ИДЕАЛ ЭСТЕТИЧЕСКИЙ

Найдено 1 определение
ИДЕАЛ ЭСТЕТИЧЕСКИЙ
фр. ideal, от греч. idea — идея, первообраз) — вид эстетического отношения, являющийся образом должной и желаемой эстетической ценности. И. э.— высший критерий эстетической оценки, к-рая предполагает сознательное или неосознанное сопоставление тех или иных явлений с И. э. Сам же И. э.— это такой вид эстетического отношения, к-рый находится как бы между эстетическим вкусом (Вкус эстетический), с одной стороны, и эстетическими взглядами — с др. Уже эстетический вкус представляет собой известное обобщение эстетического опыта, но это обобщение во мн. субъективно. Кант называл «идеал красоты» высшим образцом, прообразом вкуса. И. э.— более глубокое, более объективное обобщение эстетической практики человека, общественных классов и даже, в определенном смысле, целых эпох (напр., И. э. человека Древн. Греции, эпохи Возрождения). В отличие от эстетических взглядов, выражаемых в абстрактных понятиях, И. э. «не порывает» с конкретно-чувственной формой своего выражения, без к-рой нельзя запечатлеть образ должной красоты. В классовом об-ве И. э. не может не носить классовый характер. Поэтому понятия «И. красоты», или «И. э.», и «красота И.» заключают в себе разный смысл. «И. красоты» — специфический вид И., к-рый сам может быть прекрасным, а может быть даже отвратительным, как, напр., фашистский И. общественной жизни, преподносившийся его сторонниками как И. э. (что предполагало эстетизацию явлений, связанных с «новым порядком»: военные парады, эффектные манифестации, факельные шествия и т. п.). Красота самого И. э. в конечном счете определяется истинностью отражения подлинно прекрасного. И. э. обретает достоинство красоты, выражая красоту человеческой души и величие народного духа, творящего этот И. и утверждающего его в труде и борьбе. Эстетическая ценность И. э. выражает его общечеловеческий характер. О том, каким И. э. руководствуется человек, можно судить по его отношению к миру, по его деятельности и поведению. Но выразить И. э. в полной мере, «материализовать» его и тем самым сделать доступным восприятию любого др. человека можно только посредством иск-ва, отражающего действительность сквозь призму И. э. В иск-ве И. э. художника воплощается в образах положительных персонажей (Прометей в трагедии Эсхила, Пьер Безухов в «Войне и мире» Толстого, образы рабочего и колхозницы в скульптуре В. И. Мухиной и т. д.). Кроме того, И. э. выражается самой структурой худож. произв., всем его образным строем, в т. ч. и через отрицательные образы-персонажи, т. к. только пронизанные светом И. э. они обнаруживают свою безобразность, низменность, комизм. И. э. связан с такими видами И., как нравственный и социально-политический, но отнюдь не как их внешняя форма. И. э. вбирает в себя эстетический аспект Представлений о совершенном об-ве, человеке и его поведении. Так, И. коммунизма, предполагающий общественные отношения равенства, сотрудничества и взаимопомощи свободных от эксплуатации людей, гармоническое отношение природы и об-ва, высокую нравственность в общественных и личных отношениях, всесторонне и гармонически развитую личность, является также и И. э.

Источник: Эстетика: Словарь



Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
91.79 кб

Идеал и эстетические категории

Нагапетян Е. Н.
Читать PDF
120.03 кб

Эстетический идеал в творчестве Георгия Иванова

Щеглова Людмила Владимировна
На примере творчества известного русского поэта Г.
Читать PDF
154.84 кб

Эстетический идеал, тело, мода в системе культуры

Наседкина Юлия Владимировна
Читать PDF
296.74 кб

Музыка барокко: эстетические и общественные идеалы

Кузнецова Ирина Сергеевна
Анализируется эволюция эстетических идеалов барокко как отражение изменений, произошедших в общественном сознании, формулируются содержательные нормативы эстетического идеала музыки барокко и рассказывается об истории распростране
Читать PDF
136.14 кб

ЖИЗЕЛЬ КАК СКРЫТОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ИДЕАЛА

Ранди Елена, Аксенова Анна Владимировна
Парижская постановка «Жизели» 1841 года интерпретируется Еленой Ранди как своего рода размышление о сущности танца, как некая скрытая декларация поэтики.
Читать PDF
213.95 кб

Эстетический идеал в поэзии народов Северного Кавказа

Фидарова Римма Японовна, Кайтова Ирина Анатольевна
В статье исследуются особенности эстетического идеала в послевоенной горской поэзии, в целом во второй половине ХХ века, особенно сложной и значимой в современной истории северокавказских народов.
Читать PDF
56.04 кб

Эвристический потенциал категории «Эстетический идеал»

Барановский Владимир Евгеньевич
Читать PDF
395.01 кб

Значение эстетического идеала в социальной жизни Византии

Синицын Тихон Борисович
В данной статье рассматривается значение и влияние сакрального искусства на формирование эстетических идеалов в социальной жизни Византии.
Читать PDF
1.60 мб

Эстетический идеал К. Г. Паустовского: прекрасное в природе

Сапрыкина Татьяна Викторовна
В статье речь идёт о воплощении эстетического идеала К. Г. Паустовского, который реализуется в его прозе в концепции прекрасного, связанного с осмыслением места и роли природы в жизни человека.
Читать PDF
707.33 кб

Проблема эстетического идеала в поздней лирике А. С. Хомякова

Березина Т. Ю.
Статья посвящена изучению эстетического и мировоззренческого своеобразия лирики А. С. Хомякова 1840 1850 гг. На материале программных про-изведений поэта раскрываются особенности их стиля, композиции, системы образов.
Читать PDF
382.97 кб

Основоположения науки эстетики: эстетическое, прекрасное, идеал

Труфанов С. Н.
В статье предлагается авторский вариант построения понятийного остова науки эстетики. В его основу положены идеи отцов-основателей этой науки: Александра Баумгартена, Иммануила Канта, Вильгельма Гегеля.
Читать PDF
1.60 мб

Основоположения науки эстетики: эстетическое, прекрасное, идеал

Труфанов С.Н.
В статье предлагается авторский вариант построения понятийного остова науки эстетики. В его основу положены идеи отцов-основателей этой науки: Александра Баумгартена, Иммануила Канта, Вильгельма Гегеля.
Читать PDF
1.38 мб

От эпохи Эдо до наших дней. Эстетический идеал городской культуры

Герасимова Майя Петровна
Читать PDF
284.50 кб

Эстетический идеал западных публицистов в свете теорий постмодерна

Хорольский Виктор Васильевич
Рассматривается влияние постмодернистского миросозерцания на философию и публицистический (медийный) стиль современных западных авторов, сотрудничающих со СМИ. Подчеркивается роль языковой игры и тотальной иронии в журналистике.
Читать PDF
180.11 кб

Красота:этический и эстетический идеал в философии Ф. М. Достоевского

Шакин Сергей Александрович
В статье рассматривается проблема красоты как эстетического идеала в философии Федора Михайловича Достоевского.