Идеал чистого разума
идеал чистого разума
ИДЕАЛ ЧИСТОГО РАЗУМА — раздел трансцендентальной диалектики «Критики чистого разума» И. Канта, тематически соответствующий рациональной теологии в специальной метафизике 17 в. Под идеалом как единичной конкретной вещью, определенной только идеей, или идеей совокупности всего возможного, составляющей высшее условие возможности всего существующего, у Канта выступает Бог как необходимая первосущность. Традиционные доказательства бытия Бога сводятся Кантом в этом разделе к трем проявлениям: физико-телеологическому, лежащему в его основе космологическому и лежащему в основе последнего онтологическому. Кант доказывает принципиальную невозможность всех трех, а следовательно вообще всех, доказательств бытия Бога исходя из спекулятивного, или теоретического, разума. Особый резонанс имела критика Кантом онтологического доказательства бытия Бога и тезис, что «бытие не есть реальный предикат» (Кант И. Критика чистого разума. М., 1994. С. 361). Идеи Канта, связанные с И. ч. р., окончательно подорвали основы традиционной рациональной теологии. А.Н. Круглое
ИДЕАЛ ЧИСТОГО РАЗУМА
нем. Ideal der reinen Vernunft) — термин кантовской философии, используемый в «Критике чистого разума» для обозначения «теологической идеи» как понятия всереальнейшей сущности. Терминологическое отграничение Кантом идеала от идей (психологической и космологической) связано с уникальным свойством представления о всереальной сущности определять себя в качестве индивида, так как понятие о подобной сущности исключает всякую множественность. Идеал трактуется Кантом в качестве необходимого продукта человеческого разума, что гарантирует непротиворечивость понятия высшего существа (а это, в свою очередь, объективно затрудняет для Канта критику онтологического доказательства бытия Бога). Генезис этого понятия связан с логической функцией разума в дизъюнктивных умозаключениях, структура большей посылки которых содержит схему реальных отношений между Богом и вещами. Вещи (аналоги членов альтернативной дизъюнкции) мыслятся нами через ограничение бесконечной совокупности возможных положительных предикатов и стало быть предполагают эту совокупность реального, так же как геометрические фигуры предполагают охватывающее их пространство. При этом Кант отрицает, что идеал чистого разума должен мыслиться как конгломерат реальностей (тогда ему, за нехваткой единства, недоставало бы и целостности — неотъемлемого качества идей). Любая дифференциация всереального касается лишь следствий его единой сущности. Идеал чистого разума играет важнейшую регулятивную роль в познании, направляя рассудок на поиски систематического единства всех природных законов. Правильное применение идеала состоит в том, чтобы рассматривать мир так, «как если бы» (als ob) он был творением высшего существа. Однако в силу неизбежной иллюзии человеческий разум склонен приписывать объективность идее верховной сущности. Идеал сначала «реализуется», затем гипостазируется и, наконец, персонифицируется. Естественным поводом для такого неправомерного умозаключения (которое Кант иногда тоже называет идеалом чистого разума) является структура опыта, в котором присутствует как совокупность ощущений, являющаяся необходимым условием предметов чувств, так и единство их в апперцепции. Смешение этой реальной совокупности ощущений с мыслимой совокупностью предикатов сущего вообще и создает видимость реальных оснований объективации идеала чистого разума. Эта видимость подкрепляется рациональными доказательствами бытия Бога, критике которых посвящена большая часть главы «Идеал чистого разума» в рамках диалектической части «Критики». Кант обнаруживает три типа доказательств бытия Бога, сводит их к онтологическому и отвергает его на основании тезиса о том, что «бытие не есть реальный предикат».
В. В. Васильев
В. В. Васильев
Источник: Новая философская энциклопедия