ИДЕАЛИСТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ИСТОРИИ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

Идеалистическое понимание истории
учение, к-рое видит осн. силу общественного развития в идеях, теориях, в сознании людей и т. д. Оно безраздельно господствовало в науке до Маркса. Развитие об-ва объяснялось либо деятельностью «абсолютной идеи», «мирового разума», сверхиндивидуального сознания (напр., Гегель), либо деятельностью отдельной выдающейся личности (напр., младогегельянцы, народничество). Домарксовская материалистическая философия также не выходила за рамки этих представлений. Так, фр. материалисты 18 в. считали, что ход истории зависит от развития взглядов людей, от распространения знаний. Фейербах связывал периоды в истории с переменами в религии и т. д. В совр. буржуазной социологии безраздельно господствует идеализм, отрицание объективной закономерности в развитии об-ва, волюнтаризм, различные варианты расизма и мальтузианства и т. п. Совр. буржуазная социология стремится либо к тому, чтобы посеять пессимизм и неверие в исторический прогресс, либо к тому, чтобы оправдать существующее положение вещей и отвлечь внимание трудящейся массы от борьбы за революционное преобразование общественных отношений. Научной теорией общественного развития является исторический материализм.

Источник: Философский словарь. 1963

ИДЕАЛИСТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ИСТОРИИ
понимание исторического процесса, исходящее из признания первичности общественного сознания по сравнению с общественным бытием, абсолютизирующее и мистифицирующее субъективные факторы в истории. И. п. и. имеет гносеологические корни, заключающиеся в трудности различения объективных факторов истории, скрытых в глубине процессов материального производства, и выступающей на поверхности исторических событий роли идей, сознательной деятельности выдающихся личностей. И. п. и. имеет глубокие социальные корни и причины. Это, прежде всего, классовые интересы, побуждающие создавать теории, выгодные эксплуататорам, оправдывающие их цели и политику. Наряду с этим следует учитывать, что на основе и в рамках И. п. и. могли создаваться теории, отражающие прогрессивные для своего времени классовые интересы, а также чаяния народных масс, их мечты о лучшем будущем (социальные утопии), ибо до возникновения марксизма И. п. и. было не просто господствующим, но вообще единственным и единственно возможным пониманием истории. Концепции И. п. и. многообразны. С древн. времен господствовал взгляд, согласно к-рому исторические события непосредственно определяются волей богов, божественным провидением, судьбой, фатумом. В противовес этим теологическим взглядам просветители и материалисты 17—18 вв. выдвинули утверждения о сознательной деятельности людей, к-рые по своей воле устанавливают социальные порядки (Общественного договора теория). При этом в качестве определяющей силы истории у них выступает общественное сознание людей данной эпохи (“мнение правит миром”). У Гегеля определяющей силой истории стала мистифицированная в виде “абсолютной идеи”, “мирового разума” познавательная и созидающая деятельность человека. Позже приобрели распространение антропологические теории, как прогрессивные (Фейербах, Чернышевский), так и субъективистские, волюнтаристские (младогегельянцы. народничество и др.). Развитие промышленности и естествознания породило концепции, переносящие на об-во биологические закономерности (Конт, Спенсер), привлекло внимание к отдельным материальным условиям жизни об-ва — географической среде, народонаселению (мальтузианство).

Источник: Философский энциклопедический словарь