известнейшее произв. древнейшего периода кит. философии (см. Китайская философия), использовавшееся в гадательной практике. Оно состоит из 64 графических символов (гексаграмм), образованных элементами, символизирующими Ян и Инь, и их различных истолкований.
ИЦЗИН
ИЦЗИН (Книга перемен)
Источник: Философский энциклопедический словарь
ИЦЗИН
635, Цичжоу (совр. Личэн пров. Шаньдун) или Фаньян (к юго-западу от совр. Пекина),- 713. Буд. монах, путешественник, переводчик. В 671 отправился в Индию морем за буд. текстами. Изучал инд. лит-ру в североинд. монастыре Налаида. В 695 вернулся в Китай. В общей сложности перевел на кит. яз. 230 цзюаней ("свитков") буд. соч. Написал также биографии, трактат "Дай Тан Си юй цю фа гао сэн чжуань" ("Жизнеописания достойных монахов, ездивших на Запад в поисках Закона при Великой Тан"). См. лит-ру к ст. Буддизм.
ИЦЗИН
635—713) — кит. будд. монах, путешественник, один из наиб. выдающихся переводчиков будд. канонической лит-ры на кит. язык. Родился в Цичжоу (ныне Личэн, провинция Шаньдун), а по др. сведениям — в Фаньяне (к юго-зап. от совр. Пекина). В 671 отправился морем в Индию за будд. текстами. В Индии изучал будд. философию в монастырском «университете» Наланда. В 695 вернулся в Китай, где развернул широкую переводческую деятельность. Помимо переводов он написал биографич. трактат «Жизнеописания достойных монахов, ездивших на Запад в поисках Закона при Великой династии Тан». Е. А. Торчинов
Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь
«ИЦЗИН»
И ц з и н («Каноническая книга перемен»), иначе «Чжоу и» («Чжоуская книга перемен»), одна (по традиции - древнейшая) из книг, входящих в конфуцианское «Тринадцатикнижие», самая сложная и многослойная па них, оказавшая наибольшее влияние на всю кит. философию. Состоит из «канонич. текста» (дайн) и комментариев (чжуанъ).
Цзин - это 64 гексаграммы, графич. знака особой формы, образованные путем соединения в разных комбинациях к.-л. двух из восьми триграмм (ба гуа) - восьми первооснов мира. Согласно традиции, ба гуа были ниспосланы небом мифич. императору Фуси (2852-2738 до н. э.), к-рый их расшифровал и, удвоив, превратил в гексаграммы. Выраженные в них идеи, возможно, зародились в конце эпохи Инь - начале Чжоу (11-10 вв. до н. э.), но были оформлены позднее, ок. сер. 1-го тыс. до н. э. Ба гуа представлены в таблице (по Ю. К. Шуцкому), целая черта символизирует силу ян, прерванная - инь (см. Инь и ян):
Чжуань - семь текстов, объясняющих цзин; три из них разделены на две части, так что в итоге они образуют десять комментариев, именуемых «Десять крыльев» («Ши-и»). Они приписывались Конфуцию, однако совр. исследования показали, что они создавались разными авторами примерно в 5-3 вв. до н. э. Суть философии «И.» изложена в «Сицы-чжуане» (одном из «Ши-и») и в «канонич. тексте»: в основе ее - постоянно изменяющаяся Вселенная, в к-рой взаимодействие сил инь и ян порождает все вещи и явления. О происхождении ба гуа говорится: «(Процесс) перемен начинается в Тайцзи. Великий предел рождает две изначальные сущности (т. е. силы инь и ян или небо и землю)... (к-рые) порождают четыре символа..., дающих начало восьми триграммам. Восемь триграмм определяют счастье (удачу) и несчастье (неудачу)». Праисточииком всех явлений и вещей считаются триграммы цянь и кунь: цянь их порождает, а кунь их взращивает.
Цзин - это 64 гексаграммы, графич. знака особой формы, образованные путем соединения в разных комбинациях к.-л. двух из восьми триграмм (ба гуа) - восьми первооснов мира. Согласно традиции, ба гуа были ниспосланы небом мифич. императору Фуси (2852-2738 до н. э.), к-рый их расшифровал и, удвоив, превратил в гексаграммы. Выраженные в них идеи, возможно, зародились в конце эпохи Инь - начале Чжоу (11-10 вв. до н. э.), но были оформлены позднее, ок. сер. 1-го тыс. до н. э. Ба гуа представлены в таблице (по Ю. К. Шуцкому), целая черта символизирует силу ян, прерванная - инь (см. Инь и ян):
Чжуань - семь текстов, объясняющих цзин; три из них разделены на две части, так что в итоге они образуют десять комментариев, именуемых «Десять крыльев» («Ши-и»). Они приписывались Конфуцию, однако совр. исследования показали, что они создавались разными авторами примерно в 5-3 вв. до н. э. Суть философии «И.» изложена в «Сицы-чжуане» (одном из «Ши-и») и в «канонич. тексте»: в основе ее - постоянно изменяющаяся Вселенная, в к-рой взаимодействие сил инь и ян порождает все вещи и явления. О происхождении ба гуа говорится: «(Процесс) перемен начинается в Тайцзи. Великий предел рождает две изначальные сущности (т. е. силы инь и ян или небо и землю)... (к-рые) порождают четыре символа..., дающих начало восьми триграммам. Восемь триграмм определяют счастье (удачу) и несчастье (неудачу)». Праисточииком всех явлений и вещей считаются триграммы цянь и кунь: цянь их порождает, а кунь их взращивает.
Источник: Советский философский словарь