Ибн-Сина Абу-Али

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Ибн-Сина Абу-Али
 (лат. транскрипция — Авиценна; 980—1037) — средневековый таджикский философ, врач и энциклопедический ученый. Жил в Бухаре и Иране. Сохраняя приверженность исламу, И.-С. тем не менее сыграл большую роль в распространении среди арабов, а через них и в европейских странах философского и научного наследия античного мира, и прежде всего учения Аристотеля. И.-С. много сделал для утверждения рационального мышления и пропаганды естественнонаучных и математических знаний. В своем философском учении он сохраняет и материалистическую и идеалистическую тенденции Аристотеля, в некоторых вопросах отступая от аристотелизма в сторону неоплатонизма. И.-С. самостоятельно развивал логику, физику и метафизику Аристотеля. Он признавал вечность материи, рассматривая ее как причину многообразия единичных вещей, и выступал против астрологических и иных суеверий. Осн. соч. — «Даниш-намэ» («Книга знания») — содержит сжатое изложение логических и физических взглядов И.-С.

Источник: Философский словарь. 1963

Абу Али Ибн Сина (Авиценна)
(980–1037)
«Бог есть необходимость»
Выдающийся среднеазиатский философ, врач, ученый. Некоторое время жил в Бухаре, потом в Иране. Получил очень хорошее по тем временам образование, проявив при этом блестящие способности: рассказывают, что уже в десять лет он наизусть знал весь Коран! Главной заслугой Ибн Сины является творческое развитие и осмысление философского наследия Аристотеля. Основным сочинением всей его жизни является «Книга исцелений», состоящая из восемнадцати томов, поделенных на четыре раздела: метафизику, математику, логику и физику. В своей философии Ибн Сина разрабатывает учение о бытии, в котором можно выделить четыре вида состояния:
1. Объекты, абсолютно бестелесные (нематериальные) – Бог, а также все духовные существа, упоминаемые в Коране.
2. Объекты полуматериальные – небесные сферы, населенные душами и духовными сущностями.
3. Объекты, бывающие то материальными, то нематериальными – необходимость, возможность, свойство, субстанция.
4. Материальные объекты – все физические предметы и явления.
Согласно Ибн Сине, божественное бытие есть необходимость, т. к. сущность Бога и Его существование совпадают, а вот бытие отдельных вещей всегда определяется другими единичными вещами. Всемогущий Бог (Аллах) творит мир для самого себя и для человека, который через постижение мира может приблизиться к постижению Бога. Так же как и Аристотель, Ибн Сина различает три вида души: растительную душу, животную и разумную. Разумной душой в мире обладает только человек. Душе человека присущи две силы: умозрительная, отвечающая за разумную, интеллектуальную сферу, и практическая, применяемая в социальнополитической и любой иной общественной деятельности. Бессмертие души остается для Ибн Сины великой тайной, хотя он и не отрицает этой идеи.

Источник: Философия. Краткая история.