и перспективах, нужно глубокое знание последовательно научной, марксистско-ленинской теории и мужество трезвой мысли. Это предполагает высокую эстетич. и нравств. культуру. Быть идейным по-коммунистически - значит владеть диалектикой действит. прогресса, жить его проблемами, находиться в творч. движении, быть открытым всему новому. Знание принципов и последоват. убежденность помогают наиболее ясному и смелому видению конкретных путей и движущих сил прогресса. Коммунистич. И. требует от личности, с одной стороны, строгого подчинения каждого поступка и всей своей жизни соответствующим идеям, а с другой - предполагает ответственность за верность самих идей, заботу об их непрестанном развитии и творческом обновлении. Идейная принципиальность выдерживается не вопреки диалектике жизни, а благодаря овладению ею и воспроизведению ее принципов в самой жизни.
Коммунистич. И. противостоит безыдейности, к-рая открыто проповедует отречение от И., от целостности мировоззренч. принципов (технич. сциентизм, деидеологизация), а равно и скрытой безыдейности, к-рая «принимает» И. без ее живого духа, без ее творч. характера. Попытки спрятаться от проблем, отказ от ответственности за их решение, от самостоятельности в мысли и действии ведут к субъективистской и догматич. лжеидейности, к культу буквы, умерщвляющему дух идей, подмене И. прямолинейностью, нетерпимостью к творчеству, фанатизмом. Успешно преодолевать безыдейность можно только ведя борьбу против всех ее форм. В. И. Ленин направлял критику безыдейности как против отрицания великой нравств. силы революц. идей экономич. материализмом (см. ПСС, т. 34, с. 332), так и против субъективизма, спекулирующего на «удобных ситуациях».
В науке И. означает выход за рамки узкого профессионализма, органич. соединение спец. знаний с мировоззренч. проблемами, контроль за нравств. значением науч. познания. Коммунистич. И. ориентирует ученого на последоват. принципиальность, утверждая мужество в искании истины, гражданственность, партийность.
В иск-ве и лит-ре И.- критерий оценки художеств. произведений, в к-ром выражены социальная значимость его проблематики и художеств. идеи. Вместе с тем подлинная И. органически присуща содержанию произведения. И. противостоит безыдейным тенденциям формализма, декадентства, теории «искусства для искусства», натурализма. Быть идейным в иск-ве - значит также активно осуществлять его воспитат. роль.
Формирование И.- одна из важнейших сторон коммунистич. воспитания. Без И. не может быть всесторонне и целостно развитой личности.
И. проявляется во всех сферах обществ. жизни. Она противоположна безыдейности - безразличию к духовному смыслу обществ. поступков и событий, отказу от ответственности за решение социально-нравств. проблем, пронизывающих собою все действит. отношения человека к др. людям. И. противостоит замыканию внутри огранич. интересов - бытовых, утилитарных, технических, местных, групповых и т. п.- и любому оправданию этой мещанской, обыват. идеологии, индивидуалистич. отгораживанию от реальных проблем, а также практицизму, к-рый маскируется формальной приверженностью к И. и выхолащивает ее. И. противоположна той идеологич. порабощен., к-рая свойственна классово антагонистич. обществам и к-рая выражается в слепой вере, в некритич. принятии навязанных и внушенных идей господств. эксплуататорского класса. В историч. борьбе сил прогресса против реакции, созидания против разрушения, освобождения против порабощения и эксплуатации, в борьбе за социализм и коммунизм И. всегда была неотделима от партийности.
Теоретич. содержание И. развивается у участников событий в самом ходе историч. действия. И. передовых сил всегда противостоит как идеологич. догматизму и доктринерству, так и антиинтеллектуализму реакц. и консервативных классов и групп. Догматизму И. чужда потому, что он ставит готовые схемы и формулы выше жизни, ныше процесса познания истины, рассматривая саму действительность как нечто подчиненное соблюдению буквы доктрины и превращая свои положения в магич. заклинания, в идеологич. ритуал. Антиинтеллектуализм враждебен И. потому, что он принижает и затемняет разум, парализует самостоятельность и критичность мысли, служит эмоциональному внушению, насаждает фанатизм, вызывает темные и разрушит. инстинкты и массовые психозы (крестовые походы, расовые конфликты и т. п.). Напротив, развитие И. неотделимо от прогресса разумного познания и нравств. культуры.
Коммунистич. И. является исторически высшей формой И. Она требует строгого единства теоретич. убеждений и практич. их реализации, совпадения слова и дела. Она неразрывно слита с коммунистич. партийностью, с борьбой за коммунистич. идеал. Это - ориентация, опирающаяся не на стихию, не на иррациональную волю и скрытые интересы, а только на истинное понимание объективной сути дела. Для того чтобы стоять на позиции коммунистич. И., нужна полнота убежденности, вырастающая из разумного отношения к действительности в ее целостности и перспективах, нужно глубокое знание последовательно научной, марксистско-ленинской теории и мужество трезвой мысли. Это предполагает высокую эстетич. и нравств. культуру. Быть идейным по-коммунистически - значит владеть диалектикой действит. прогресса, жить его проблемами, находиться в творч. движении, быть открытым всему новому. Знание принципов и последоват. убежденность помогают наиболее ясному и смелому видению конкретных путей и движущих сил прогресса. Коммунистич. И. требует от личности, с одной стороны, строгого подчинения каждого поступка и всей своей жизни соответствующим идеям, а с другой - предполагает ответственность за верность самих идей, заботу об их непрестанном развитии и творческом обновлении. Идейная принципиальность выдерживается не вопреки диалектике жизни, а благодаря овладению ею и воспроизведению ее принципов в самой жизни.
Коммунистич. И. противостоит безыдейности, к-рая открыто проповедует отречение от И., от целостности мировоззренч. принципов (технич. сциентизм, деидеологизация), а равно и скрытой безыдейности, к-рая «принимает» И. без ее живого духа, без ее творч. характера. Попытки спрятаться от проблем, отказ от ответственности за их решение, от самостоятельности в мысли и действии ведут к субъективистской и догматич. лжеидейности, к культу буквы, умерщвляющему дух идей, подмене И. прямолинейностью, нетерпимостью к творчеству, фанатизмом. Успешно преодолевать безыдейность можно только ведя борьбу против всех ее форм. В. И. Ленин направлял критику безыдейности как против отрицания великой нравств. силы революц. идей экономич. материализмом (см. ПСС, т. 34, с. 332), так и против субъективизма, спекулирующего на «удобных ситуациях».
В науке И. означает выход за рамки узкого профессионализма, органич. соединение спец. знаний с мировоззренч. проблемами, контроль за нравств. значением науч. познания. Коммунистич. И. ориентирует ученого на последоват. принципиальность, утверждая мужество в искании истины, гражданственность, партийность.
В иск-ве и лит-ре И.- критерий оценки художеств. произведений, в к-ром выражены социальная значимость его проблематики и художеств. идеи. Вместе с тем подлинная И. органически присуща содержанию произведения. И. противостоит безыдейным тенденциям формализма, декадентства, теории «искусства для искусства», натурализма. Быть идейным в иск-ве - значит также активно осуществлять его воспитат. роль.
Формирование И.- одна из важнейших сторон коммунистич. воспитания. Без И. не может быть всесторонне и целостно развитой личности.
Источник: Советский философский словарь
ИДЕЙНОСТЬ
сознательная приверженность определ. идее; отстаивание в обществ. практике, науке, иск-ве и философии передовых, прогрессивных принципов, идеалов и положений в противоположность защите реакц. идей, беспринципности, личному корыстолюбию, игнорированию социальных интересов. И. тесно связана с личной убежденностью людей в правоте своего дела, с искренностью, честностью. Однако объективным критерием И. является социальная значимость развиваемых взглядов, теорий или обществ. действий. Критикуя народников, Ленин писал, что "...самым высоким идеалам цена – медный грош...", если эти идеалы не связаны с интересами борющихся масс (см. Соч., т. 1, с. 371). В антагонистич. обществе, поскольку оно состоит из враждебных классов, между к-рыми происходит ожесточенная борьба, всякий человек сознательно или бессознательно принимает в ней участие, высказывает к ней отношение. Равнодушие к борьбе классов, писал Ленин, не означает нейтралитета, воздержания от классовой борьбы, "...ибо в классовой борьбе не может быть нейтральных..." (там же, т. 10, с. 61). Отказ от И. в области обществ. деятельности, науке, философии, морали означает обоснование беспринципности, эклектизма, беспартийности, отказа от борьбы с отжившими, реакц. обществ. отношениями и взглядами и ведет к аморализму. В области иск-ва отказ от И. означает приверженность к идеям "искусства для искусства". В классовом обществе И., в конечном счете, выражает идеологию прогрессивных классов и обществ. групп. В историю мировой культуры вошли имена борцов за передовую науку и философию – Коперника, Галилея, Бруно, Сервета, Везалия, Ванини, Спинозы, Радищева, Белинского, Герцена, Чернышевского, Добролюбова и мн. др.; смело отстаивавших свои прогрессивные взгляды, не взирая на преследования реакции. Чем сознательнее относится тот или иной деятель к своей социальной роли, чем яснее понимает он стоящие перед ним теоретич. или практич. задачи, чем глубже, органичнее связь между личной убежденностью человека и насущными проблемами его времени, тем на более высоком уровне И. он находится. Поэтому высшая форма И. связана с движением пролетариата – самого последовательно революц. класса в истории человечества, с отстаиванием его революц. теории, с высокой научностью. "Непреодолимая привлекательная сила, которая влечет к этой теории социалистов всех стран, в том и состоит, что она соединяет строгую и высшую научность (являясь последним словом общественной науки) с революционностью, и соединяет не случайно, не потому только, что основатель доктрины лично соединял в себе качества ученого и революционера, а соединяет в самой теории внутренне и неразрывно" (там же, т. 1, с. 308). Маркс, Энгельс, Ленин, их ученики и продолжатели дают замечат. образцы И. в самом высоком значении этого слова. В истории философии имеется ряд попыток связать понятие И. с конкретными обществ. условиями, с объективной значимостью тех или иных теорий или убеждений, с поступками людей, а не их субъективными намерениями. "...Лишь по поступкам людей общество может судить об их добродетели" (Гельвеций К. ?., Об уме, М., 1938, с. 32). Белинский в "Письме к Гоголю" по поводу его реакц. книги "Выбранные места из переписки с друзьями" писал, что эта книга возбудила у всех честных людей негодование, ибо в ней под покровом религии и защитой кнута проповедуется ложь и безнравственность как истина и добродетель. "Если б она и была написана вследствие глубоко искреннего убеждения, и тогда бы она должна была произвести на публику то же впечатление" (Полн. собр. соч., т. 10, 1956, с. 212). Всесторонний научный анализ понятия И. дали классики марксизма-ленинизма, доказавшие, что И., в конечном счете, имеет социальный смысл, что за ней всегда скрываются прогрессивные обществ. идеалы. Оценка того или иного деятеля, с т. зр. И., обязательно требует выяснения его классовой роли, его места в идейной борьбе, происходящей в обществе. "Фигуры капиталиста и земельного собственника, – писал Маркс в предисловии к 1-му изд. 1-го т. "Капитала", – я рисую далеко не в розовом свете. Но здесь дело идет о лицах лишь постольку, поскольку они являются олицетворением экономических категорий, носителями определенных классовых отношений и интересов" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2,изд., т. 23, с. 10). Уделяя большое внимание таким моральным категориям, как искренность, честность, добросовестность и т.д., марксизм оценивает И. художника, писателя, ученого, исходя из анализа его творчества, его способностей правильно познать и отобразить жизнь, его связи с нар. массами. Идейность Льва Толстого Ленин видел в том, что он был гениальным выразителем идей и дум рус. патриархального крестьянства, зеркалом рус. революции. Рассматривая И. в историч. аспекте, классики марксизма показали, что идеологи буржуазии в период зарождения бурж. общества, а также в период подготовки и проведения бурж. революций выступали как высокоидейные, прогрессивные мыслители и деятели. "Люди, основавшие современное господство буржуазии, – писал Энгельс, – были всем чем угодно, но только не людьми буржуазно-ограниченными" (там же, т. 20, с. 346). Говоря о бурж. экономистах, Маркс отмечал, что они начали с беспристрастных исследований, а закончили (после завоевания бурж. политич. власти) предвзятой и угодливой апологетикой. Идейные люди уступили место "наемным писакам" (см. тамже, т. 23, с. 17). В работе "От какого наследства мы отказываемся?" (см. Соч., т. 2, с. 471–74) Ленин критикует антиисторич. попытку видеть во всех бурж. идеологах своекорыстных защитников интересов меньшинства. Зап.-европ. бурж. просветители 18 в., так же как и рус. просветители 40–60-х гг., выступали в период, когда все обществ. вопросы сводились к ликвидации феод.-крепостнич. режима и его пережитков. Противоречия между трудом и капиталом были еще в зародышевом состоянии. "Никакого своекорыстия поэтому тогда в идеологах буржуазии не проявлялось" (указ. соч., с. 473). Напротив, и на Западе, и в России они искренно верили в общее благоденствие и искренно желали его. При развитом капитализме от И. бурж. идеологов не осталось и следа. В работах, посвященных империализму, Ленин показывал, что идеологи империалистич. буржуазии не могут быть идейными людьми, так как они открыто или скрыто защищают самые отвратительные формы реакции и эксплуататорского гнета. С особой силой враждебность бурж. идеологов принципу И. проявляется в эпоху дальнейшего обострения кризиса мирового капитализма, когда империализм вступает в период заката и гибели, а гл. направление историч. развития человечества определяется мировой социалистич. системой. Тогда империалистич. реакция ставит своей осн. задачей опорочить коммунизм и его благородные идеи и возвеличить капитализм. Марксизм-ленинизм принципиально обосновывает высшую И. пролетариата и его представителей. Пролетариат борется за самые благородные цели, к-рые когда-либо выдвигались, – за победу коммунизма, за светлое будущее всего человечества. Он – принципиальный противник всех видов и форм угнетения человека человеком. Тот, кто участвует в пролетарском движении, кто отстаивает идеи пролетариата, тем самым выступает как подлинно гуманный, идейный человек, думающий не о личном обогащении, не о возвеличивании своей персоны в ущерб массе, а о торжестве правого дела, о свободе и благоденствии народа. Образцом подлинной И. является деятельность коммунистич. и рабочих партий. "Партия существует для народа и служит народу" – гласит Устав КПСС. Коммунисты – глубоко идейные люди. Одно из требований Устава КПСС – "ставить общественные интересы выше личных". В условиях социализма и коммунизма И. становится характерной чертой всего общества, его экономич., политич. и культурных учреждений, основой поведения граждан. К этому приводит ликвидация эксплуататорских классов, деятельность к-рых определяется такими стимулами, как стремление к наживе, обогащение за счет других людей. При социализме и коммунизме уничтожаются антагонистич. противоречия между личными и обществ. интересами, коллективизм одерживает победу над индивидуализмом, люди рассматривают служение обществу, как свое кровное дело. При коммунизме этот пережиток полностью исчезает. Примером И. в трудовой деятельности может служить развернувшееся в СССР широкое движение за коммунистич. труд, охватившее десятки миллионов людей. Величайший подвиг совершили движимые идейными интересами сов. космонавты Гагарин и Титов, впервые в истории человечества осуществившие полет в космич. пространство. И. сов. науки вытекает из ее безоговорочного служения народу, делу мира и социальной справедливости. Принцип коммунистич. И. сов. иск-ва и лит-ры сформулирован в Программе КПСС: "Советская литература и искусство, проникнутые оптимизмом и жизнеутверждающими коммунистическими идеями, играют большую идейно-воспитательную роль, развивают в советском человеке качества строителя нового мира. Они призваны служить источником радости и вдохновения для миллионов людей, выражать их волю, чувства и мысли, служить средством их идейного обогащения и нравственного воспитания" (1961, с 131). Опубликованный в Программе КПСС моральный кодекс строителя коммунизма дает принципиальное обоснование высокой И. сов. человека, его неизмеримых моральных преимуществ по сравнению с людьми, воспитанными в условиях эксплуататорского строя. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд , т. 3, М., 1955; их же, Манифест Коммунистической партии, там же, т. 4; их же, Великие мужи эмиграции, там же, т. 8; Маркс К., Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта, там же; его же, Размышления юноши при выборе профессии, Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произв., М., 1956; Энгельс Ф., Вильгельм Вольф, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19; его же, Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, там же, т. 21; его же, [Письмо] М. Каутской 26 ноября 1885 г., Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. письма, М., 1953; его же, Письмо М. Гаркнесс [нач. апр. 1888], там же; Ленин В. И., Партийная организация и партийная литература, Соч., 4 изд., т. 10; его же, Лев Толстой, как зеркало русской революции, там же, т. 15; его же, Еще о партийности и беспартийности, там же, т. 16; ?рущев Н. С., За тесную связь литературы и искусства с жизнью народа, М., 1958; его же, Служение народу – высокое призвание советских писателей. Речь на III съезде писателей 22 мая 1959 года, М., 1959; Программа КПСС, М., 1961; Егоров А. Г., Искусство и общественная жизнь, М., 1959; Батракова С. П., О природе идейности искусства, М., 1960; Брязу М., Научная и ея и идея художественная, в кн.: Проблемы философии, Сб. работ совр. румынских философов, пер. с рум., М., 1960, с. 384–407. М. Баскин. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.