важнейшая часть духовного кризиса капитализма, определяющая различные стороны этого процесса: кризис культуры, кризис морали и т. д. Важнейшая особенность И.-п. к. к. состоит в сокращении сферы влияния буржуазной идеологии в мире под воздействием идей социализма. Марксизм-ленинизм стал руководством к действию для народов социалистических государств, т. е. для трети человечества. Многие революционно-демократические партии, стоящие у власти в освободившихся государствах, стремятся строить свою деятельность на принципах научного социализма.
В странах развитого капитализма также нет такого идейного или политического течения, к-рое не испытывало бы на себе влияния социализма. Достижения социализма вынудили буржуазию создавать целые отрасли обществоведения, единственной задачей к-рых является «опровержение» и фальсификация марксизма-ленинизма, достижений социализма. Противоречивость многочисленных буржуазных течений их теоретики рекламируют как свидетельство духовного богатства общества, где господствует частная собственность. Идейная разноречивость, отражающая остроту кризиса буржуазного сознания, выдается за обязательный признак «свободного демократического общества».
И.-п. к. к. проявляется в виде идейной поляризации — следствия расслоения политических сил буржуазного мира. По мере того как проблема «социального контроля» над массами приобретает все более острый характер, активизируются ультраправые течения (см. Правый радикализм), к-рым даже буржуазный парламентаризм представляется «сползанием к социализму» и к-рые видят путь к спасению в установлении авторитарных режимов. Питательной средой для таких тенденций становятся насаждаемые средствами массовой информации и «массовой культурой» культ наживы, моральная вседозволенность, интеллектуальный цинизм, а также настроения социального пессимизма, безысходности, политической апатии.
Но одновременно в капиталистическом обществе развертываются, и др. процессы. В целом ряде западных стран активно действуют коммунистические партии. Идеи «классического» консерватизма, как и неоконсерватизма, сегодня подвергаются критике не только социалистами и социал- демократами, но и представителями леволиберальных политических партий и организаций. В то же время альтернативная в условиях капитализма модель государственного регулирования не оправдала себя в ходе экономического кризиса кон. 70 — нач. 80-х гг. Отсюда неверие в будущее ныне существующей модели растет и в среде буржуазии. При всех изъянах буржуазной футурологии и др. отраслей буржуазной общественной науки было бы неверно игнорировать их критический, подчас меткий анализ состояния общества.
Марксистско-ленинский подход обязывает по достоинству оценивать массовые демократические движения, ставящие целью борьбу против таких порождений империализма, как ядерная угроза, политика агрессии, милитаризация общественной жизни, расовая и национальная дискриминация, неравноправие женщин и молодежи, хищническое отношение монополий к использованию природных ресурсов и окружающей среды.