ИДЕАЛ НАУЧНОСТИ

Найдено 1 определение
ИДЕАЛ НАУЧНОСТИ
это ценности и нормы, в соответствии с которыми должны быть организованы научное исследование и научное знание. Идеал научности зависит от социокультурного контекста и понимания природы науки; он, по сути, совпадает с критериями научности, характерными для определенного времени и отрасли знания. Идеал научности состоит из достаточных и необходимых признаков научности: если первые изменяются во времени (напр., для классической науки открытие немыслимо без лабораторных экспериментов, а А. Эйнштейну для открытия принципа относительности достаточно было написать уравнения), то вторые являются неизменными – к ним относятся непротиворечивость и возможность подтверждения научной теории опытом (или высокая вероятность такого подтверждения). Идеал научности поддерживается учеными и является основанием для постановки целей и выбора средств, а также для формирования представлений о том, какое исследование является для науки приемлемым или неприемлемым. Соответствие принципам построения исследования является основанием для положительной оценки научной деятельности. Идеал научности зависит от того, какую науку сообщество ученых признает в качестве эталона. Существуют три основных идеала.
1. Математический идеал научности берет начало в древнегреческой математике как дедуктивной науке, использующей логический тип доказательства. Цель – получение достоверного знания, которое не зависит от чувственных восприятий, ведь они порождают лишь мнения. Наука – это определенная последовательность предложений, недоказуемых аксиом и выводимых из них следствий. При этом аксиомы должны соответствовать требованиям: быть очевидными и приниматься всеми, а также быть необходимыми и достаточными для выведения следствий. Приоритет математическою идеала научности прослеживается при попытках сформулировать в качестве универсальных критериев научности такие, как обоснованность и необходимость вывода, непротиворечивость и системность. Однако в современной философии науки ведется критика претензий математики на идеал научности, прежде всего потому, что она, как абстрактная наука, не имеет непосредственного отношения к действительности и для нее категория опыта не является столь же важной как, напр., для физики. Следовательно, сейчас математический идеал научности не является единственным образцом построения научного знания.
2. Физический идеал научности начинает складываться в XVII в. при формировании периментальной науки. В новой системе науки особое значение приобретают естественные науки, тогда как математика рассматривается, скорее, в качестве метода, она поставляет лишь способы обработки естественно-научной информации. Физика является не только теоретическим, но и эмпирическим способом постижения мира. Целью данного идеала научности является создание теорий, соответствующих действительности, т. е. адекватно представляющих природные процессы. Теории должны точно раскрывать явления на уровне законов, законы позволяют предсказывать факты, при этом физические законы не являются непреложными и допускают наличие фактов, которые их не подтверждают, иными словами, являются вероятностными. Однако существуют некоторые ограничения в применении физического идеала научности. Например, такие отрасли знания, как биология и гуманитарные науки, не могут удовлетворять требованиям научности, предложенным физикой. Биология, например, не может выдвинуть универсальных способов объяснения природных процессов и не всегда способна прогнозировать изменения. А предметы исследования гуманитарных наук радикально отличаются от физических объектов, и все многообразие их проявлений не может объяснить какая-либо одна теория, нивелирующая различия между природными и гуманитарными объектами.
3. Гуманитарный идеал научности. Если две предыдущие концепции идеала научности являются в определенном смысле конкурирующими и претендуют на господство в научной сфере, то стандарты гуманитарного исследования не претендуют на то, чтобы стать образцом для всех наук. Скорее, появление нового типа научного исследования свидетельствует о расширении границ науки. Обоснование данного типа идеала научности начинается с обоснования необходимости наук о духе (наук о жизни, наук о культуре), которые противостоят наукам о природе. Это различение сформулировал В. Дильтей в XIX в. Представители гуманитарных наук не отвергают достижения экспериментальной науки, но предполагают, что в науке господствует плюрализм, поэтому невозможно сформулировать однозначный идеал научности. Науки о духе демонстрируют единство методов (понимание, противостоящее естественнонаучному объяснению) и целей (познание конкретного, исторического и уникального). В контексте гуманитарных исследований может быть сформулирован такой идеал научности, а именно нераздельность субъекта и объекта познания (процесс познания совершается субъектом и направлен на субъект), неоднородность действительности и невозможность выведения общих законов. Каждый из рассмотренных идеалов научности можно соотнести с определенным периодом развития науки, в котором этот идеал имел наибольшее количество сторонников. Историю науки можно представить как переход от одного идеала научности к другому, но для этого придется предположить, что современный идеал научности полностью совпадает с одним из перечисленных, что было бы не совсем правильно. Вот поэтому современные концепции философии и истории науки не используют однозначных формулировок. Поскольку современная наука представляет собой единство различных отраслей, некоторые ученые заявляют о необходимости формирования единого идеала научности, следование которому отличало бы науку от других форм деятельности (неизменные признаки научности); тогда как другие придерживаются точки зрения методологического плюрализма (любая конкретная наука руководствуется одним из трех идеалов научности, пока не выработает свой). П. Г. Крюкова

Источник: История философии науки и техники.