ИДЕАЦИЯ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ИДЕАЦИЯ
(Ideation) — основывающееся на осмысленном (sinnhaltigen) созерцании образование идей, понятий, называемое также идеицирующей абстракцией, созерцанием сущности; см. Феноменология.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Идеация
образование идей и понятий (тип идеализации), характерное для феноменологического анализа и основанное на интеллектуальном созерцании, т.е. "непосредственном постижении" сущности в созерцании

Источник: Феноменологическая философия науки - критический анализ. Словарь феноменологических терминов

ИДЕАЦИЯ
(нем. ideation, от греч. idea — понятие) — образование представлений и понятий на основе осмысленного созерцания реальности в ее двойном качестве по отношению к субъекту: реальность полагается (конституируется) самим субъектом в интенциональном акте и, одновременно, противополагается ему как предмет интенции. В «трансцендентальной феноменологии» Э.Гуссерля И. — созерцание сущности, акт интуитивного схватывания предметности в ее целостности и многообразных смыслах. Е.В.Гутов

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

ИДЕАЦИЯ
интуитивно-созерцательная процедура, называемая также "усмотрением сущности предмета". Идеировать - значит усмотреть сущность предмета, отвлекаясь от всех индуктивных и дедуктивных процедур. Гуссерль противопоставлял И. методам абстрагирования. Традиционная теория абстракции извлекает понятие всеобщего путем сравнения массы явлений и вычленения из этой массы общих признаков. По Гуссерлю, понятие образуется не путем вычленения общего и всеобщего в процессе абстрагирования, а в процессе интуитивно-созерцательной процедуры, в которой дан единичный предмет посредством особой установки сознания и усмотрен в этом единичном предмете всеобщий предмет. Сознание, интуитивно созерцая единичный предмет, "идеирует" его понятие. Идея И. необходимым образом связана со всем содержанием феноменологии Гуссерля. Именно интуитивно-созерцательная процедура И. гарантирует познанию целостность и абсолютность. Первоначально Гуссерль противопоставлял И., или усмотрение сущности, обычному эмпирическому созерцанию. В дальнейшем, однако, он настаивал на общедоступном характере И.: она не имеет ничего общего с особыми способностями и дарованиями. И., или усмотрение сущности, играет значительную роль в качестве посредника между феноменологией и эмпирическими науками. Поскольку эмпирические науки наивно используют соответствующие категории в собственных регионах, И. предпосылается эмпирическим наукам с целью прояснения их собственных оснований и преодоления отчужденности от сущности. Поэтому И. наряду с феноменологической редукцией является основной формой трансцендентального исследования.
Т. X. Керимов

Источник: Современный философский словарь

ИДЕАЦИЯ
Интуитивно-феноменологическая процедура, называемая также эйдетической интуицией, категориальным созерцанием, или усмотрением сущности. Идеировать, значит усматривать сущность предмета, отвлекаясь от количества наблюдений и индуктивных выводов, и сосредоточивая внимание на одном лишь примере; приобретенное знание при этом будет носить характер априорности и обладать значимостью для всех возможных предметов данной региональной сущности. Процедура была описана Гуссерлем во 2-м томе "Логических исследований" в связи с предложенной им новой теорией абстракции. Традиционная теория абстракции, извлекающая понятие путем вычленения из массы явлений общих признаков и сводящая понятие к экстракту действительности, где с увеличением объема уменьшается содержание, оказалась логически несостоятельной, так как покоилась на petitio principii: в самом акте сравнения и различения единичных вещей уже молча предполагалось наличие понятия. По Гуссерлю, понятие образуется именно в акте узрения единичного предмета посредством особой установки сознания, которое, созерцая определенный предмет, "мнит", "идеирует" как раз его понятие. Так, геометр, пользуясь наглядным образом треугольника, имеет в виду не "этот вот" треугольник, а треугольник вообще, или собственно понятие треугольника. "В акте абстракции, – поясняет Гуссерль, –.. данным для нас является само общее; мы мыслим его не чисто-сигнитивным способом, как это имеет место в случае простого осмысления общих имен, а схватываем его, созерцательно овладеваем им. Вполне позволительно, поэтому, говорить здесь о созерцании или, точнее, о восприятии общего" [11].
Таким образом, феноменологическое познание включает в себя не только чувственную интуицию, но и категориальную (ту самую, в которой Кант отказывал человеку, считая се сверхчеловеческой). Более того, именно последняя и гарантирует познанию целостность, адекватность и абсолютность. При этом Гуссерль особенно настаивает на общедоступном характере идеации; она не имеет ничего общего с особыми дарованиями и способностями. "Созерцание сущности, – по его словам, – не содержит бОльших трудностей или "мистических" тайн, чем восприятие. Когда мы интуитивно постигаем "цвет" с полной ясностью, в его полной данности, данное становится сущностью; когда мы в таком же чистом созерцании, переходя от восприятия к восприятию, возвышаемся до той данности, которая есть "восприятие", восприятие в себе, – вот это самотождественное существо различных изменчивых отдельностей восприятия, – то мы созерцательно постигаем сущность восприятия. Докуда простирается интуиция, созерцательное сознание, дотуда простирается и возможность соответствующих идеаций" [12].
Роль идеации в феноменологии исключительна. С ней Гуссерль связывает феноменологическую реформу наук (см. "РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОНТОЛОГИИ"). Поскольку сама феноменология мыслится им как "наука о «началах», о «матерях» всякого познания" и "материнское лоно всех философских методов" [13], то научные дисциплины должны выстроиться по отношению к ней в систему коррелятивных звеньев. Это и осуществляется путем эйдетической интуиции, играющей роль посредника между феноменологией и эмпирическими науками. Эйдетические науки предпосылаются опытным наукам с целью трансцендентального прояснения соответствующих региональных категорий, которые "наивно" используются в опытных науках; тем самым последние преодолевают свою отчужденность от сущности, обусловленную неприятием категориального созерцания и догматической ставкой только на чувственный опыт, и трансцендентально приобщаются к основополагающей науке о допредикативной очевидности. Именно поэтому "наряду с феноменологической редукцией эйдетическая интуиция является основной формой всех особенных трансцендентальных методов, так что обе вполне определяют доподлинный смысл трансцендентальной феноменологии" [14]. (Дальнейшие разъяснения приводятся ниже в статьях "СВОБОДНАЯ ВАРИАЦИЯ В ФАНТАЗИИ" и "ЭИДОС").
Гуссерлевский интуитивизм занимает чрезвычайно своеобразное место среди прочих интуитивистских доктрин западной философии XX века. Его установка принципиально рациональная, и это отличает его, скажем, от интуитивной философии Бергсона, опирающейся на иррационализм. Отдельные формулировки у Бергсона почти буквально совпадают с ходом мысли в гуссерлевских работах; когда, например, Бергсон характеризует абсолютное познание как "познание, схватывающее свой объект изнутри, воспринимающее его таким, как он сам воспринимал бы себя, если бы его восприятие и бытие составляли одно и то же" [15], это звучит почти как выдержка из Гуссерля, и все же принципиальная разница между обоими философами состоит в том, что бергсоновские интуиции носят, скорее, импульсивно-артистический характер, тогда как гуссерлевские функционируют в пределах чистой логики. Не случайно, что Бергсон, отметив однажды определенное сродство своей философии с феноменологией, признался, что прочитал "Логические исследования" лишь частично, найдя их "чересчур трудными" [16], как неслучайно и восклицание Гуссерля после одной лекции Койре о Бергсоне; "Подлинные последовательные бергсонианцы – это мы" [17]. Во всяком случае, симптоматично уже то обстоятельство, что иитуитивизм Гуссерля был развит именно в работе, носящей заглавие "Логические исследования", и, более того, оказался фундаментом самой логики. Так бесцеремонно упразднялась абсурдная антиномия между логосом и эйдосом, определившая всю типику философии Нового времени.
Заметим еще, что гораздо более существенной, чем связь с бергсонианством, является близость идеирующего метода к мысли Гете. Гетевское учение о протофеномене исчерпывающим образом предвосхищает всю методику Гуссерля, и остается лишь удивляться тому молчанию, которое окутывает эту близость в феноменологических кругах. Ниже мы остановимся на этом вопросе подробнее, не только в связи с Гете, но и с дальнейшей судьбой гетеанизма.

Источник: Феноменологическое познание. Основные термины

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
334.56 кб

Идеациональность информационного общества

Кошетарова Людмила Николаевна, Круть Оксана Борисовна, Лосинская Анна Юрьевна
C философско-культурологической точки зрения рассмотрена динамично изменяющаяся реальность информационного общества, в которой выявляются тенденции зарождающейся идеациональной системы культуры XXI века.
Читать PDF
260.01 кб

Об идеационной сопряженности философии и богословия в духовной культуре России: исторические основан

Морозова Ирина Николаевна
В статье культурные феномены богословия и философии России рассматриваются в контексте единства историко-культурных обстоятельств и ситуации их формирования.

Похожие термины:

  • ИДЕАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

    одно из ключевых понятий социально-культурной динамики П.А. Сорокина, обозначающее культурную систему, для которой в качестве приоритетной реальности выступает сверхъестественное. И.К. фактическ