1263, Харрамн— 1328, Дамаск) — арабо-мусульманский теолог, видный представитель традиционалистского толка в мусульманской религиозно-правовой мысли — ханбализма. Ибн Таймиййа с детства жил в Дамаске, там же получил религиозное образование и впоследствии занимался преподавательской деятельностью. В 1306—12 находился в Египте, где вступал в полемику с местными богословами различных направлений, за что неоднократно подвергался тюремному заключению. Такая же участь постигла его и после возвращения в Дамаск: в 1326 он в очередной раз был брошен в тюрьму Дамасской цитадели, где и умер.
Следуя традиционалистской установке ханбализма, Ибн Таймиййа единственным источником религиозной истины считал только Коран и сунну, на основе которых сложилась истинная доктрина, выраженная в единогласном мнении сподвижников Пророка, непогрешимом и непререкаемом. Все возникшие впоследствии учения Ибн Таймиййа квалифицирует как «порицаемые новшества» (бвда). Неустанно борясь против таких нововведений, Ибн Таймиййа подвергал критике различные политико-религиозные ответвления (включая хариджизм и шиизм), арабоязычный перипатетизм (в своих трактатах о несостоятельности логики — «ар-Радд ала алмантикийййн», о согласии разума с верой — «Мувафакат сахих ал-манкул ли-сарих ал-макул» и в комментарии к сочинению Ибн Рушда «Рассуждение, выносящее решение»), философскую теологию калама, как мутазилитского, так и ашаритского направлений (в различных «символах веры», акида, особенно «ал-Акида ал-хамавиййа» и «ал-Акида алваситиййа»), пантеистическую тенденцию в суфизме (хотя сам Ибн Таймиййа был суфием) и современную ему суфийскую практику, прежде всего культ святых и чудотворения (в сочинениях «Хакикат мазхаб ал-иттихадиййн» и «ал-Фуркан»).
В области догматики Ибн Таймиййа одновременно отвергал апофатизм (отрицание божественных атрибутов), антропоморфизм и символико-аллегорическое толкование. Стремясь возродить моральный активизм, заложенный в Коране и сунне, он полагал ошибочным мутазилитское отрицание роли Бога в человеческих деяниях, но еще более опасным — ашаритское отрицание действенной воли человека. Дилемму «свобода воли — божественное всемогущество» Ибн Таймиййа снимает отнесением актуальной реализации принципа Божьего всемогущества лишь к прошлому, а императивы божественного закона (шариа) — к будущему.
Политическая концепция Ибн Таймиййи (изложенная гл. о. в его труде «ас-Сийаса аш-шариййа», «Религиозное управление») подчеркивает нерасторжимое единство государства и религии. Но в отличие от традиционной суннитской доктрины государства, Ибн Таймиййа не отстаивает необходимость института халифата, признает существование одновременно более одного халифа, отрицает обязательность принадлежности главы государства к курайшитам — роду Пророка. В 18 в. идеи Ибн Таймиййи были возрождены в ваххабизме, поддержанном династией саудитов и ныне являющемся официальной идеологией Саудовской Аравии.
Лит.: Абу Захра М. Иби Таймиййа. Каир, 1958; Харраш М. X. Ибн Таймиййа ас-салафи. Бейрут, 1984; Laost H. La profession de foi dIbn Taymiyya. P., 1986.
T. Ибрагим