ИДЕАЛИЗМ И МАТЕРИАЛИЗМ

Найдено 1 определение
ИДЕАЛИЗМ И МАТЕРИАЛИЗМ
две философские установки, характерные, в т. ч . и для научного познания.
I. Идеализм (франц. idealisme, от греч. idea): 1) в обыденном языке – бескорыстие, стремление к высшим целям, наклонность к мечтательности, увлечение несбыточными проектами; 2) одна из тенденций, характерная для философского объяснения мира, верить, что идеи более реальны, чем чувственно воспринимаемые вещи, и искать прообразы общих свойств вещей и явлений в родовых или видовых значениях идей; 3) название ряда философских учений, утверждающих, что физическое, материальное, предметно-чувственное суть продукты прямого творчества идеи (либо комплекса идей) и что предельно общая идея есть абсолют. Термин «идеализм» как обозначение некоторых школ и течений, противоположных спиритуализму, материализму и дуализму, возник в начале XVIII в. В отличие от спиритуализма, идеализм является реализмом, склонен признавать относительную ценность чувственно-данного мира и лишь считает этот мир менее реальным, чем бытие идеальных объектов. Идеализм – разновидность эссенциализма, т. к . объясняет происхождение и степень реальности явления действием и близостью его к сверхчувственной абсолютной сущности (идеи). В системах идеализма связь чувственных предметов мыслится неким текстом (Книгой Природы), значения же знаков-вещей ищутся в объективной сфере идей или в субъективных образах человеческого сознания. Основные формы идеализма – объективный и субъективный. Первый верит, что «идеи» существуют вне и независимо от человеческого сознания, причем «идея» может толковаться либо как нечто потустороннее и трансцендентное наличному бытию, либо, напротив, как имманентное, внутреннее присущее явлению и просвечивающее сквозь него наружу. Второй же либо склонен отрицать, что за кажимостью мира стоят вещи и явления, независимые от моего сознания, либо рассматривает внешний мир как нечто всецело определяемое активностью сознания субъекта (индивида, общества). Философский идеализм в этической области связан с убеждением о первичности морального сознания и отрицанием его обусловленности материальной стороной жизни общества. Характеризуя античный идеализм Платона, Плотина и Прокла, Гегель пишет: «Подлинный философский идеализм состоит не в чем ином, как в следующем утверждении: истина вещей заключается в том, что предметы как непосредственно единичные, т. е . чувственные предметы, суть видимость, явление ... всеобщее в вещах не есть нечто субъективное, принадлежащее исключительно нам, а в качестве ноумена, действительное в самих вещах, подобно тому как платоновские идеи существуют в единичных вещах как их субстанциальные роды, а не где-то вдали от этих вещей». В средневековой философии объективный идеализм представлен реализмом схоластов (особенно учением Фомы Аквинского), в Новое время его развивали Лейбниц, Шеллинг, Гегель и др. Крупнейшие представители субъективного идеализма в философии Нового времени – Дж. Беркли, Д. Юм, ранний Г. Фихте. Формы идеализма различают также в зависимости от придания «идее» видового смысла: а) мирового разума (панлогизм), б) мировой воли (волюнтаризм), в) всеединого духа (идеалистический монизм), г) гармонии душ-монад (плюрализм Лейбница). В гносеологическом плане различают идеализм: а) рационалистический, б) эмпирический, сенсуалистический, в) интуитивистский; выделяют также (по иному логическому основанию) трансцендентальный и имманентный идеализм. В историко-философской литературе предложены и более дробные классификации разновидностей идеализма.
Идеализм прямо или косвенно сопряжен с каким-либо типом религиозного мироотношения – с космоцентрическим теизмом или пантеизмом (объективный идеализм), с эгоцентрическими или социоцентрическими религиями атеистического толка (субъективный идеализм), в связи с чем в идеализме выделяют теистические, пантеистические и атеистические варианты. Многие западные философы ныне отмежевываются от явных посылок идеализма. В России же, начиная с 90-х гг. ХХ в. вновь возрождается интерес к сочинениям отечественных и зарубежных философов-идеалистов.
II. Материализм (от лат. materialis – вещественный): 1) в обыденном смысле – культ вещей и склонность к низменной чувственности; вера в вещественные причины всех явлений природы, общественных событий и влечений человека; отрицание духовных сил в природе; 2) одна из основных тенденций в философии, противоположная спиритуализму, дуализму и идеализму и заключающаяся в установлении фактическим и логическим путем причинной зависимости духовного и психического от плотского и физиологического; 3) название ряда философских систем («диалектический материализм», «научный материализм» и т. д .), сторонники которых принципиально отождествляют материю и природу, утверждая, что в мире нет ничего, кроме движущейся в пространстве и времени материи, а также логически выводят явления психики и сознания из специфических материальных оснований (практики, состояний центральной нервной системы и т. п.), либо постулируют принцип психофизического тождества, или объявляют психические явления эпифеноменами физико-химических процессов. Важно различать эти три выделенных смысла материализма. Тот, кто признает зависимость психического от физического, вовсе не обязательно отождествляет их между собой, считает душу веществом или полем и отрицает наличие в природе духовного начала. Поэтому не следует ставить знака равенства между материалистической тенденцией философствования и принадлежностью к школам материализма, как это делали многие марксисты, относя к лагерю материалистов тех мыслителей, которые вовсе не проявляли намерения идти дальше признаваемого ими тезиса о материальной обусловленности человеческого сознания. Вместе с тем далеко не каждый профессиональный философ, теоретически разделяющий кредо истинного материализма, следует ему в личной жизни или отвечает обыденному смыслу слова «материалист»; на деле он, напротив, может отдавать предпочтение высоким духовным принципам и верить в приоритет идей, а не вещей. Споры в советской философии 20–30-х гг. XX в. о принадлежности спинозизма к материализму или идеализму показали, что невозможно найти точный водораздел между материализмом и идеализмом.
Словом «материализм» стали обозначать в XVII в. прежде всего сумму физических представлений о материи (Р. Бойль). Позднее Г. Лейбниц придал ему обобщенный смысл и противопоставил материализм идеализму: «Представление, согласно которому мир является большой машиной, работающей – как часы без помощи часовщика – без содействия Бога, есть идея материализма и фатальности и направлена на то, чтобы под предлогом превращения Бога в надмировой разум фактически изгнать из мира провидение и божественное руководство»11 . В советской литературе был распространен взгляд на материализм, который шел от Ф. Энгельса, подразделявшего философов на два больших лагеря на основании их ответов на вопрос об отношении мышления к бытию. «Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы ... составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма»12.
Многими справедливо оспаривается это расширительное определение материализма: 1) под него, помимо собственно материалистов, можно подвести идеалистов пантеистической ориентации («абсолют совечен своим проявлениям»), а также теистов, которые различают творящую и сотворенную природу и усматривают в человеке божественную природу; 2) понятие бытия имеет множество альтернативных трактовок; например, верующие в Бога как полноту бытия вполне предпочтут якобы материалистическое утверждение о первичности бытия и вторичности человеческого мышления; 3) далеко не все философские течения органично сопрягаются с дихотомией «материализм – идеализм»; в ее тесных рамках трудно помыслить себе многие разновидности трансцендентализма, имманентной философии, априоризма, агностицизма и др. В связи с такого рода «неувязками» В. И. Ленин оценивал не вмещающиеся в указанную дихотомию верования то как стыдливый материализм, то как непоследовательный идеализм.
Школы материализма в европейской философии классифицируют соответственно: 1) ее основным историческим этапам (материализм древних греков и римлян; механистический материализм XVII–XVIII вв.; с середины XIX в. диалектический материализм Маркса и Энгельса, а также физиологический материализм К. Фохта, Я. Молешотта, Л. Бюхнера; с 50-х гг . ХХ в. научный материализм Д. Армстронга, М. Бунге, Д. Марголиса, Х. Патнема и др.); 2) национально-гео графическим и хронологическим признакам (например, французский материализм XVIII в., советский марксизм); 3) по профессиональному основанию (философский материализм, стихийный материализм естествоиспытателей); 4) в зависимости от решения гносеологических проблем (сенсуалистический и рационалистический материализм); 5) по отношению к идеям развития и эволюции материи (метафизический и диалектический, антропологический и исторический материализм); 6) в связи с характером отстаивания и защиты основных принципов (последовательный и непоследовательный, созерцательный и деятельный, воинствующий и умеренный материализм) и т. д. Центральное понятие материализма – материя. Это понятие определялось античными философами главным образом как всеобщий субстрат (первовещество, строительное сырье), затем в Новое время «материя» преимущественно мыслилась в ее энергетическом аспекте (как субстанция, сущность, средоточие и носитель всех потенций и динамических характеристик), а в XX в. акцент переместился на информационный (гносеологический) аспект материи как объективной реальности, которую, по мнению, например, марксистов, люди способны истинно познавать благодаря тому, что субстанциальная способность материи к отражению достигла в родовом человеке высшей фазы своего развития и превратилась в процесс самопознания.
Многие физики без достаточных оснований исключают из понятия материи органическое социальное и отождествляют «материю» с неорганическим измерением мира – физическим веществом и полем. Такой естественно-научный материализм есть, по определению, «онтология смерти» (Тиллих). Вычленение в Европе в Новое время материализма как особой разновидности философской веры, представленной рядом особых учений, стало возможным благодаря эволюции христианского теизма, строго разграничившего творящую природу Бога и земной мир с его собственными физическими законами. Сотворенная природа согласно теизму создана из ничего, и ее можно изучать саму по себе, отвлекаясь от ее божественного генезиса. Представление о том, что сотворенная Богом природа движется по собственным внутренним законам, стало важнейшей предпосылкой размежевания науки и религии и длящегося с XVI в. негласного союза материализма с естествознанием. Д. В . Пивоваров

Источник: История философии науки и техники.